Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Дисциплина и формирование поведения
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье:
Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. За социально одобряемым и ожидаемым поступком следует награда, за социально порицаемым — наказание.
Власть принуждения — в основе ее лежит жестокий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).
Власть эксперта — основана на большой компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
Власть авторитета — в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом — носителем социально одобряемого поведения.
Власть правила — единственная форма вне личностной власти, носителями и истолкователями правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности родители.
5. Общение в семье
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
В семье даже самые сдержанные родители не могут не демонстрировать ребенку стиль отношений между собой. Этот стиль информирует отнюдь не только о моральной, но и о психосексуальной сторонах отношений между людьми вообще и между родителями.
Забота друг о друге, прикосновения, объятия, поцелуи, не всегда произвольно контролируемые эротические реакции и т. д. постепенно вводят ребенка в стиль отношений мужчины и женщины7.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного.
Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым.
Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно не видимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Отношения между людьми в зрелой семье бывают наиболее глубокими и прочными.
Они включают четыре основных подвида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения.
Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.
Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
Культурные — это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловлены с традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует.
Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание. Зрелая семья способна создать внутри каждого из видов отношений согласие и понимание, гибкость и бесконфликтность, что положительно сказывается на развитии ребенка.
Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:
Согласно Орлову, личность находится между областью субъектного и объектного содержания и формируется как посредник между ними в процессе социализации. Ребенок практически полностью зависит от социального окружения в первые десятилетия своей жизни, в результате чего приобретает совокупность «привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки»8.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, предлагается9следующая система принципов семейного воспитания:
Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности Ребенка10.
Таким образом, семья имеет очень большое влияние на формирования личности. Социальный опыт, который выносится разными членами семьи из объективно одинаковых ситуаций, существенно различается. Именно поэтому лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Кроме того социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной. Исходя из этого, семья является только фундаментом для создания личности, сильным толчком для дальнейшей социализации на протяжении всей жизни в различных социальных институтах.
Т. Киммел, Ф.В.Клайн, Д.Фэй, С.Р.Бенуа. (1995). Воспитание с любовью и логикой. М: Центр общечеловеческих ценностей.
Б., Ш. Л. (2008). Семейная Психология. М: Академический проект;Трикста.
В., С. (1992). Как строить себя и свою семью. М: Педагогика-Пресс.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. (1988). Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л: Медицина .
Реана, П. р.-к. (2008). Психология Детства. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Сосновского, П. р. (2005). Психология: Учебник для педагогических вузов. М: Юрайт.
Ю., Х. (1993). Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М: Просвещение.
Я., Т. В. (1987). Семья и формирование личности. М: Мысль.
1 Сосновский Б. А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М. 2005 С.295
2 Сосновский Б. А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М. 2005. С. 295-296
3 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995
4 Хямяляйнн Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.,1993.
5 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности
6 Торохтий В.С. Психология социальной работы в семье. М., 1996.
7 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л.,1998.
8 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995. №2. С.10
9 Торохтий В.С. Психология социальной работы в семье. М., 1996.
10 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995
Информация о работе Семья как институт социализации личности