Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 12:33, дипломная работа
Целью данного исследования является анализ работы и разработка предложений по совершенствованию развития отделения Социально-бытового обслуживания на дому в муниципальном образовании.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ;
– проанализировать деятельность отделения Социально-бытового обслуживания на дому Комплексного центра социального обслуживания населения Навашинского района Нижегородской области;
– рассмотреть приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области в частности;
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ
1.1 История возникновения, направления и функции социального обслуживания населения в России
1.2 Экономико-правовые основы социального обслуживания населения
1.3 Структура социального обслуживания в РФ. Итоги работы Минздравсоцразвития по направлению социальное обслуживание за 2010-2011 годы
Глава 2. Анализ деятельности отделения социально-бытового обслуживания ГУ «КЦСОН Навашинского района». Предложения по совершенствованию работы отделения
2.1 Социально-экономическая характеристика района
2.2 Структура служб социального обслуживания в Навашинском районе. Цели, функции и задачи отделения социально-бытового обслуживания на дому
2.3 Анализ работы отделения за 2009-2010 года
2.4 Меры по привлечению и закреплению кадров. Повышение квалификации сотрудников ГУ «КЦСОН Навашинского района»
2.5 Приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области
2.6 Пути совершенствования работы отделения социально-бытового обслуживания на дому в Навашинском районе
Заключение
Список литературы
В настоящее время социальные услуги в нашей стране предоставляются более чем в 4 тыс. социальных учреждений различного профиля. Ежегодно ими оказывается помощь более чем 15 млн. нуждающихся в социальном обслуживании гражданам.
С 2000 года число стационарных учреждений социального обслуживания различных типов возросло в 1,3 раза, число проживающих в них увеличилось на 27,3 тыс. человек. На сегодня в Российской Федерации действует 1648 стационарных учреждений социального обслуживания (1500 для взрослых и 148 для умственно отсталых детей и для детей с физическими недостатками). Однако очередь во все типы стационарных учреждений социального обслуживания составляет более 20 тыс. человек.
Материально-техническая база этих учреждений, формировавшаяся в основном в послевоенный период, значительно устарела, что нередко является причиной пожаров. Около 600 зданий требуют реконструкции.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан пожилого возраста, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, с 1 марта 2010 года введены в действие СаНПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому противоэпидемиологическому режиму их работы».
Установленные этим документом требования обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов.
В 2010 году Минздравсоцразвития России принимало активное участие в создании на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России единой автоматизированной системы сбора сведений об оценке текущего состояния комплексной безопасности объектов здравоохранения и социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей.
На каждое учреждение социального обслуживания заполнен паспорт комплексной безопасности, содержащий сведения об организационно-правовой форме учреждений, численности проживающих, годах постройки здания, текущем состоянии, оснащенности учреждения, а также об охране здания и видеонаблюдении территории и помещений.
Наряду с обслуживанием в стационарных условиях развивается система нестационарного и полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста. Такие услуги оказывают 2220 центров социального обслуживания, в том числе 1417 комплексных центров, созданных в субъектах Российской Федерации.
Действуют 252 специальных дома для одиноких престарелых людей, в которых проживают более 14 тыс. человек. В 153 специальных домах имеются службы по предоставлению комплекса услуг социально-бытового назначения.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации внедряют различные формы надомного социального обслуживания — «Хоспис на дому», предоставление патронажных услуг по домашнему уходу за больными, специализированная служба по оказанию услуг экстренной социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам «Тревожная кнопка».
В настоящее время в системе социального обслуживания населения предусмотрено 548,8 тыс. должностей работников социальных служб, из них заняты только 505,9 тыс. должностей. Наибольшая потребность в среднем и младшем медицинском персонале (14,6 тыс. вакансий), а также в специалистах по социальной работе и непосредственно самих социальных работниках (6,3 тыс. вакансий).
Размер оплаты труда в учреждениях социального обслуживания в регионах различен и зависит от финансовых возможностей субъекта: от 4800 рублей в Пензенской области до 22 800 рублей в Камчатском крае.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, стимулирования их профессиональной деятельности, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми, с семьями, имеющими детей, Минздравсоцразвития России разработан проект постановления Правительства РФ «О единовременном денежном поощрении лучших социальных работников». 14 В июле 2011 году проходил Всероссийский конкурс «Лучший социальный работник» по 20 номинациям с призовым фондом 20 млн рублей.
В развитие социального обслуживания населения большой вклад вносят общественные организации. На 1 октября 2011 года общественным организациям и иным некоммерческим объединениям, оказывающим социальные услуги населению, из средств федерального бюджета было выделено более 665 млн рублей. В число общественных организаций и некоммерческих объединений, получающих государственную поддержку, входят такие крупные организации, как Всероссийская общественная организация героев, кавалеров государственных наград и лауреатов государственных премий «Трудовая доблесть России», Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы, Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий и др.
Чтобы понять какое влияние оказывает социальное обслуживание на население, рассмотрим это на примере отделения социально-бытового обслуживания Государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» Нижегородской области.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ГУ «КЦСОН НАВАШИНСКОГО РАЙОНА». ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ
2.1 Социально-экономическая характеристика района
Современная экономика Навашинского района – это, во-первых, выгодное транспортно-географическое положение (железнодорожный узел, соединяющий такие более крупные города, как Выкса и Кулебаки с восточные направлениями (Урал, Алтай, Сибирь, Дальний Восток). С областным центром по железной дороге Навашино связано через ст. Арзамас. Связь Навашинского района с внешним миром осуществляется также автомобильной дорогой Нижний Новгород – Касимов - Ряжск. Навашинский район расположен в юго-западной части Нижегородской области и примыкает к нижнему течению реки Оки, которая омывает его западную границу, а через нее и с другими водными артериями страны, по этому каналу уходят в плавания суда построенные на Навашинском ОАО «Окская судоверфь».
В сентябре 2009 года произведен пуск мостового перехода через р.Ока, который соединил Навашинский район и юго-западный сектор Нижегородской области по Владимирскому направлению с Москвой.
Площадь территории Навашинского района составляет 127,7 тыс.га.. На данный момент в состав Навашинского района входят 5 муниципальных образований: г.Навашино, рабочий поселок Теша и 3 сельских поселения. На 1 января 2011 года в Навашинском районе проживало 24 тысячи 433 человек. В районном центре - г. Навашино - 16208 чел.(66,3%), в р.п. Теша – 1124 чел., в сельской местности проживает 7101 чел.15
По своей специализации Навашинский район является промышленным центром. Отраслевая структура промышленности: судостроение, промышленность стройматериалов, пищевая и легкая промышленность, деревообработка. Ведущая роль в промышленном производстве принадлежит машиностроению. На ее долю приходится 50,8% всей произведенной промышленными предприятиями продукции, значительные доли занимают также производство стройматериалов – 23,1%, пищевая промышленность– 14,7%, легкая - 11%. В городе имеются предприятия ЖКХ, образовательные учреждения, центральная районная больница и другие объекты социального назначения. В районе зарегистрировано 730 малых предпринимательских структур, в том числе 101 малое предприятие и 629 предпринимателей без образования юридического лица. Преобладающим видом деятельности малого предпринимательства является торговая деятельность.16
По итогам социально-экономического развития Навашинский район в 2010 году занял 46 место среди районов области (по итогам 2009 года это было 51 место), при этом по финансовым показателям - 11 место, социальным – 25, по экономическим - 49. Факторами, оказавшими влияние на низкие показатели экономического развития, являются сумма полученного убытка и количество убыточных организаций.
Общая социально - экономическая ситуация в районе за 2010 год характеризуется следующими основными показателями:
Объем отгруженных товаров по крупным и средним предприятиям (по официально учтенному кругу) составил 2 млн. 632 тыс. руб., темп роста в действующих ценах – 216,5%. Практически все отрасли экономики в прошедшем году получили положительный темп роста, имеющий компенсационный характер по отношению к кризисному 2009 году. Ожидается, что благоприятное развитие ситуации сохранится и в 2011 году.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях составил 17 млн. 67 тыс. рублей и сократился на 2,4% в действующих ценах к соответствующему периоду прошлого года.
Предприятиями и организациями получена прибыль в сумме 159,21 млн. руб., что на 2,0% ниже, чем за аналогичный период 2009 года. Основную часть прибыли - 84,6% составила прибыль обрабатывающих производств.
По оперативным данным, за 2010 год фонд оплаты труда составил 1421,75 млн. руб. и снизился на 0,4% за счет сокращения среднесписочной численности работающих на территории Навашинского района (2009 год – 1426,85 млн. руб.).
Сохранился рост доходов населения. Среднемесячная заработная плата всего по району возросла на 4,1% и составила 13164,3 руб. (на крупных и средних предприятиях района - 13775,8 руб.), среднемесячный душевой доход жителей района возрос на 4,0% и составил 8007,4 руб. Высокий уровень оплаты труда отмечен в сферах: финансы и кредит, государственное управление, промышленность, транспорт и связь; самый низкий - в учреждениях культуры, образования и в сельхозорганизациях (Приложение 1).
За 2010 год оборот розничной торговли и общественного питания во всех каналах реализации составил 930,29 млн. руб., темп роста в сопоставимых ценах составил 104,4%. За декабрь месяц 2010 года прожиточный минимум трудоспособного населения составил 6103 руб. 05 коп. или 114,0 % к соответствующему периоду предыдущего года, покупательная способность заработной платы составила 2,4 раза. По состоянию на 01.01.2011 года по оперативным данным срочной отчетности задолженности по выплате заработной платы нет.
Уровень регистрируемой безработицы в районе ниже средне областного значения. По состоянию на 01.01.2011 уровень безработицы по району составил 0,65 % (в среднем по области – 1,19 %), численность безработных – 90 чел., получающих пособие – 74 чел.
Наблюдаются негативные тенденции в демографической ситуации: смертность по-прежнему превышает рождаемость. В 2010 году в районе появилось 169 новорожденных, что на 29,3% меньше аналогичного периода прошлого года, смертность же увеличилась на 9,9%. Число умерших по району в 3,4 раза превышает число родившихся (2009 год – 2,2 раза). Естественная убыль составила - 406 чел., сальдо миграции отрицательное – минус 28 чел.
Значительных изменений в финансовом состоянии Навашинского района в 2010 году не произошло, также не наблюдалось оздоровления и стабилизации муниципальных финансов. Сумма налоговых и неналоговых доходов, поступивших в 2010 году в бюджет Навашинского района, составила 89,4% от суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2009 год. В налоговых доходах основную часть составляют налог на доходы физических лиц 99,48 млн. руб. или 77,2% от налоговых доходов, земельный налог 9,846 млн.руб. или 7,6%, ЕНВД 7,252 млн.руб. или 5,6%, налог на имущество организаций 4,910 млн.руб. или 3,8%.
В неналоговых доходах основную часть составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, - 8,449 млн. руб. или 65,6% от неналоговых доходов, штрафы - 2,937 млн. руб. или 22,8%, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 1,757 млн. руб. или 13,6%.
Основную часть доходов составляют налоговые поступления от следующих предприятий: ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Навашинский завод стройматериалов», ОАО «Навашинский хлеб», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ООО «ПК Торис - Групп».
Сумма расходов бюджета за 2010 год составила 416,92 млн. руб. Наибольший объем расходов бюджета составляет отрасль образования - 177,31 млн. руб. или 42,5% от всех расходов бюджета, жилищно-коммунального хозяйства - 60,73 млн. руб. (14,6%), общегосударственных вопросов - 56,57 млн. руб. (13,5%), здравоохранения и спорта - 52,82 млн.руб.(12,7%), культуры и средств массовой информации - 29,15 млн.руб.(7%).
На территории Навашинского района в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год»:
Ввод социально значимых объектов в эксплуатацию в 2010 году:
Пристальное внимание в районе уделяется воспитанию и обучению подрастающего поколения. Расходы местного бюджета на образование (без учета субвенций) в 2010 году произведены в сумме 87762 тыс. руб., что составило 50,0% от всех расходов бюджета Навашинского района (в 2009 году – 89436 тыс. руб. - 46%, 2008 – 69437,0 тыс. руб.). Всего на систему образования израсходовано 177,31 млн. руб. или 42,5% от всех расходов консолидированного районного бюджета.
Информация о работе Совершенствование развития отделения Социально-бытового обслуживания на дому