Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Задачей дипломного исследования является рассмотрение следующих вопросов:
- история развития законодательства о трудовых спорах;
- современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам;
- осуществление права на забастовку;
- проведение забастовки в РФ;
- незаконные забастовки в РФ.

Содержание

Введение. 5
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 8
1.1 Развитие российского законодательства регулирующего коллективные трудовые споры. 8
1.2 Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 11
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам. 17
2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах. 17
2.2 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 20
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 26
3.1 Понятие и виды забастовок в РФ. 26
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ. 28
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 35
4.1 Порядок объявления забастовки в РФ. 35
4.2 Орган возглавляющий забастовку. 39
4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 41
4.4 Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. 47
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 49
5.1 Понятие незаконной забастовки. 49
5.2 Ответственность за проведение незаконных забастовок. 51
Заключение. 58
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

dipl.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве  определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Примером обеспечения  минимума необходимых услуг может  служить соблюдение установленного по соглашению графика работы поликлиники  в ходе забастовки медицинского персонала.  Допустим, каждый день бастующие обеспечивают проведение приема пациентов с 9.00 до 13.00, выполняя при этом срочные назначения55.

Выполнение минимума работ (услуг) в полном объеме чрезвычайно важно, так как в противном случае забастовка может быть признана незаконной.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых  работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудового  спора в суд56.

 В соответствии  с Законом от 23 ноября 1995 г. при  выполнении заранее обусловленного объема работ (услуг), который обеспечит поддержание нормальных условий жизни данного населенного пункта, забастовку могут проводить работники, которым ранее это было запрещено(транспорт, связь, энергетика и др.). Забастовка в этом случае выражается не в полном прекращении деятельности организации, а в значительном снижении объемов, темпов и других параметров работы. Таким образом достигается компромисс между обеспечением гарантий права на забастовку и охраной законных интересов граждан, не имеющих к ней отношения.

 

4.4 Гарантии и правовое  положение работников в связи  с проведением забастовки в  РФ.

 

Закон не только закрепляет право на забастовку, но и устанавливает  гарантии его реализации.

Так, участие работников  в забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и, следовательно, не влечет применения мер дисциплинарной ответственности, включая увольнение по инициативе администрации 57. Лишь в том случае, когда работники не исполняют обязанности прекратить незаконную забастовку (или отказаться от ее проведения), а также не выполняют решения об отсрочке или о приостановке забастовки, допустима квалификация их действий в качестве дисциплинарного проступка58.

В период забастовки работники продолжают состоять в трудовых отношениях, за ними сохраняются место работы и должность. Законодательство, таким образом, установлен общий принцип недопущения умаления трудовых прав работника в связи с участием в забастовке. К гарантиям осуществления права на забастовку относится определение полномочий органа, ее возглавляющего, и  обязанностей работодателя и государственных органов в ходе проведения забастовки.

Важнейшей гарантией реализации конституционного права на забастовку следует признать законодательное запрещение локаута.

Локаут – новое понятие в российском трудовом законодательстве. Это своего рода ответное действие работодателя на забастовку. Как правило локаут выражается во временной приостановке деятельности организации, сопровождающейся массовыми увольнениями работников.

Отказ от использования локаутов следует  признать весьма прогрессивным явлением, свидетельствующим о дальнейшем демократизации трудовых отношений  и усилении защитной функции трудового  права.

Предоставление работникам права  на забастовку изначально было обусловлено их положением «слабой стороной». Для того чтобы уровнять стороны коллективно-договорного процесса и смягчить экономическое давление работодателя, за работниками закреплено преимущество – возможность прибегнуть к забастовке. Применение локаута сводит это преимущество к нулю, а запрещение его применения устанавливает определенное равновесие между участниками коллективного трудового спора.

Определение локаута59 - дано с учетом современных социально-экономических условий. Это увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства.

Таким образом, в процессе урегулирования коллективного трудового спора, т.е. в период проведения примирительных процедур и забастовки, категорически запрещается не только увольнение работников на основании их участия в споре, но и осуществлении мероприятий по ликвидации или реорганизации юридического лица60.

При этом имеются в ввиду лишь мероприятия проводимые по решению учредителей или органов юридического лица. Ликвидация юридического лица по решению суда или реорганизация в соответствии с актом уполномоченного государственного органа не могут рассматриваться как нарушения норм запрещения локаута.

Глава 5. Незаконные забастовки.

5.1 Понятие незаконной  забастовки в РФ.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации,  Закона о коллективных трудовых спорах и Трудового кодекса являются незаконными и не допускаются  забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных  с обеспечением жизнедеятельности  населения (энергообеспечение, отопление  и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может  быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым  Кодексом Российской Федерации.

Так, директор МУП  ПАТП-3 г. Новосибирска, обратился в  суд с заявлением о признании проведенной забастовки с участием местного комитета Соцпрофа незаконной в связи с несоблюдением процедуры предварительного разрешения коллективного трудового спора, предусмотренного ст.3-8, 12-16 ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»... В судебном заседании представители истца дополнили обоснования незаконности забастовки тем, что был нарушен принцип добровольности отказа работников от выполнения трудовых обязанностей и тем, что председателем МК Соцпрофа выдвигались в ходе забастовки и иные требования к администрации помимо погашения задолженности по заработной плате, которые относятся к вопросу установления и изменения условий труда, а потому спорные правоотношения регулируются указанным выше Законом61.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится  до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании  забастовки незаконной, вступившее в  законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей  суд вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации  или отдельных ее территорий.  Президент РФ и Правительство  РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с  п. 2,3 ст.17 Закона о коллективных трудовых спорах, решение по коллективному  трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

    1. Ответственность за участие в забастовке.

 

Российское законодательство подробно регламентирует порядок использования  права на забастовку для разрешения коллективных трудовых споров. Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в том, чтобы дать им возможность оказать экономическое давление на работодателя. Однако если работодатель ответит на это встречными мерами – уволит или иным образом накажет работников, – то эффективность забастовки сведется к нулю. С другой стороны, неконтролируемая и ненаказуемая возможность проведения забастовки может привести к значительным негативным экономическим последствиям для предприятий. Поэтому законодательство большинства стран пытается найти баланс между интересами работников и работодателей в случаях проведения забастовок.     Какова же ответственность за участие в забастовках в России?

Дисциплинарная ответственность. В законодательстве РФ есть два правила  относительно привлечения к ответственности. Первое правило: локаут запрещен. Норма об этом появилась в Федеральном законе "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", принятом 23 ноября 1995 года (далее – Закон). Согласно статье 19 Закона локаут – это увольнение работников по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидации или реорганизации фирмы, филиала, представительства. Отметим, что эта норма применяется только к тем случаям участия в забастовке, когда она объявлена или проводится в связи с разрешением коллективного трудового спора, а также при разрешении коллективного трудового спора на более ранних этапах. Специальное основание увольнения – за участие в забастовке – в трудовом законодательстве не предусмотрено. Характерно, что в определении локаута говорится не о временном увольнении, или лучше сказать применительно к терминологии нашего трудового права – временном отстранении от работы и приеме других работников, а об увольнении в полном смысле его значения.

Вторым правилом по отношению ко всем случаям участия в забастовке является недопустимость привлечения к иным мерам дисциплинарной ответственности (части 1, 2 ст. 18 Закона и ст.192 Трудового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключения. Статья 22 Закона предусматривает, что "работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины"62. Таким образом, если забастовка вовремя прекращена или, соответственно, не начата, то никаких негативных последствий для работника это повлечь не может. Такие гарантии можно оценить как достаточные и справедливые, способные обеспечить защиту прав граждан, участвующих в забастовке.

Единственный вопрос возникает при сопоставлении  норм положений статей 19 и 22 Закона. Среди видов дисциплинарного взыскания, применение которых допускает статья 22 Закона, предусмотрено и увольнение (ст. 192 КТ РФ), а статья 19 говорит о недопустимости увольнения за участие в забастовке. Это противоречие нуждается в законодательном разрешении.

Однако, если проанализировать правоприменительную практику, становится очевидно, что Закон оставляет возможности для обхода этой нормы и наказания работников. Особенно ситуация обостряется и потому, что сейчас подавляющее число забастовок проходит в связи с невыплатой заработной платы в установленные сроки, а Верховный Суд РФ в принимаемых по конкретным делам постановлениях оценивает такие споры не как коллективные трудовые, а как индивидуальные, даже если при этом и допускается нарушение коллективного договора и соглашения. С другой стороны, достаточно часто наблюдается прямое нарушение гарантий, предусмотренных Законом63.

Так, например, после проведения забастовки в филиале швейной  фабрики "Голубая Ока" (г. Сасово Рязанской области) были уволены 22 работницы, принимавшие участие в забастовке, как за совершение прогула. Для того чтобы восстановить их на работе в судебном порядке, потребовалось более полугода.

Или в результате проведения забастовки на ОАО "Северсталь" членами  свободного профсоюза "Металлург" в декабре 1998 года 18 работников завода были уволены по пункту 4 статьи 33 КЗоТ РФ – за совершение прогула64. Череповецкий городской суд, рассматривавший эти дела по первой инстанции, отказал в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что прогулы были совершены без уважительной причины (задержка выплаты заработной платы в течение 8 дней, по мнению суда, не является достаточно веской причиной), а нормы о запрете локаута не распространяются на возникшие правоотношения, поскольку спор в связи с невыплатой заработной платы не может быть отнесен к коллективному. До настоящего времени не все работники восстановлены на своих местах, хотя по их делам судья Верховного суда РФ Харланов А. В. направил письма с просьбой о пересмотре в порядке надзора на имя председателя Вологодского областного суда, в которых указано: "...в данном случае имел место коллективный трудовой спор, так как выдвигались требования не только по поводу невыплаты заработной платы, но и другие... В соответствии со ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" они не могли быть привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе уволены".

Информация о работе Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам