Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа
Краткое описание
Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1Проблемы социального сиротства 1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА» 3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Наиболее сложной в решении
является проблемная зона "отношение
населения к социальному сиротству".
Основная часть населения уверенна в том,
что передача ребенка из под опеки родителей
под опеку государства является не только
реальной, но и необходимой мерой в борьбе
с "неблагополучными" семьями. Удивительно,
но население не видит ничего страшного
в том, что ребенка воспитывают в "казенных
учреждениях".
Ребенок, оставшийся без надлежащего
родительского контроля, должен привлекать
внимание социальных служб или органов
внутренних дел не тогда, когда его жизнь
в семье становится опасной, а его поведение
отличается противозаконными действиями
или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок
должен оказаться в поле зрения социальных
работников (службы) на несколько лет раньше.
Государственные органы опеки
и попечительства должны располагать
возможностями для индивидуальной профилактической
работы семьей при самых первых проявлениях
ее неблагополучия. Деятельность органов
опеки начинается только в случае возникновения
проблемы, с которой семья самостоятельно
справиться не может, когда инспектор
поставлен перед необходимостью решать
вопрос о целесообразности и правомерности
вмешательства в жизнь семьи, исходя из
собственных представлений о семейном
благополучии.
В современной ситуации обеспечить
ребенку его права, и, прежде всего, право
жить и воспитываться в семье, возможно
только при взаимодействии всех организаций
и учреждений, деятельность которых направлена
на социальную работу и поддержку детей.
Значительное место в этой системе занимает
специализированное учреждение для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации
(социальные приюты, социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних, центры
помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, центры помощи семье).
Проанализировав опыт работы
«Детского дома №3 г.Калуги» можно сделать
выводы, что значительное место в деятельности
детского дома занимает социальная и педагогическая
работа с воспитанниками, а также деятельность
по подготовке и социальной адаптации
к жизни вне его стенах. Повышение эффективности
социальной адаптации обеспечивается
за счет снижения уровня изолированности
деятельности таких учреждений. Положительным
опытом, в семейных детских домах, является
то, что воспитанники обучаются в обычных
городских школах с детьми, которые проживают
с родителями, имеют собственную семью.
Также общаются друг с другом, не взирая
на то, что они воспитанники детского дома,
принимают участие во всех мероприятиях
проводимых в школе, участвуют в спортивных
мероприятиях школы и города, состоят
в спортивных секциях, посещают концертные
залы, театры, музеи, выставки, экскурсии,
трудовые кружки вне детского дома, что
способствует повышению уровня общения
воспитанников с окружающим миром, со
сверстниками и взрослыми людьми, которые
помогают воспитанникам быть более адаптированными
к общественной жизни. Вся осуществляемая
деятельность детского дома благотворно
влияет на социальную адаптацию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Но этого не достаточно для того, чтобы
в полном объеме реализовывалась социальная
адаптация детей-сирот.
В ходе проделанной работы цель,
поставленная во введении была достигнута.
Для этого были решены задачи: исследование
проблемы социального сиротства; изучение
государственная система устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
анализ особенностей организации социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; рассмотрение
нормативно-правовое обеспечение социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; выявлены пути
совершенствования социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, воспитывающихся
в специализированных учреждениях; исследование
основных направлений социально-правовой
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей на примере «Детского
дома №9 г. Ставрополя».
Изученная теоретическая база
и проведенные исследования дают почву
для размышления о необходимости совершенствования
законодательной базы. Проблема сиротства
остается наиболее актуальной для современной
России, т. к. это явление в современных
социально-экономических условиях приобрело
широкие масштабы и новые качественные
характеристики. Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей относятся к одной
из тех групп населения, которая требует
наибольшего внимания со стороны государства
и общественности.
Список используемой
литературы
1. Алексеева Л. С. Технологии
социальной работы по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних
в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей. - М., 2001 г. 176 с.
2. Антонов А., Агильдиева
Е. Демографические процессы России и
проблемы семьи. - М ., 1997.
3. Артюхов А.В. Государственная
семейная политика и её особенности
в России. - М., СОЦИС. - 2002. - № 10. - 16 с.
4. Балцевич В.А. Семья и молодежь:
Профилактика отклоняющегося поведения.
Минск: Университет. 1989. - 142 с.
5. Бобылева И. А. Социальная
адаптация выпускников интернатных учреждений.
- М.: Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения. - 2007 г. - 176 с.
6. Бобылева И. А. Социально-психологическая
адаптация детей в замещающей семье. -
М.: СЛОВО. - 2002 г. - 274 с.
7. Васильев Б. Н. Социальное
обслуживание семьи и детей
в России / Б. Н Васильев // Социальное
обеспечение. 2001. № 3. - с. 8.
8. Василькова Ю.В., Василькова
Т. А. Социальная педагогика; - М., 1999г.
9. Владимирова Н. В., Спаньярд
Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование
выпускников детских домов и школ-интернатов.
- М., 2007 г.
10. Всемирная декларация
об обеспечении выживания, защиты
и развития детей (ООН, 1990). Положение
детей в мире. -- М., 1991.
11. Гражданский Кодекс
Российской Федерации. - М., 2001 г.
12. Галагузова М. А. Социальная
педагогика; курс лекций. - М., 2000г.
13. Дементьева И.Ф. Социальная
адаптация детей-сирот.- М., 2003 г.- 263с
14. Ершова Н.М. Опека, попечительство,
усыновление. - М., 2000 г.
15. Зарецкий В., Дубровская
М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения
проблемы сиротства в России. М. - 2002 г.
16. Иванова Н.П. Критерии
готовности выпускников к профессиональному
самоопределению. - М., - 2006 г.
17. Клемантович И.П. Социальная
защита детей в России. -- М., 1988
18. Кодекс РФ об административных
правонарушениях. По сост.на 20.03.08г.
- М.: Проспект, 2008. - 336с.
19. Колпакова О. П. Использование
инновационных социальных технологий
реабилитации детей в летний период. -
Социальное обеспечение. 2002. - № 10. - с. 5.
20. Конвенция ООН о правах
ребенка.
1 "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10.1994),(действующая
редакция от 14.11.2013)