Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России, рассмотрено использование труда молодежи на примере сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;
- проанализировать деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи;
- ознакомиться с молодежной политикой;
- исследовать политику Ресторана быстрого питания Макдоналдс и его кадровую политику относительно молодежи;
Введение
1.Теоретические подходы к видам и методам использования труда молодежи
1.1.Особенности российского законодательства в области труда молодежи
1.2.Направления совершенствования труда молодежи
2.Использование труда молодежи на примере ресторанов быстрого питания Макдональдс.
2.1.Общая характеристика использования труда молодежи на предприятии Макдональдс.
2.3. Предложения по совершенствованию использования труда молодежи
Заключение
Список литературы
предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности в
осуществлении этих прав из-за
социально-психологических
С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производства
стабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодежи
всех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября
1992 года по март 1997 года
уровень экономической
лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос на
рабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи,
свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастании
стихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, прежде
всего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выбора
своего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в
различных отраслях экономики.[27]
Несмотря на то, что были значительные потери численности экономически
активной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, а
преодоление молодежной
безработицы связано с
Высокий уровень безработицы
относится к отличительным
молодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% - среди
25-29 летних при 9,5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . В
результате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышает
их долю среди экономически активного населения.[28]
Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имело
место только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила
54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах,
профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях.
Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места.
Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет – это те, кто не устроен после
окончания учебных заведений или прекращения учебы.
Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счет
впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте
от 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранее
работавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны в
основном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию.
Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу в
профессиональных учебных заведениях против 10% мужчин.[29]
По-другому складывается состав безработной молодежи,
зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковой
в возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группах
наблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшей
конкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминации
женщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числа
молодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных и
учебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработных
являются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи
(выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенно
велика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, с
глубоким кризисом отраслей,
где преобладает женская
Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи,
складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускников
общеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщины
рассчитывают на самостоятельный поиск работы.
Молодежи всегда присуща
более высокая текучесть
утверждается в
когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиваться
дифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усиления
движения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональные
предпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает те
виды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными
(например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) и
потеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес
(машиностроение, наука и научное обслуживание).
Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиям
начинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. В
отраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслям
как финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля и
общественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке.
Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрыв
преемственности молодых и старших поколений в науке может иметь трудно
преодолимые последствия (например: потеря научных школ).
На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияние
в настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслям
экономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшие
профессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики,
где требуются лица с указанным уровнем образования.
Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отраслях
нематериального производства. Прежде всего - за счет повышения доли
народного образования, кредитования, управления, финансирования и
страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной
численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь
дополнительное количество молодежи.
В группе отраслей материального производства молодежь отдает
предпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию.
Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые в
сельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской части
молодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйстве
против 12% в целом по всем занятным.[31]
Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда в
ближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним,
повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий и
инженерно-технических кадров.
Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет во
всех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингента
молодежи 20-29 лет.
Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет
будет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Это
несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому же
нерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и в
предыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может
измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится
заинтересованность
которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели во
многих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появиться
тогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, а
также с повышением качества продуктов и услуг.
1.1.Особенности российского
Принцип занятости, господствовавший в государственной политике нашей страны в течении многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР 1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровню распределения доходов, снижая заинтересованность в результатах труда.
Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где закреплено право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.[12]
С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодежи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы трудовые права работникам.
В условиях перехода Российской
Федерации к цивилизованному
рынку труда, объединение национальной
экономики в мировую систему,
важной задачей становится реформа
трудового законодательства. Формально
началом образования рынка
Формирование рыночных отношений
в сфере труда связано с
изменениями приоритетов в
Среди источников трудового права – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который носит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когда гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее объем и нагрузку.[14]
Кроме Конституции Российской
Федерации, следует отметить Кодекс
Законов о труде (КЗоТ), который
за всю историю развития трудового
права является третьим. Первый КЗоТ
был принят в 1918 году и просуществовал
4 года. Второй КЗоТ был принят 1922 году
и действовал 50 лет. Действовавший
до 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и
введен в действие 1 апреля 1972 года.
С тех пор в него неоднократно
вносились изменения и
Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы трудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы курсовой работы.
В КЗоТ есть отдельная глава,
посвященная труду молодежи, где
содержится комплекс основных норм, которые
образуют систему охраны труда молодых
людей, особенно несовершеннолетних (до
18 лет). В эту главу помещены специальные
нормы – льготы по труду молодежи,
относящихся к различным
В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу. Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.[16]
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993 года утверждены основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, среди которых есть две, касающихся труда молодежи:
1. Обеспечение правовой
и социальной защищенности
2. Предоставление молодому
гражданину гарантированного
В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых отношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно - психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями 43,64,174-183 КЗоТ.[18]Льготы и особенности регулирования труда молодежи можно условно разделить на следующее:
- льготное предоставление работы;
- запреты и ограничения,
направленные на сохранение
- льготные нормы выработки;
- льготы в оплате труда;
- льготное представление отпусков;
- гарантии при расторжении трудового договора.[19]
В настоящее время действует
пока союзный «Список тяжелых
работ, с вредными и опасными условиями
труда», выполнение которых может
причинить вред нравственному развитию
молодежи, запрещенных для
Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право его принять на работу.[20]
Информация о работе Совершенствование использования труда молодежи