Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1Проблемы социального сиротства
1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА»
3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая работа по МДК.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

В целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [44 с. 13].

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ1). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам [14 с. 81].

Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей. В России до 1 марта 1996 г. (дата появления Семейного кодекса) действовало 368 домов семейного типа, в которых воспитывались более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей.

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей [30].

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:

1 - дома ребенка для  детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для  детей, оставшихся без попечения  родителей, так и для обычных  детей. Эти учреждения находятся  в ведении Министерства здравоохранения  Российской Федерации.

2 - детские дома и школы-интернаты  различного типа для детей  в возрасте от 3 до 18 лет, в основном  оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут  принимать и прочих детей на  временной основе из-за тяжелых  семейных обстоятельств. Административно  такие школы подчиняются Министерству  образования Российской Федерации.

3 - специализированные детские  дома (интернаты) для детей-инвалидов  с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения  подчиняются Министерству труда  и социального развития Российской  Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.

 

 

 

 

 

 

Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Нормативно-правовое  обеспечение социальной защиты  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [21 с. 74].

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством [37 с. 38].

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ [42 с. 144].

Дополнительные права на образование:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, получившие  основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются  на курсы по подготовке к  поступлению в учреждения среднего  и высшего профессионального  образования без взимания с  них платы за обучение.

2. Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, вправе получать бесплатно  второе начальное профессиональное  образование.

3. Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех  типах государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения  обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники  всех типов образовательных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, при  выпуске из этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим  образовательным учреждением сезонной  одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным  пособием в сумме не менее  двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, до окончания  обучения выплачивается ежегодное  пособие на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей  в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется  в срок до 30 дней с начала  учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям  из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов  образовательных учреждений из  числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, приезжающие  в эти образовательные учреждения  в каникулярное время, выходные  и праздничные дни, по решению  образовательного учреждения зачисляться  на бесплатное питание и проживание  на период своего пребывания  в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

9. При предоставлении  обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, академического отпуска  по медицинским показаниям за  ними сохраняется на весь период  полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное  учреждение содействует организации  их лечения

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2. Регистрационный учет  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, осуществляется  как по месту жительства (место  закрепления за ними жилой  площади), так и по месту временного  пребывания (учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

Информация о работе Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей