Система мотивации труда государственных гражданских служащих: основные аспекты, проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в описании и анализе системы мотивации труда государственных гражданских служащих на сегодняшний день. В соответствие с целью перед автором стоят следующие задачи: дать понятие мотивации, описать основные элементы процесса мотивации сотрудника в организации, охарактеризовать основные теории мотивации и их применение в практике управления, дать описание системы мотивации труда именно со стороны государственной гражданской службы, проанализировать ее состояние на текущий период, выявить основные проблемы этой системы и предложить возможности их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации сотрудников 6
1.1. Общая характеристика процесса мотивации 6
1.2. Содержательные теории мотивации 12
1.3. Процессуальные теории мотивации 16
1.3. Другие теории мотивации 22
Глава 2. Современная система мотивации государственных гражданских служащих 25
2.1. Основные стимулы к труду у государственных гражданских служащих 27
2.2. Элементы системы мотивации государственных служащих 29
3.3. Основные проблемы мотивирования государственных гражданских служащих 40
Глава 3. Пути совершенствования мотивации государственных гражданских служащих 44
3.1. Анализ зарубежного опыта 44
3.2. Принимаемые меры по совершенствованию системы мотивации на государственной гражданской службе 48
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

вкр_юдина юс_492 группа.docx

— 276.19 Кб (Скачать файл)

Сама  система мотивации государственных  гражданских служащих с четким определением этого понятия не описана. Однако, можно изучить российскую нормативно-правовую базу, различные социологические опросы и сделать вывод о том, что система мотивации состоит из следующих компонентов (оказывающих прямое воздействие на мотивацию госслужащих): государственные гарантии, оплата труда, возможности карьерного роста, аттестация, ротация, обучение и ответственность. Косвенное влияние на мотивацию сотрудников может оказывать конкурсный отбор. Все эти элементы системы мотивации исходят из социально-правового статуса и правового положения государственного гражданского служащего, который состоит из прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, требований, гарантий и экономического обеспечения (в целом, все, что связанно с государственной службой). Социально-правовой статус госслужащего – это установленные государством меры должного и возможного поведения  государственного служащего. Это статус (который также может интерпретироваться как занимаемой должностью, уровень образования и вознаграждение) не только определяет место госслужащего в административном процессе, но и может удовлетворить его потребность в уважении, в признании и т.п., таким образом является сильным мотивирующим фактором. 32

Система мотивации госслужащих является сложной и комплексной. Здесь  можно проследить взаимосвязь с  теорией Портера-Лоулера: указано на комплексность и важность элемента мотивации в процессе управления, а также на факт того, что оплата труда далеко не единственных стимул.

Государственные гарантии

Государственные гарантии создают нормальные условия работы, а также мотивируют сотрудников на эффективное выполнение работы. Они обеспечивают правовую и социальную защищенности госслужащих, стабильный кадровый состав. Их назначение – сделать госслужбу более привлекательной в глазах как госслужащих и потенциальных работников, так и обычных граждан.

К основным государственным гарантиям можно  отнести:

  • равные условия оплаты труда и сопоставимость оценок эффективности деятельности госслужащих;
  • право на своевременную оплату труда в полном объеме;
  • сознание комфортных условий работы: обеспечение рабочим пространством, мебелью, техникой и т.п.;
  • нормальны режим работы: нормированные рабочий день, право на обеденный перерыв, на отдых, на выходные, на ежегодный оплачиваемый отпуск (для высших и главных должностей 35 календарных дней, для остальных должностей 30 календарных дней) и иные отпуска (отпуск без содержания не более 1 года), в том числе за выслуги лет (суммы дней оплачиваемого отпуска и отпуска за выслугу лет у высших и главных должностей не более 45 календарных дней, для остальных должностей это количество не должно превышать 40 дней), при увольнение госслужащего ему производится оплата всех неиспользованных отпусков;
  • медицинское страхование государственных служащих и членов семьи;
  • государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения государственной гражданской службы;
  • выплаты по обязательному государственному страхованию;
  • возмещение командировочных расходов;
  • возмещение расходов, связанных с переездом госслужащего и его семью в связи с переходом на иное место работы на государственной службе;
  • защита госслужащего и его семью от различных проявлений насилия, угроз и т.п. в связи с выполнением им служебных обязанностей;
  • государственное пенсионное обеспечение
  • жилищная субсидия.

Существуют  также иные государственные гарантии, предоставляемые госслужащим в  соответствие с Федеральными законами. Например, сохранение места работы, оплаты труда в период профессиональной переподготовки, стажировки и иных мероприятий, транспортное обслуживание, а также единовременная субсидия на приобретение жилья один раз за весь период госслужбы. Стаж работы также можно считать своего рода гарантией, т.к. чем выше стаж, тем выше надбавка за выслугу лет к денежному содержанию. Существуют также поощрения за отличную службу, компенсации за неиспользованные путевки. 33

Гарантии  приставляют собой систему положительных стимулов, потому что они обеспечивают должные условия труда работников. В идеале, если все условия для работы созданы, то дальше ответственность лежит на работнике: каковы его навыки, умения, качества.

Данный  элемент мотивации госслужащих  соответствует взгляду Мэйо, что нематериальная мотивация также важна как и материальная, и взгляду Тейлора о дневной выработке (нормальный режим работы).

 

Оплата труда

Оплата труда государственного гражданского служащего является более конкретным стимулом. И является основным средством его материального обеспечения и стимулирования его деятельности.

Денежное  содержание госслужащего состоит из 3 частей: месячного оклада в соответствие с занимаемой должностью, оклада за классный чин и иных выплат. Должностной оклад устанавливается Указам Президента, по отдельным должностям может устанавливать единое денежное содержание, в котором учтены все выплаты (за классный чин, за выслугу лет, за особые условия труда, за работу с государственной тайной), кроме премий и ежемесячных денежных поощрений.

К дополнительным выплатам можно отнести:

  • надбавка за выслугу лет от 10% до 30% за стаж от 5 до 15 лет;
  • надбавка за особые условия труда в размере до 200% от месячного оклада;
  • надбавка за работу с государственной тайной, а также за работу в органе по защите государственных тайн, то он дополнительно получает надбавку за стаж работы в подобных органах (при стаже 1-5 лет надбавка составляет 10 процентов, 5-10 лет, то 15 процентов, далее – 20 процентов. В этот стаж также включается время работы этих служащих в структурных подразделения подобных органов, других органах государственной власти, органах местного самоуправления);
  • премии за особо важные и сложные задания;
  • ежемесячное поощрение (от 1 должностного оклада до 14 в зависимости от должности);
  • единовременная выплата при предоставлении отпуска (в размере двух месячных окладов) и материальной помощи.
  • районный коэффициент (для регионов крайнего Севера и труднодоступных регионов);

Размеры окладов ежегодно индексируются в соответствие с уровнем инфляции в стране.34 Введена достаточно гибкая оплата труда в зависимости от результативности и эффективности служебной деятельности, была усовершенствована сама структура оплаты труда. Теперь базовой оклад составляет незначительную часть оплаты труда, значительная доля приходится на дополнительные выплаты по результатам деятельности госслужащего, что стимулирует госслужащего к повышению качества его работы.

Система оплаты труда госслужащих соответствует  взгляду Тейлора в части различных  надбавок (за перевыполнение дневной  выработки). Также наблюдается соответствие теории ожидания и теории справедливости, т.к. система оплаты труда прозрачна, госслужащие декларируют свои доходы (госслужащий знает сколько получается его коллеги), сотрудник знает какое вознаграждение он получит за прилагаемые усилия. Также прослеживается косвенная взаимосвязь с теорией психологического контракта.

Поощрения и  награждения

Поощрения и награждения – важный элемент  мотивации госслужащих. Они позволяют  мотивировать служащих на выполнение работы, на повышение лояльности к  органу исполнительной власти, в котором  они проходят службу. Они также  оказывают влияние на служебную  дисциплину. Их применение основано на  благодарности за безупречно выполненную  работу или безукоризненное выполнение служебных обязанностей.

Поощрения и награждения бывают следующих  видов:

  • объявление официальной благодарности и выплата денежного поощрения в соответствие с этим;
  • награждение почетной грамотой и выплата денежного поощрения в соответствие с этим;
  • иный виды поощрений и награждений;
  • выплата единовременного поощрения в честь выхода на пенсию;
  • поощрения Правительства или Президента РФ;
  • присвоение почетных званий;
  • награждение знаками отличия или орденами.

Примечательно, что данный элемент системы мотивации  сочетает в себе не только материальные способы, но и нематериальные. Нематериальные стимулы не должны обходиться без  внимания на государственной гражданской  службе, ведь оплата труда и выплаты  различных поощрений производится из федерального бюджета, а он не резиновый, он ограничен. Также людям приятно, когда их ценят не только с материальной стороны, когда их банально уважают, например.35

Данный  элемент мотивации госслужащих  также, как и предоставление государственных  гарантий, соответствует взгляду  Мэйо, что нематериальная мотивация также важна как и материальная.

В целом  государственные гарантии, оплата труда, поощрения и награждения соответствуют  содержательным теориям мотивации, они оказывают сильное воздействие  на различные группы мотивов сотрудников.

Конкурсный отбор 

Конкурсный  отбор имеет косвенное влияние  на мотивацию, он скорее может гарантировать, что на госслужбу придет квалифицированный  и ответственный работник. Это основной способ замещения должностей государственной гражданской службы. Конкурс на замещение должности госслужбы представляет собой определение из числа кандидатов наиболее соответствующего требованиям должности (условиям конкурса). Существуют следующие принципы отбора: профессионализм и компетентность, принцип равного доступа граждан к госслужбе

Конкурсный  отбор не применим при назначении на категории «руководителей» и  «помощников (советников)», при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность гражданской службы гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.36

Прохождение государственной  гражданской службы и возможности  карьерного роста

Прохождение государственной службы – это динамика служебного положение госслужащего, его карьерный рост или спад. Этот процесс также является мотивом для поступления на госслужбу и ее прохождения или для повышения эффективности деятельности сотрудника. Основными элементами прохождения госслужбы являются поступление на госслужбы, период адаптации, аттестация, перевод на другую должность, присвоение чинов, поощрение, привлечение к ответственности, прекращение службы. Мотивируют сотрудника к деятельности в данном случае повышение или понижение по карьерной лестнице, поощрения и ответственность, а также и аттестация в какой-то степени.

Продвижение по службе является одним из самых  действенных нематериальных стимулов, т.к. вследствие этого повышается материальное стимулирование, удовлетворяется потребности  в причастности к принятию более  важных решений, заинтересованность в  деятельности возрастает, а следовательно  и эффективность деятельности работника.

Карьерный рост является нематериальным стимулом в соответствие с содержательными  теориями мотивации, а также является одним из способов «обогащения труда».37

Ротация

С точки  зрения мотивации, ротация увеличивает  багаж знаний работника, таким способом можно повысить заинтересованность работника в осуществляемой им служебной  деятельности. Ротация проводится в целях повышения эффективности гражданской службы, помогает в противодействию коррупции. Осуществляется в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, образования и стажа госслужбы.

Должности в порядке ротации замещаются на срок от 3 до 5 дет.

Госслужащий имеет право отказаться от замещения  должности в порядке ротации  в случае наличия заболевания, в  соответствие с которым предлагаемая должности противопоказана, а также  с случае невозможности проживания в другом месте в соответствие с предлагаемой должностью.

Ротация также является одним из способов «обогащения труда».38

Аттестация

Аттестация – это процесс определения соответствия сотрудника предъявляемым к нему требованиям в соответствие с занимаемой им должностью. Позволяет повысить чувство ответственности за выполняемую работу, а также попасть в кадровый резерв, что является стимулирующим фактором.

Она проводится раз в три года, может быть и  внеочередной. Аттестация проводится ранее указанного срока по двум причинам: было решение о сокращении штата  или об изменениях условий труда (например, переход на электронный  документооборот).

Аттестации  не подлежат служащие  категории  «руководители» и «помощники» («советник»), если с ними заключен срочный служебный  контракт, проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года, служащие, достигшие возраста 60 лет, беременные женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска), в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

По результатам  аттестации может быть принято одно из решений: человеку необходима профессиональная переподготовка, включение в резерв для замещения вакантной более  высокой должности или же может  быть просто подтверждение соответствия  занимаемой должности. Через месяц  после проведения аттестации издаётся нормативно-правовой акт, в котором  может быть указано, какие работника  понижаются в должности, какие идут на профессиональную переподготовку, какие подлежат включению в кадровый резерв. Если госслужащий отказывается идти на повышение квалификации, то представитель службы нанимателя может освободить его с занимаемой должности и уволить с

государственной службы.39

Еще одной  формой оценки персонала является квалификационный экзамен. Его сдают госслужащие, которые бессрочно занимали должности  категории «руководители», «специалисты», «обеспечивающие специалисты». Экзамен проводится, когда встает вопрос о присвоении классного чина госслужащему. Примечательно, что внеочередной квалификационный экзамен может проводиться только по инициативе сотрудника.

Информация о работе Система мотивации труда государственных гражданских служащих: основные аспекты, проблемы и пути решения