Современная концепция реформы социального обеспечения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:33, дипломная работа
Краткое описание
В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..2 Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения Анализ хода реформы социального обеспечения………….7 Недостатки реформы социального обеспечения . ……… 16 Современное состояние системы социального обеспечения и перспектива её реформирования……………22
Глава 2 . Реформирование на современном этапе
2.1 Отличительные черты новой модели системы социального обеспечения от существовавшей ранее…………………….25 2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37
обязательные платежи в фонды
социального страхования; (в) взносы на
основе софинансирования и
(г) создание корпоративных систем (частных
пенсионных фондов и систем медицинского
страхования). При этом можно выделить
четыре типа охвата населения социальным
обеспечением. К первой группе относятся
страны, где почти все насе-ление охвачено
обязательным социальным страхованием
(с полным страховым покрытием). Во вторую
группу попадают страны, где все население
охвачено обязательным страхованием,
но некоторые категории граждан имеют
лишь частичное страховое покрытие. В
третьей группе почти все
население охвачено законодательно
установленным страхованием, но оно носит
добровольный характер. К четвертой относятся
страны с неполным
охватом населения социальным
страхованием. Наиболее близки к национальным
системам социального обеспечения, финансируемым
из бюджетов, первая и третья модели. Конкурентному
отбору рисков за счет корректировки и
дифференциации взносов противостоит
система финансирования через ту или иную
форму общего налогообложения. Солидарное
перераспределение легче осуществлять
в рамках бюджетной модели, т.к. прогрессивное
налогообложение – это норма, а для страховых
взносов с ограничением страхуемого заработка
характерен регрессивный подход. Таким
образом, финансирование медобслуживания
из бюджетного источника может рассматриваться
как фактор, содействующий укреплению
социальной солидарности. Следующие особенности
отличают страны, перешедшие на бюджетное
финансирование:
• по мере расширения охвата
населения возрастает роль государства
в финансировании за счет общих бюджетных
поступлений;
• охват населения становится
всеобщим и тем самым взносы в страховые
фонды не являются главным фактором определения
права на социальное обслуживание;
• фонды страхования на случай
временной нетрудоспособности (болезни)
постепенно утрачивают свою самостоятельность
и независимость от государства;
• ответственность за социальное
обеспечение в большей степени ложится
на государство.
10. О статусе социального
капитала
В соответствии с новыми производственными
отношениями, осно-
ванными на парадигме частной
собственности, затраты на социальную
сферу должны получить статус
социального капитала и войти самостоя-
тельной единицей в состав воспроизводимого
в рыночном хозяйственном
механизме совокупного капитала
(наряду с промышленным, торговым,
финансовым и ссудными капиталами).
Право собственности на социальный
капитал должно быть закрепле-
но за гражданами РФ. Каждый
гражданин РФ должен иметь в уполномо-
ченных государством банках
соответствующие накопительные счета.
При
этом широкое распространение
должны получить такие формы оплаты со-
циальных услуг, как ваучеры,
специальные кредитные карточки и другие
современные средства платежей.
Необходимо реализовать основной прин-
цип финансирования социальной
сферы рыночного типа, когда финансы
для социальной сферы идут за
населением, а не из бюджета.
11. О необходимости совершенствовать
законодательную базу
социального обеспечения
В ходе очередного раунда реформирования
следует обратить особое
внимание на совершенствование
законодательной базы социального обес-
печения. В России совершенствование
законодательства в области социаль-
ного обеспечения шло, главным
образом, в части пенсионной системы. Дей-
ствующая пенсионная система
РФ, входящая в систему Соцстраха, во мно-
гом унаследована из СССР. Например,
это относится к выплате пенсий по
принципу солидарности поколений
и полов, срокам выхода на пенсию муж-
чин и женщин, высокой зависимости
Пенсионного фонда от государствен-
ного бюджета, к управлению
Пенсионным фондом (как и другими фондами
Соцстраха) без участия страхователей
– работодателей, к неучастию трудя-
щихся в пополнении средств
Пенсионного фонда. Сохранилось правило
о
выплате пенсии в полном размере
работающим пенсионерам, хотя во вре-
мена СССР это правило испытывало
колебания (так, одно время оно дейст-
вовало только в отношении лиц
физического труда). К этому добавилось
отстранение от управления
Фондом соцстраха профсоюзов, как представи-
телей застрахованных трудящихся.
Сохранилась «традиция» в виде отсут-
ствия внятной информации (отчётности)
о работе Пенсионного фонда
12. Об этапах реформирования
социального обеспечения
Первый раунд постреформенной
эволюция пенсионной системы
(1990-2001 гг.) начался с поиска
новых организационных, экономических
и
административных решений,
возникших еще в 80-е годы. В начале 90-х
годов были созданы Пенсионный
фонд, фонды социального и медицинско-
го страхования и соответствующая
им система финансового обеспечения
страхового (негосударственного)
типа и тарифной системой взносов рабо-
тодателем страховых сумм, в
совокупности сохранивших статус федераль-
ной собственности.
Положительной стороной пенсионной
реформы того периода стала
разработка ряда законов, которые
должны были способствовать включению
пенсионной системы социального
страхования в рыночный хозяйственный
механизм. Положительным моментом
стало создание государственной сис-
темы персонифицированного
учета пенсионеров. Однако по целому ряду
причин, в основном экономического
характера (низкие темпы роста ВВП,