Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Семья как социальный институт ............................................................................. 4
1. Семья в обществе – системные элементы и социальные признаки ............ 4
2. Функции семьи как социального института в обществе ........................... 10
3. Кризис семьи в современной России ........................................................... 15
Заключение .............................................................................................................. 23
Список используемой литературы ........................................................................ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Семья как социальный институт.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет»

 «Московский институт стали  и сплавов»

Новотроицкий филиал

 

 

Кафедра ГиСЭН

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Социология.

На тему: Семья как социальный институт.

Вариант – 18

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил: Светлицкий А.В.

                                             Группа: 45з.

                                                                  № зач. книжки: 07 – 104.

                                                                        Проверил: Фатхуллина Г.М.

 

 

 

 

Новотроицк – 2010

Содержание

 

Введение ....................................................................................................................  3

Семья как социальный институт .............................................................................  4

     1. Семья в обществе – системные элементы и социальные признаки ............  4

     2. Функции семьи как социального института в обществе ...........................  10

     3. Кризис семьи в современной России ...........................................................  15

Заключение ..............................................................................................................  23

Список используемой литературы ........................................................................  24

 

 

Введение.

 

          Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

          Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

 

Семья как социальный институт.

1. Семья в обществе  – системные элементы и социальные  признаки.

 

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов.

Социальный  институт в социологии определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо сторону человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. Есть и другие определения социального института. Так, А. Рэдклифф-Браун под институтом понимает стандартизованные способы поведения, с помощью которых социальная структура — сеть социальных отношений — поддерживает свое существование во времени. Т.И. Заславская определяет социальный институт как целостный устойчивый комплекс формальных и неформальных «правил игры», т.е. принципов, норм, установок, способов контроля, поощрений и санкций, регулирующих системы ролей и статусов, образцы поведения и типы социальных практик в различных сферах человеческой деятельности.

Рассмотрим один из социальных институтов, чтобы яснее понять, что такое социальный институт.

Институт  семьи — принятая обществом форма постоянной совместной жизни мужчины и женщины, связанной с продолжением рода. Этот институт включает в себя нормы взаимоотношений в семье, правила образования семьи, распределение ролевых обязанностей и прав, систему символов, в которых общество фиксирует свои представления, связанные с этой сферой жизни. Так, в современном обществе семья понимается как моногамный союз мужчины и женщины, имеющих свободное равное право расторжения брачного союза, несущих совместную ответственность за детей, родившихся в их браке, имеющих право самостоятельно планировать семью, регулировать число детей, прерывать нежелательную беременность. Современное общество не требует от своих членов обязательного религиозного закрепления брака. Даже пары, не вступившие в гражданский брак, при продолжительной совместной жизни могут в каких-то аспектах рассматриваться как семья. Современная семья, как правило, нуклеарна (состоит из мужа, жены и детей), малодетна, ее идеал характеризуется равенством прав, обязанностей и ответственности, а также равенством свобод. Все это образует развернутую характеристику института семьи в современном обществе.

В каждом обществе, утверждают социологи, обязательно наличествует по меньшей мере пять групп социальных институтов:

1. экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг;

2. политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. институты стратификации, регулирующие распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты, ответственные за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Институциональная организация  современного общества наглядно представлена в таблице 1.

Система социальной регламентации  той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, сформируется, если существуют необходимые для этого условия.

Во-первых, в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте.

Во-вторых, общество должно располагать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой формируется новый институт.

 

 

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах.

Социальный институт

Основные функции

Группы и организации

Ценности

Роли

Нормы

Семья

Регулирование рождаемости, социализация и защита детей

Родственники, группы, объединенные родственными связями

Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в до-ме, уважение к ро-дителям

Дочь, сын, отец, мать, брат, сес-тра, тетя, дядя, бабушка, деду-шка

Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность

Религия

Обсуждение загробной жизни и понятий страда-ния и потерь; стремление сое-диниться с Созда-телем

Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные органи-зации

Чтение Священ-ного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклоне-ние Богу

Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, мис-сионер, пророк, новообращенный

Посещать цер-ковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви

Право

Поддержание социального поряд-ка

Милиция, суды, тюрьмы

Суд присяжных, принцип презум-пции невинов-ности

Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель

Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права

Политика

Установление иерархии власти

Политические партии, конгрес-сы, парламенты, монархии

Правило просто-го большинства, право голоса

Президент, депутат, лоббист, кандидат

Один человек - один голос, голо-сование как при-вилегия и право

Экономика

Производство и распределение  товаров и услуг

Кредитные сою-зы, банки, бюро кредитной инфор-мации, клубы по-требителей

Зарабатывание денег, своевре-менная оплата счетов, эффектив-ное производство

Рабочий, пред-приниматель, по-купатель, прода-вец, кредитор, должник, рекла-модатель

Максимизация прибыли, «клиент  всегда прав», упорный труд


Образование

Передача знаний и навыков  из по-коления в поко-ление

Школы, коллед-жи, студенческие советы, спортив-ные команды, ас-социации роди-телей и учителей

Академическая че-стность, хорошая успеваемость, терпимость

Преподаватель, студент, декан, профессор, ди-ректор, футбо-лист, тренер

Выполнять дома-шние задания, го-товиться к лек-циям, не доносить на товарищей

Наука

Освоение окружа-ющей среды

Местные, государственные, регио-нальные, национальные и международные ассоциации

Объективные исследования, открытая публика-ция полученных результатов

Ученый, исследователь, техник, администратор

Применять научные методы, полностью раскры-вать полученные данные

Здравоохранение

Излечение больных, уход за умирающими

Больницы, аптеки, страховые  компании

Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача

Доктор, медсес-тра, пациент, фар-мацевт, страхов-щик

Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь

Армия

Защита от врагов, отстаивание  наци-ональных интере-сов

Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия

Готовность с чес-тью умереть за свою страну, подчинение командирам

Солдат, новобранец, военнослу-жащий, офицер, пленный, шпион

Быть готовым к войне, подчиняться старшим офи-церам, не обсуж-дать приказы

Средства массовой информации

Распространение информации, формирование общественного мнения, освеще-ние событий

Телевизионные сети.радиостанции, издательства

Оперативность, точность, боль-шая аудитория, свобода печати

Журналист, дик-тор последних из-вестии, автор, ре-дактор, издатель

Информация дол- жна быть точной, объективной, опе-ративной и полез-ной


 

 

 

Институционализация и изменения в социальных институтах:

Институционализацией называется процесс образования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

В классическом понимании  институционализация — это переход совокупности индивидов от естественного состояния, когда ими движут страсти, к социальному состоянию, когда они признают над собой какой-то высший авторитет, внешний по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это понимает Ш. Монтескье, противопоставлявший состояние гражданина состоянию человека, считая, что гражданин — это тот, чьи действия регулируются законом, тогда как поступки человека регулируются моралью. Согласно Монтескье, в институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость индивидуальных действий и добропорядочное поведение индивидов по отношению друг к другу.

Институционализация в действительности — динамический процесс, допускающий  наличие противоречий между старыми  институциональными формами и новыми социальными потребностями.

Процессы институционализации порождаются рядом социальных потребностей, в число которых известный социолог Г. Ленски включил:

1. потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2. потребность в производстве продуктов и услуг;

3. потребность в распределении благ (и привилегий);

4. потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5. потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественн. групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6. потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется  разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей — в коммуникации, производстве услуг, распределении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля.

Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности  функционирования данного института в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение). Например, можно назвать две причины распада института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просвещения, согласно которой все люди равны от природы и крепостничество позорно и для господ, и для крестьян; во-вторых, труд крепостных стал неэффективным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодальных землевладельцев.

Информация о работе Семья как социальный институт