Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1Проблемы социального сиротства
1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА»
3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая работа по МДК.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

6. Для обеспечения жилой  площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные  жилищные фонды за счет средств  соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

1. Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные  рабочие места гражданам из  числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

3. Должностные лица, виновные  в нарушении условий трудовых  договоров (контрактов), регулирующих  их отношения с гражданами  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством  РФ.

4. Органы исполнительной  власти субъектов РФ обеспечивают  профессиональную подготовку и  профессиональную деятельность  выпускников учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. В учреждении социальной  обслуживания могут быть созданы  специализированные рабочие места.

5. Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

1. Должностные лица органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления  несут ответственность за несоблюдение  положений настоящего закона  в соответствии с Конституцией  РФ, с законодательством РФ.

2. Нормативные правовые  акты Федеральных органов исполнительной  власти, принятые с нарушением  настоящего закона, ограничивающие  права детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, либо  устанавливающие такой порядок  осуществления этих прав, который  существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в  установленном законом порядке.

3. Неисполнение либо ненадлежащее  исполнение должностными лицами  федеральных законов государственной  власти своих обязанностей, предусмотренных  настоящим законом, влечет за  собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую  ответственность в соответствии  с законодательством РФ [28 с. 41], [29 с. 32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социально-правовая  защита как условие постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях

Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Этим законом установлены льготы, обеспечивающие реализацию таких важных прав, как право на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, а также права на труд [42 с. 26].

Так, согласно ст. 6 упомянутого закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

полное государственное обеспечение до окончания ими государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования всех типов.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении [29 с. 35]

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Ст. 7 Федерального закона № 159-ФЗ устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении; на бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, на оплату проезда к месту лечения и обратно.

Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (ст. 8 закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях [42 с. 28].

Дети, не имеющие закрепленной за ними жилплощади, по возвращении из всех указанных выше учреждений должны быть обеспечены вне очереди равноценной ранее занимаемой ими жилплощадью не ниже установленных норм.

Трудоустройство выпускника интернатного учреждения -- один из сложнейших вопросов, которые приходится решать государственным службам.

Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. №1032-1, органы службы занятости обязаны оказать выпускнику содействие в устройстве на работу и при этом не только проинформировать об имеющихся вакансиях, но и дать необходимые консультации, помочь сориентироваться, а если он не может найти подходящую работу, бесплатно направить его для профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Выпускник должен быть признан безработным не позднее чем через 11 дней с момента подачи документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 159 указано, что при обращении детей-сирот в возрасте от 14 до 16 лет в органы государственной службы занятости населения им должны быть обеспечены профессиональная ориентация, диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, профессиональная подготовка и трудоустройство в течение б мес.

Если ребенок-сирота (а также лицо в возрасте до 23 лет, ставшее сиротой или оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет) впервые ищет работу и регистрируется в государственной службе занятости в качестве безработного, пособие по безработице ему выплачивается в течение б месяцев в размере среднего уровня заработной платы, сложившегося в данной области, крае.

Министерством труда Российской Федерации принято постановление от 6 февраля 1995 г. № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», которое предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетних (до 18 лет) трудоустраивает учебное заведение (детский дом, школа-интернат) или специалист по охране детства.

Выпускники интернатных учреждений при трудоустройстве имеют льготы. За счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Однако взамен одежды, обуви и оборудования по желанию выпускников им может выдаваться или перечисляться на их счет в Сбербанке России денежная компенсация. При трудоустройстве после окончания ПУ, техникума, вуза за счет средств учебного заведения ребенок-сирота получает единовременное пособие в размере не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

Интегрированная модель воспитания ребенка. Это модели воспитания, основанные на психологических потребностях ребенка, сосредоточенные на интеллектуальном, эмоциональном, умственном и социальном развитии, в отличие от режимной или казарменной моделей, которые направлены на поддержании порядка и в большинстве случаев сосредоточены на удовлетворении физических потребностей и предоставлении общего начального или профессионального образования. Учреждения не в состоянии реализовать наиболее важные аспекты воспитания ребенка как целостной личности, а именно:

- качество взаимоотношений  между ребенком и взрослым, т.е. качество психологического воспитания  неудовлетворительно;

- отсутствует стимулирующая  атмосфера, необходимая для развития  познавательных способностей, двигательных  навыков, социального поведения  и речи;

- индивидуальные потребности  подчинены требованиям учреждения  по поддержанию порядка, повседневного  распорядка и единообразия;

- роль группы сверстников  в системе воспитания в учреждении  высока, но также в учреждениях  существует высокая вероятность  возникновения внутри группы  конкуренции, соперничества и эксплуатации, в особенности в атмосфере  жесткой регламентированности, присущей учреждениям;

- отсутствует подготовка  детей к жизни вне учреждения. Учреждения не стремятся вооружить  молодых людей знаниями, умениями, опытом и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для нормальной  жизни в обществе. Дети, воспитывающиеся  в крупных учреждениях, находятся  в наиболее неблагоприятных условиях, в особенности, если учреждение  полностью автономно, имеет отделение  дошкольной подготовки, школу и  спортивные сооружения.

Жестокое обращение с детьми в учреждениях. Возможность жестокого обращения с детьми со стороны персонала и иногда старших воспитанников остается реальностью. Такие случаи трудно поддаются количественной оценке, поскольку сведения о физическом, эмоциональном и социальном насилии над детьми в учреждениях носят в основном неофициальный характер [1 с. 63].

Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут выбыть из учреждения при воссоединении с родителями, усыновлении или помещении под опеку. Кроме как из домов ребенка, это удается немногим, так как устройство в детское учреждение рассматривается как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Лишь недавно идея изъятия детей из государственных детских учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом обсуждения и начала применяться на практике [3 с. 12].

Информация о работе Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей