Современная концепция реформы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:33, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения
Анализ хода реформы социального обеспечения………….7
Недостатки реформы социального обеспечения . ……… 16
Современное состояние системы социального
обеспечения и перспектива её реформирования……………22

Глава 2 . Реформирование на современном этапе

2.1 Отличительные черты новой модели системы социального
обеспечения от существовавшей ранее…………………….25
2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

мамаДиплом.docx

— 116.02 Кб (Скачать файл)

 Современная концепция реформы социального обеспечения

ИСАЕВОЙ ЛИДИИ МИТРОФАНОВНЫ

 

[Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа. Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа.]

 

ADMIN

22.03.2014

 



 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1.  Анализ реформы социального обеспечения

    1.   Анализ хода реформы  социального обеспечения………….7
    2.    Недостатки реформы социального  обеспечения . ……… 16      
    3.   Современное состояние системы социального  

обеспечения и перспектива её реформирования……………22

 

Глава 2 . Реформирование на современном этапе

 

            2.1 Отличительные черты новой модели системы социального

                  обеспечения   от  существовавшей ранее…………………….25

            2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………..76

 

 

 

 

 

 

Современная концепция реформы социального обеспечения

 

 

Введение

       В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.

       Проводимые в обществе реформы пока не привели к качественному улучшению условий жизни населения. Напротив, наблюдается обострение социальных проблем, в том числе проблема элементарного выживания малообеспеченных групп населения. Согласно  социологическим исследованиям недовольство населения социальными условиями своей жизни постепенно сокращается, но доля негативных оценок остается очень высокой, а по ряду проблем она преобладает над количеством позитивных. Практика свидетельствует, что прежними управленческими способами решить социальные проблемы государство не может. Необходим поиск эффективных, сбалансированных, научно обоснованных методов успешного осуществления реформ.

       Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска и обоснования эффективных методов управления социальными реформами с целью повышения уровня и качества жизни населения, роста его благосостояния, создания условий для развития человеческого капитала. В обществе возникла настоятельная потребность в проведении государством социальной политики, направленной на преодоление негативных последствий перехода к рыночным отношениям, прежде всего таких, как обнищание части населения, ухудшение материального положения ряда социальных групп, углубление социальной дифференциации и др.

        Изучение влияния современных реформ на социальные условия жизни населения позволяет выявить значительные ресурсы, необходимые для закрепления позитивных тенденций, способствующих формированию в обществе социальной стабилизации, установлению отношений конструктивного партнерства, предоставлению гражданам равных жизненных шансов и возможностей. Рыночные отношения успешно развиваются при активной включенности граждан в общественные изменения, направленные на расширение возможностей удовлетворения их социальных потребностей.

      Предоставление гражданам равных шансов и возможностей в социальной сфере позволяет обеспечить решение проблем получения качественного образования, улучшения здоровья населения, повышения культурного уровня, роста благосостояния населения в целом. Соответственно, актуальность исследования определяется необходимостью выявления тенденций и факторов, влияющих на изменение качественных и количественных характеристик социальных условий жизни населения и на этой основе разработки новых управленческих подходов, коррекции реформ в целях оптимизации социальных условий жизни, особенно применительно к категориям населения, нуждающегося в социальной поддержке государства.

     Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические вопросы социальных условий жизни рассмотрены в исследованиях И.В. Бестужсва-Лады, М.Н. Рудкевича, Ж.Т. Тощенко, И.Т. Левыкина, Т.И.Заславской, H.A. Аитова, В.А. Ядова, Ю.В. Арутюняна  и др. Вопросы теории и практики социальной политики в период формирования и развития рыночных отношении представлены в работах В.Э. Бойкова, Ж.Т. Тощенко, H.A. Волгина, Б.В. Ракитского, Ф.И. Шаркова, С.Ф. Фролова и многих других исследователей. В настоящее время имеется значительное количество публикаций по проблемам бедности населения, в которых дан анализ ее причин, определены параметры и масштабы бедности в российском обществе.

Данные вопросы рассмотрены в работах СЛ. Айвазяна, В.Н. Бобкова, Л.А. Гордон, Н.М. Римашевской и др. авторов).

В последнее десятилетие XX века для характеристики социальных условий жизни населения стал широко использоваться индекс развития человеческого потенциала (ИЧП). Методология расчета, значения этого индекса представлены в работах зарубежных и отечественных специалистов (А. Сен, С. Ананд, В.И. Жуков, В.Н. Бобков и др.), в материалах ООН, МОТ и других международных организаций.

       Однако исследований, в которых бы проводилась оценка влияния нового и достаточно сложного комплекса явлений на изменение социальных условий жизни населения, пока явно недостаточно. Данное обстоятельство не позволяет оценить проблему социальных условий жизни населения в Российской Федерации в полном объеме и определить на этой основе пути улучшения качества жизни, обеспечения равных жизненных шансов для всех граждан.

      Объект исследования - социальные условия жизни российского населения в период проведения кардинальных социальных реформ.

В соответствии с поставленной целью в работе сделана попытка решить следующие задачи:

- уточнить концептуальные  основы анализа социальных условий  жизни населения, содержание категорий  «качество жизни», «уровень жизни» «социальные условия жизни»; выявить объективные и субъективные показатели социальных условий жизни;

- дать анализ социальной  политики как основного фактора  формирования социальных условий  жизни населения и повышения  качества жизни в период проведения  кардинальных социальных реформ;

- исследовать результаты  реализации приоритетных национальных  проектов в контексте государственных  обязательств перед определенными  категориями граждан;

- дать анализ бедности  в России, ее качественные и  количественные характеристики  и на этой основе обосновать  формы и методы преодоления данного социального явления.

Теоретические, методологические и методические основы исследования составили общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического. Анализ темы основывается на теоретических положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых, а также научных публикациях по данной проблематике. В работе также использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых в области социологии управления, социальной политики. Для эмпирического исследования привлекались комплексные методы, применяемые в процедурах прикладного социологического исследования.

Эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые документы, постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации  по проблемам социальной политики, в том числе Федеральный закон  № 122-ФЗ, приоритетные национальные  проекты «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Качественное образование»;

         Практическая значимость работы. Результаты дипломного исследования могут быть применены при разработке и обосновании социальных программ повышения уровня и улучшения социальных условий жизни населения, как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Ряд теоретических положений может быть использован при разработке методологии анализа социальных условий жизни населения в период проведения реформ, реализации приоритетных национальных проектов, а также чтении курса социологии управления, подготовке спецкурсов по проблемам социального реформирования общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения

 

1.1 Анализ хода реформы социального обеспечения

       Обеспечение нормального функционирования программы социального пенсионного обеспечения любого типа предполагает наличие некоторых общих элементов. Степень сложности и уровень развития различных элементов программы определяются ее общим строением. Зачастую в процессе реформирования пенсионной программы возникает необходимость существенного улучшения и изменения различных ее компонентов. Настоящее исследование ставит перед собой цель дать, возможно, более широкое определение компонентов, необходимых для обеспечения функционирования программ социального пенсионного обеспечения, и рассмотреть некоторые из возможных последствий внесения изменений в структуру программы.

Перечень компонентов:

Для обеспечения нормального функционирования программы социального обеспечения необходимо определить участников программы и ввести процедуру учета их отчислений, доходов и/ или прав на получение социальных пособий. В большинстве стран была избрана схема определения участников программы путем присвоения всем физическим лицам персонального учетного номера для установления подлинности личности с последующим накоплением информации относительно участия каждого из них в данной программе. В большинстве стран была также введена система уникальных номеров в рамках программы социального обеспечения, хотя в некоторых странах используется один и тот же персональный учетный номер для регистрации налоговых отчислений и отчислений в систему социального страхования, а в некоторых случаях общенациональный идентификационный номер используется в качестве единого учетного номера для различных программ социального обеспечения.

Важно, чтобы персональный учетный номер являлся одним из компонентов системы идентификации личности. Это означает, что учетный номер, наряду с удостоверением личности или иным документом, выданным физическому лицу, может быть использован для удостоверения его личности. Такой документ может существовать в виде пластиковой карточки с персональным учетным номером или карточки или документа, выданного с иной целью и содержащего достаточную информацию и/ или характеристики индивида, такие как фотография или отпечатки пальцев, которые позволят третьему лицу в случае необходимости удостоверить, что лицо, обладающее карточкой или документом, идентично лицу, которому был присвоен персональный учетный номер.

Еще одной составляющей любой системы идентификации личности является сбор информации личного порядка об индивиде, которой располагает он сам или его ближайшие родственники. Так, в странах Запада общепринятой нормой является запрос информации о девичьей фамилии матери регистрируемого лица. Это позволяет не только сопоставить метрики, но и служит средством удостоверения подлинности личности индивида. В целом, чем скорее после рождения начинается сбор информации, позволяющей установить личность индивида, тем более ценной она окажется при удостоверении его личности в последующие годы. Важность введения системы идентификации личности обусловливается тем, что персональный учетный номер используется для сбора сведений от работодателей о послужном списке индивида и размере выплачиваемой заработной платы и/ или о размере страховых или налоговых отчислений, взимаемых по отношению к сумме заработной платы. Персональный учетный номер может быть также использован для установления права работника на получение пособий или права иждивенцев на получение пособий исходя из трудового стажа кормильца.

Использование фотографии на страховой карточке или ином документе обычно позволяет упростить процедуру удостоверения подлинности личности индивида, обладающего страховой карточкой, и избежать необходимости применения специализированных устройств, позволяющих считывать идентифицирующую информацию, или процедуры снятия отпечатков пальцев. Недостаток использования фотографии связан с затратами на ее обновление через определенные промежутки времени вследствие изменения внешности владельца страховой карточки по мере его старения. Однако, несмотря на указанные затраты, использование фотографии для удостоверения личности индивида имеет своим преимуществом то, что периодическое обновление фотографии позволяет удостовериться в том, что владелец страховой карточки еще жив или является резидентом данного государства.

В отличие от фотографии отпечатки пальцев могут использоваться на протяжении всей жизни. Недостатком подобного метода удостоверения подлинности личности является необходимость использования определенной процедуры сопоставления отпечатков пальцев владельца страховой карточки и отпечатков на самой карточке. Обычно это предполагает использование некоего устройства, считывающего информацию об отпечатках пальцев, а также требует проведение процедуры снятия отпечатков пальцев лица при установлении подлинности его личности. В некоторых странах традиции национальной и политической культуры делают невозможным использование отпечатков пальцев, кроме как в целях проведения следствия по уголовным делам. Очевидно, все это должно учитываться при выборе той или иной системы идентификации личности.

Хотя мы не располагаем сведениями относительно использования в настоящее время в какой-либо из стран смарт-карт для осуществления программ социального пенсионного обеспечения, в некоторых странах смарт-карты используются в программах медицинского страхования. Преимуществом подобной системы является то, что на смарт-карты может быть записан значительный объем дополнительной информации. В качестве ее недостатков можно назвать высокую стоимость и необходимость использования специальных устройств для считывания информации с этих карточек.

При принятии решения о выборе той или иной системы учета необходимо определить, будет ли персональный учетный номер использоваться исключительно в качестве исходного параметра для накопления информации о заработной плате и налоговых отчислениях индивида или этот номер и/ или соответствующий документ будут использованы для установления личности индивидов, подпадающих под программы социальных выплат, и/ или в иных целях. Эти соображения должны приниматься во внимание и при выборе типа страховой карточки или иного документа. Если предполагается, что данный документ будет постоянно находиться при владельце, представляется целесообразным выпустить его в ламинированном виде или изготовить из синтетического материала. Если документ будет использоваться исключительно для введения персонального учетного номера и впоследствии будет подшит к личному делу, он может быть напечатан на бумаге. Различные цели использования документа определяют также выбор степени защиты или использование мер, направленных на предотвращение подделки.

Информация о работе Современная концепция реформы социального обеспечения