Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:41, дипломная работа
Задачей дипломного исследования является рассмотрение следующих вопросов:
- история развития законодательства о трудовых спорах;
- современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам;
- осуществление права на забастовку;
- проведение забастовки в РФ;
- незаконные забастовки в РФ.
Введение. 5
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 8
1.1 Развитие российского законодательства регулирующего коллективные трудовые споры. 8
1.2 Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 11
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам. 17
2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах. 17
2.2 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 20
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 26
3.1 Понятие и виды забастовок в РФ. 26
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ. 28
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 35
4.1 Порядок объявления забастовки в РФ. 35
4.2 Орган возглавляющий забастовку. 39
4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 41
4.4 Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. 47
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 49
5.1 Понятие незаконной забастовки. 49
5.2 Ответственность за проведение незаконных забастовок. 51
Заключение. 58
Список нормативно-правовых актов и литературы
Собрание (конференция) считается
правомочным, если на нем присутствует
не менее двух третей от общего числа
работников (делегатов конференции)
(ч.2 ст.410); решение считается принятым,
если за него проголосовало не менее половины
присутствующих (ч.3 ст.410).
Следует иметь в виду, что по мнению Международной
Организации Труда (МОТ), требование о
принятии решения об объявлении забастовки
более чем половиной работников организации,
а также положение о кворуме в две трети
членов профсоюза может создавать существенные
ограничения права на забастовку46 . Это было отмечено также в докладе Комитета
экспертов 2001 года о соблюдении Конвенции
№ 87 в России
Новым по сравнению с Законом является
положение о том, что решение об объявлении
забастовки может быть подтверждено путем
сбора подписей более половины работников
организации (ч.4 ст.410).
В решении об объявлении забастовки должны быть указаны те же моменты, что и ранее, в частности предполагаемая продолжительность забастовки. В ст.398 ТК РФ также содержится указание на то, что забастовка - это временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей. МОТ считает требование указания продолжительности забастовки ограничивающим право на забастовку: «Более того, при объявлении забастовки требуется указывать ее продолжительность, в то время как контрольными органами уже было указано на то, что такое требование ограничивает право организаций работников на осуществление своей деятельности и на формулирование своих программ действий; контрольные органы МОТ просили о том, чтобы данное требование было исключено из Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»47.
Порядок установления минимума
необходимых работ урегулирован также,
как в Федеральном законе «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» после
внесения в него изменений Федеральным
законом от 6.11.2001 г. № 142. Перечень минимума
необходимых работ в каждой отрасли (подотрасли)
экономики разрабатывается соответствующими
Федеральными органами исполнительной
власти по согласованию с соответствующим
общероссийским профсоюзом (если в этой
отрасли действует несколько общероссийских
профсоюзов - со всеми общероссийскими
профсоюзами). Порядок утверждения минимума
устанавливается отдельным актом Правительства
РФ.
Орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации на основе перечней
минимума необходимых работ (услуг), разработанных
и утвержденных соответствующими федеральными
органами исполнительной власти, разрабатывает
и утверждает по согласованию с территориальными
объединениями организаций профсоюзов
(объединениями профсоюзов) региональные
перечни минимума необходимых работ (услуг),
конкретизирующие содержание и определяющие
порядок применения федеральных отраслевых
перечней минимума необходимых работ
(услуг) на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
В каждой организации минимум необходимых
работ утверждается в течение пяти дней
с момента объявления забастовки на основании
этого общего перечня (он не может быть
шире типового перечня) совместным решением
сторон и органов местного самоуправления.
При недостижении согласия относительно
минимума необходимых работ, он устанавливается
решением представительного органа местного
самоуправления. Включение вида работ
(услуг) в перечень должно быть мотивировано
вероятностью причинения вреда здоровью
или угрозой жизни граждан в случае их
невыполнения (ст.412).
В принципе, такое регулирование вопросов установления минимума необходимых работ в большей степени, чем раньше соответствует принципам свободы объединения, но остаются и нерешенные вопросы. В частности, указание на утверждение типового минимума только лишь по согласованию с общероссийскими профсоюзами может оказаться нереализованным из-за отсутствия в отрасли или подотрасли общероссийского профсоюза.
Работодатель обязан предоставить
помещение и создать
Указом Президента РФ
от 15 ноября 1991 года №. 212 был осуществлен
ряд мер по становлению и развитию
системы социального
В связи с недостатком бюджетных средств формирование Службы по разрешению коллективных трудовых конфликтов началось лишь в середине 1993 года. К настоящему времени создано одиннадцать ее региональных отделений, в том числе и в Ставропольском крае, при Министерстве труда и социального развития – 11 человек. Весь аппарат Службы имеет штатную численность 49 человек, в том числе региональные отделения - 34 человека. Несмотря на свою малочисленность, Служба заявила о своей деятельности49.
В 1994 году работники Службы приняли участие в урегулировании коллективных трудовых споров более чем на 110 предприятиях и в организациях, а за первый квартал текущего года - на 39.
Организация Службой и ее отделениями примирительных процедур, непосредственное участие в них работников Службы позволили предотвратить перерастание многих споров в забастовки, избежать связанных с ними потерь рабочего времени и снижения производства продукции (работ). Однако развиваются новые институты, составляющие основу примирительных процедур - посредничество и трудовой арбитраж.
Одновременно с принятием решения о проведении забастовки работники определяют, какой орган будет ее возглавлять. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. (далее - Закон), предоставляет трудящимся широкие возможности по выбору органа, возглавляющего забастовку.
Если инициатором забастовки является первичная профсоюзная организация или объединение профсоюзов и решение о ее объявлении принято на собрании (конференции) членов профсоюза, возглавлять забастовку будет соответствующий орган профсоюза согласно уставу или положению.
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня50. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюза.
Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).
Вместе с тем закон не ограничивает выбор работников. Если по каким- либо причинам они решат избрать иной орган, возглавляющий забастовку, допустим, стачечный комитет, последний будет пользоваться всеми правами, предусмотренными в ст. 15 Закона, т.е. получать от работодателя необходимую информацию, привлекать специалистов для подготовки и заключений по спорным вопросам, приостанавливать забастовку 51.
Приняв решение об объявлении и избрав орган, возглавляющий ее, работники должны предупредить работодателя о предстоящей забастовке. Срок предупреждения – 10 календарных дней (в случае предупредительной забастовки – 3 рабочих дня).это правило введено для смягчения неблагоприятных экономических последствий забастовки. В этот период руководство организации или его обособленных структурных подразделений может принять необходимые управленческие решения по предотвращению простоя работников, не желающих участвовать в забастовке, поставить в известность поставщиков и потребителей, принять иные меры, позволяющие сохранить деловые связи, конкурентоспособность и рентабельность организации.
Условие об обязательном предупреждении работодателя (и о сроке этого предупреждения) является одним из важнейших элементов порядка объявления забастовки. Несоблюдение этого требования может повлечь признание забастовки незаконной.
На практике работодатель может быть извещен о предстоящей забастовке путем передачи копии решения об объявлении забастовки. Трудовой кодекс предусматривает перечень сведений, обязательных для включение в решение. К их числу относятся описание предмета спора, т.е. разногласий сторон, являющихся основанием для проведения забастовки. Следует отметить, что на этапе объявления забастовки требования работников не могут быть изменены или дополнены. Это те разногласия, по поводу которых стороны не смогли прийти к соглашению в ходе примирительных процедур.
В решении об объявлении забастовки указываются:
- перечень разногласий
сторон коллективного
- дата и время начала
забастовки, ее предполагаемая продолжитель
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров52.
Поскольку участие в забастовке является добровольным, работники даже проголосовавшие за ее объявление могут отказаться от участия в ней. Поэтому невозможно составить список участников забастовки или указать их точное количество. Вместе с тем ориентировочные цифры должны быть сообщены работодателю с тем, чтобы обеспечить возможность организации производственного процесса на тех участках, где работники не бастуют53.
Наименование органа возглавляющего забастовку и его состав в решении, необходимо для определения ответственных лиц, участвующих в примирительных процедурах в период проведения забастовки, в достижении соглашения относительно минимума необходимых работ (услуг), выполнения иных обязанностей, предусмотренных ст. 16 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 23 ноября 1995 г.
В период проведения забастовки
стороны коллективного
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников (например, личного имущества работников, находящегося в организации), а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Указанные обязанности несет прежде всего организатор коллективных действий – орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны стремиться координировать собственные действия с тем. Чтобы не злоупотреблять своими правами и не допустить нарушения прав и свобод других лиц.
Одной из важнейших обязанностей работников в ходе проведения забастовки является обеспечение минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации54.
Понятие минимума необходимых работ (услуг) является новым для российского законодательства. По существу, это перечень работ (или услуг), которые должны осуществляться бастующими в период забастовки для того чтобы не нарушать права и законные интересы других граждан. Он устанавливается в таких организациях (их филиалах или представительствах), работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К ним относятся транспорт, связь энергетика, здравоохранение. Можно добавить к этому перечню детские дошкольные учреждения, предприятия торговли продуктами питания, аптеки и т.д. однако все это лишь примеры. Законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня, предлагая лишь критерий для определения организаций, в которых выполнение минимума работ (услуг) обязательно. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.