Современная концепция реформы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:33, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения
Анализ хода реформы социального обеспечения………….7
Недостатки реформы социального обеспечения . ……… 16
Современное состояние системы социального
обеспечения и перспектива её реформирования……………22

Глава 2 . Реформирование на современном этапе

2.1 Отличительные черты новой модели системы социального
обеспечения от существовавшей ранее…………………….25
2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

мамаДиплом.docx

— 116.02 Кб (Скачать файл)

Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.

Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач - вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.

Таким образом, разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

- определение роли и места социальной  защиты населения в социальном  развитии страны и регионов;

- нормативно-правовое обеспечение  социальной защиты, четко определяющее  социальные риски, последствия которых  подлежат коррекции, гарантированной  государством;

- разработка государственных стандартов  услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании  населения (с учетом региональных  и местных условий воспроизводства  рабочей силы и населения) для  их адресного использования в  планировании расходов на социальную  сферу и их поэтапного повышения;

- нормативно-правовое регулирование  профилактики свершения социальных  рисков;

- разработка стратегических сценариев  развития социального комплекса;

- разграничение полномочий между  федеральными органами и органами  власти субъектов Российской  Федерации по социальным вопросам;

- разработка структурного реформирования  государственного управления социальным  комплексом, включая нормативно-правовое  обеспечение его развития;

- институциональные и организационные  преобразования социального комплекса:

- регулирование платных социальных  услуг.

Социальная сфера представляет собой часть производственных от-

ношений, связанных с воспроизводством человеческого капитала. В лите-

ратуре можно встретить разное толкование социальной сферы, но все эти

определения не затрагивают главного: социальная сфера как система явля-

ется важной составной частью воспроизводства совокупного (обществен-

ного) капитала. При этом социальная сфера не является пассивным эле-

ментом социально-экономической системы. Она требует значительных

финансовых средств на функционирование отраслей, входящих в ее со-

став, но в то же время активно влияет на экономический рост, динамику

ВВП и экономику в целом. Более того, социальная сфера отчасти сама по-

ле экономических отношений, так как определенная часть социальных ус-

луг реализуется на коммерческой основе. Поскольку настоящий доклад

посвящен анализу социального обеспечения и возникших за последние го-

ды деформаций, целесообразно определить его место в решении основных

социально-экономических задач реформ в России.

На долю социальной сферы в ВВП приходится де-юре примерно 18%

(12% – де-факто), в том  числе на социальную инфраструктуру  – 6%, соци-

альное обеспечение – 6%, пенсионное обеспечение – 4,5% и примерно в

равных долях по 0,5% – социальное и медицинское страхование, а также

на нестраховые виды социальной защиты населения – социальные выпла-

ты и льготы. В соответствии со сложившейся практикой 6% ВВП прихо-

дится на социальные программы, эффективность которых оказалась крайне

низкой и в условиях ограниченности финансовых ресурсов на социальную

сферу – просто нецелесообразной.

Социальная сфера в ВВП представлена двумя основными состав-

ляющими – социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование,

культура, физкультура и спорт и др.) и социальным обеспечением в узком

смысле слова (пенсионной системой, медико-социальным страхованием, а

также социальными выплатами и льготами). Эффективность социальной

сферы России, в том числе социального обеспечения зависит от принятой в

стране системы налогообложения и финансирования, а также ее ориента-

ции на масштабное использование страховых принципов. При этом финан-

совая база обеспечивается за счет страховых платежей либо финансовых

ресурсов бюджетной системы государства.

2. Модели социального  обеспечения 

В литературе модель социального обеспечения за счет страховых

выплат (преимущественно социального страхования) принято связывать с

Бисмарком (конец 19-го века, Германия), а за счет бюджетных средств – с

Бевериджем (1942 г., Великобритания). В дореформенной России в соци-

альном обеспечении преобладало бюджетное финансирование, а с конца

80-х годов был взят  курс на внедрение в систему  социального обеспечения 

страховых принципов, хотя возможности бюджетирования (бюджетного

финансирования) до конца не были исчерпаны, а последствия внедрения

псевдостраховых (смешанного типа), когда наряду с бюджетированием

стали использоваться страховые принципы1

. В то время никто  не мог 

предположить, что подобное смешение принципов приведет к столь пе-

чальным последствиям. В результате мы стоим перед необходимостью

вновь вернуться к исходным (стартовым) позициям реформы социального

обеспечения. Компенсационный принцип социального обеспечения стал

главным механизмом решения проблемы бедности всего населения, а не

воспроизводства человеческого капитала.

 

3. Основные принципыпостроения  социального обеспечения

Основным принципом построения социального обеспечения являет-

ся его ориентация на воспроизводство человеческого капитала, а также

поддержка сбалансированности по его основным компонентам. Любая со-

ставная часть социального обеспечения имеет общие цели - доступность и

качество социальной помощи в случае выпадающей заработной платы или

доходов населения.

Не отрицая достоинств плановой системы организации социального

обеспечения, следует признать, что созданная на путях экстенсивного со-

циально-экономического развития система социального обеспечения в на-

стоящее время становится все более затратной и менее эффективной. Вза-

имное влияние отдельных сфер социально-экономической системы

обусловливает необходимость комплексного и сбалансированного их

реформирования. Отставание одной из них снижает эффективность

функционирования всей системы социального обеспечения.

Нечто подобное мы наблюдаем при современной практике ре-

формирования социальной сферы. При этом вполне очевидно, что нель-

зя добиться эффективной деятельности, например, здравоохранения в

невежественном обществе, в стране с низкими стандартами социальной

защищенности, обеспеченности жильем, слабым развитием социальной

инфраструктуры в целом.

В своем классическом значении социальное страхование касалось

лишь только наемного труда, а бюджетирование – социальной защиты все-

го населения, включающей кроме социального страхования развитую не-

страховую систему социального вспомоществования (социальных выплат

и льгот), а также добровольные формы самого страхования.

4. Зарубежный опыт реформирования  социального

 обеспечения 60 – 90-х годов 

Одновременно в европейских странах возникла острая необходимость

более полно охватить социальной защитой основную часть населения и соз-

дать механизм в виде государственной системы бюджетирования социаль-

ного обеспечения (социальной поддержки населения с низкими и выпа-

дающими доходами). Такой механизм был создан в англоязычных странах

под эгидой Великобритании – система Бевериджа2

. Если сравнивать эти  две 

системы социального обеспечения, то преимущество системы государст-

венного бюджетирования по своей эффективности значительно превосходит

социальное страхование, так как, во-первых, охватывает большую часть на-

селения, во-вторых, включает также нестраховые виды социального обеспе-

чения и, в-третьих, сориентирована на принцип адресности в оказании раз-

ного рода видов государственной социальной поддержки.

На социальную сферу (политику) значительное воздействие оказали

ориентированные на рынок экономические концепции 80-х годов, когда ре-

зультаты деятельности отраслей социальной сферы стали рассматриваться

как товар, который можно покупать и продавать на рынке социальных услуг.

По господствующей в мире либеральной модели делается акцент на эффек-

тивность, которую вносят рыночные стимулы в систему социальных услуг.

В конце 60-х годов в ряде европейских стран началось реформирова-

ние социального обеспечения, с тем или иным успехом завершившееся во

многих из них к 90-м годам. Накоплен определенный опыт решения задач,

стоявших перед социальным обеспечением (независимо от имеющей место

специфики национальных систем социального обеспечения). Однако про-

блемы повышения эффективности составных частей системы социального

обеспечения до настоящего времени ждут своего решения практически во

всех странах без исключения.  Причина в том, что неуклонный и неконтро-

лируемый рост стоимости социального обслуживания не сопровождается

адекватным повышением уровня и качества жизни населения.

Реформирование социального обеспечения – пенсионного, медико-

социального и нестрахового компонентов, а также здравоохранения и об-

разования стало перманентной головной болью для руководителей практи-

чески всех глав государств (развитых, с переходной экономикой и разви-

вающихся).

Во многих случаях реформы социального обеспечения не изолиро-

ванное явление, а составная часть более широких реформ в социально-

экономических системах. Особую заботу правительств при реформирова-

нии социальной сферы представляют проблемы структурных и организа-

ционных преобразований в социальном обеспечении, а также проблемы

финансовой устойчивости социальной сферы.

В международных сопоставлениях принято выделять три направле-

ния при проведении реформ социальной сферы:

• изменение роли государства и рынка в сфере оказания социальных ус-

луг;

• децентрализация органов управления социальным обеспечением;

• расширение ассортимента и доступа к социальным товарам и услугам.

Однако использование рыночных механизмов бывает успешным

только тогда, когда оно основывается на тщательном мониторинге и оцен-

ке эффективности оказываемых услуг, а также на четких нормах и стан-

дартах, разработанных для участников рынка.

5. Типология моделей социального  обеспечения 

За последние 10-15 лет практически все развитые страны мира про-

водили различные по глубине и содержанию реформы социального обес-

печения, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы пенси-

онной системы, медико-социального страхования, здравоохранения и об-

разования получили статус государственных программ, так как в государ-

ствах стали осознавать, что уровень социального обеспечения, здраво-

охранения и образования определяет будущее национальных образований.

Западная Европа стала самым большим полигоном по экспериментам в об-

ласти реформирования социальной сферы, в том числе моделированию

систем социального обеспечения. Так, в европейских странах стали вне-

дряться следующие типы моделей.

• Английская модель Бевериджа – модель рентабельности социального

обеспечения (охватывала социальное обеспечение англоязычных

стран с сильными лейбористскими движениями - Канада, Австралия,

Новая Зеландия и др.) 8

• Страховая модель солидарности Бисмарка (Германия, Франция,

Бельгия, Австрия и некоторые другие страны Европы.

• Восточноевропейская модель, по которой реформируется социаль-

ное обеспечение стран Центральной и Восточной Европы (постком-

мунистические страны, по определению западных экспертов – бед-

ные родственники Европы);

• Модель стран Северной Европы - государственная и децентрализован-

ная система социального обеспечения (Дания, Швеция и Финляндия).

• Смешанная модель социального обеспечения применяется некото-

рыми южными странами Европы (Испания, Италия, Португалия и

Греция).

Перечисленные выше типы моделей формируются с учетом норм,

ценностей общества и уровня их социально-экономического развития. В

странах с рыночной экономикой определенный круг услуг отраслей соци-

альной сферы населением воспринимается как бесплатное общественное

благо, в результате чего в выигрыше оказываются все социальные группы

граждан. Общественной ценностью также является соблюдение социал-

демократических принципов, при которых (а) богатый платит за бедного,

Информация о работе Современная концепция реформы социального обеспечения