Совершенствование форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Магнитогорске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) рассмотреть исторический аспект устройства детей- сирот в России;
3) раскрыть сущность понятий усыновление, опека, попечительство

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

 

     На сегодняшнее время  по данным Министерства образования  проживание, содержание одного ребенка  в детском доме, обходится примерно  в 6 тысяч рублей в месяц. В то  же время выплаты, гарантируемые  государством на содержание ребенка  в приемной семье, не достигают  даже 3 тысяч рублей в месяц [6,с.13].

 

     Дом ребенка – учреждение  здравоохранения, предназначенное  для воспитания и оказания  медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать  своих детей, и детям  с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения  до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей.

 Основная деятельность  дома ребенка – воспитательная  и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся  в доме ребенка обеспечиваются  питанием, одеждой, обувью, инвентарем  и игрушками в соответствии  с утвержденными нормативами. Выписка  детей из дома ребенка производится  при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы  образования, дом-интернат системы  социального обеспечения или  передаче их на усыновление, опеку.

 

        Детский дом – государственное  образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание  детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей   (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

 

     Различают детские  дома для детей дошкольного  возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский  дом принимаются дети из домов  ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы  МВД.

 

    Основная задача детского  дома: создание детям условий  для воспитания и получения  образования, оказание помощи в  выборе профессии, подготовка их  к самостоятельной жизни и  трудовой деятельности. Они обеспечиваются  питанием, одеждой, обувью, инвентарем  по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники  принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном  участке, занимаются в различных  кружках, секциях, участвуют в спортивных  соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут  быть возвращены родителям, лицам  их замещающим, или направлены  для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы  или на работу. Все воспитанники  детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей  общеобразовательной школе.

 

    Школа-интернат – государственное  учреждение, которое обеспечивает  содержание, обучение, развитие и  воспитание детей-сирот школьного  возраста, а также детей из  семей, имеющих проблемы в развитии  или обучении.

 

    Различают несколько  типов интернатов:

- интернаты с общеобразовательной  программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной  защиты.

 

     В последние годы  стали появляться интернаты для  одаренных детей, оставшихся без  попечения родителей.

 

     Приют – государственное  специализированное учреждение  системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам  и детям, оказавшимся в трудной  ситуации. Приюты создаются также  общественными организациями.

 

    Приют – учреждение  временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников  приюта являются: оказание детям  психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также –  определение дальнейшей судьбы  ребенка.

 

    Вид помощи, оказываемый  в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время  своего пребывания в приюте. Состав  и возраст детей, находящихся  в приюте общего типа, набор  предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

 

    Приют диагностического  типа является местом круглосуточного  пребывания ребенка с соответствующими  целями. Такой  приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся  без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

 

     По статистическим  данным научной литературы сегодня  в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской  программы «Дети России» в  стране было открыто около 200 учреждений этого типа [8 ]

 

     Центры временного  содержания – форма временного  устройства ребенка, организуемая  с целью оказания ему экстренной  специализированной помощи. Такая  помощь бывает, необходима, когда  ребенка в срочном порядке  изымают из семьи, когда возникает  потребность в организации срочной  психолого-педагогической или социальной  поддержки. Важным направлением  работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

 

     Сегодня в нашей  стране около 150 социально-реабилитационных  центров, центров помощи детям, оставшимся  без попечения родителей, центров  временного пребывания детей-сирот [8,с.1].

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, основанная на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью может быть отдан ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

·  дети-сироты, то есть дети, чьи родители умерли;

·  дети, родители которых неизвестны;

·  дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

·  дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

·  дети, покинутые их родителями, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·  лиц, признанных судебным решением недееспособными или ограниченно дееспособными;

·  лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

·  отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащие выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·  бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

·  лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Общее число детей в приемной семье, включая и родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из российского законодательства.

Итак, мы рассмотрели четыре основные форму устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Безусловно, у каждой из них есть свои плюсы и минусы, и какую форму выбрать зависит от личных качеств родителей, решившихся на данный шаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Совершенствование форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Магнитогорске

2.1 Обобщение опыта  работы с замещающими родителями  на примере  работы «Центра  социальной помощи семье и  детям» школы приемных родителей.

Исходя из актуальности проблемы сиротства и отсутствия эффективных программ социально-психологической помощи семьям, планирующим взять на воспитание приемных детей в г. Магнитогорске, специалистами центра социальной помощи семье и детям разработана и внедрена программа «Школы родителей» « Возрождение»,  которая создана для оказания помощи семьям, желающим принять ребенка в семью, либо уже воспитывающим приемного ребенка.

Целью работы школы  является профилактика отказа от приемного ребенка и возврата его в детский дом.

 В рамках программы  « Школы приемных  родителей»  психологи оказывают следующие  услуги всем обратившимся гражданам:

1. Психодиагностика.

  • Диагностика психологической готовности граждан, изъявивших желание принять в семью ребенка (любая форма семейного устройства — опека, усыновление или приемная семья).

  • Диагностика детско-родительских отношений с целью определения места жительства ребенка (диагностика привязанности ребенка к родителям или другим родственникам).

  • Диагностика эмоционально-личностных особенностей ребенка.

Диагностика проводится по запросу замещающих родителей либо по направлению отдела опеки и попечительства

 

2. Психологические консультации, индивидуальные психокоррекционные занятия.

Консультации проводятся для замещающих родителей в случае нарушения детско-родительских отношений с приемным ребенком. Индивидуальные занятия для опекаемых детей проводятся с целью коррекции возникающих психоэмоциональных нарушений.

3. Групповые психологические  занятия:

 

 Курсы компетенции для приемных родителей 

Цель: подготовка кандидатов к приему ребенка в семью. На курсах кандидаты в приемные родители смогут:

  • разобраться в требованиях, предъявляемых к усыновителям и опекунам;
  • реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
  • понять особенности развития и состояния здоровья детей из учреждений;
  • узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родителями; 
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования; 
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье и изучить педагогические приемы, помогающие общению с детьм.

 

4.Группа психологической поддержки для опекунов. 

Целью является  повышение психолого-педагогической грамотности граждан, являющихся опекунами. Курсы помогают опекунам найти конструктивное решение при возникновении трудностей во взаимоотношениях с опекаемыми и подопечными, а так же дают возможность поделиться опытом преодоления трудностей в воспитании опекаемых детей .

Самым сложным является, как правило первый год жизни ребенка  в семье. В это время служба сопровождения – психологи, педагоги, специалисты по социальной работе – чаще всего встречаются с подопечными. Практика показывает , что если успешно пережит первый год , то семья обращается к специалистам лишь в конкретных случаях. Поэтому программа « Школы родителей  направлена на оказание полноценной (психологической, педагогической, юридической, медицинской) подготовки поддержки се6мьи в принятии ребенка.

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье, на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте.

Четвертый этап. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка

На этом этапе успешное обучение приемных родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация - целевые установки - инструктивные программы - обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители, как субъекты сопровождения, реализуют идею «от помощи к самопомощи». Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи.

Базисные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте: «Родитель как учитель своих детей».

Информация о работе Совершенствование форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Магнитогорске