Современные социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окружения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происходит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основного объекта своего изучения. Это окружение, т. е. общество за всю известную историю человечества интерпретировалось его представителями по-разному. Свои взгляды на общество в своих трудах выражали в основном философы, а также писатели, экономисты, позже, с появлением социологии как самостоятельной науки, - социологи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Специфика социологического знания.7
1. Социология как наука об обществе…………………………………………7
2. Классические социологические теории…………………………………….9
II. Основные современные теории…………………………………………..12
1. Структурный функционализм……………………………………………….12
2. Теория среднего уровня……………………………………………………...13
3. Феноменологическая социология…………………………………………...14
4. Конструктивный структурализм……………………………………………15
5. Символический интеракционизм……………………………………………16
6. Франкфуртская школа………………………………………………………..17
7. Теория интегрального синтеза………………………………………………18
8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию……………………………………..19
9. Этнометодология в социологии……………………………………………..20
10. Теория структурации………………………………………………………..21
11. Акционалистская социология Алена Турена……………………………...22
12. Социология науки и техники……………………………………………….23
13. Социология опыта Франсуа Дюбе…………………………………………24
14. Когнитивная социология……………………………………………………25
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела……………………….26
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера. ……………………………………27
III. Социологическая теория сегодня……………………………………….28
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние…………………28
2. Поиск решения………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик..docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Идеи Конта получили дальнейшее развитие в трудах английского исследователя Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.). Один из основателей социологии, продолжатель позитивистской школы и основатель эволюционно-биологической школы, Спенсер пытался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Как и в организме, развитие и рост общества, считал исследователь, «сопровождается увеличением сложности его органов и частей. Подобно организму прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур».7

На смену этой школе  приходит психологическое направление. Его основателями были французские  учёные Габриель Тард (1843 – 1904 гг.) и Густав Лебон (1841 – 1931 гг.). Согласно учению Тарда, «общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии».8

Согласно Лебону, «стабильный психический склад народов и рас формируется под влиянием наследственных факторов, воспитания, среды, подражания и общественного мнения, которые обеспечивают трансляцию суммы средних понятий, обусловливающих сходство людей».9

Таким образом, в центре внимания психологического направления стала  проблема общественного сознания, его природы, структуры и функций.

Из классических направлений также стоит выделить Чикагскую социологическую школу, группу социологов Чикагского университета, работавшую в первой половине XX века. Социологическое отделение Чикагского университета было основано в 1892 году Альбионом Смоллом. Для неё характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии город. Её представляли Уильям Исаак Томас (1863-1947 гг.), Роберт Парк (1864-1944 гг.), Чарльз Хортон Кули (1864-1929 гг.), а также философ Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.), чьи идеи будут рассмотрены в отдельной подглаве. 

Стоит выделить также и понимающую социологию. Среди ярких её представителей можно назвать таких исследователей, как Вильгельм Дильтей (1833 – 1911 гг.) и Макс Вебер (1864 – 1920 гг.).

Нельзя не уделить внимания основателю французской социологической школы и структурно-функционального анализа, одному из создателей социологии как самостоятельной науки Эмилю Дюркгейму (1858 – 1917 гг.).

Э. Дюркгейм вошел  в мировую социологию как родоначальник «социологизма», рассматриваемого в качестве методологического основания социологии. В теории социологизма он различил два взаимосвязанных аспекта: онтологический и методологический10.

Исследователь полагал, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие, качества. Социальная реальность можно через социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

Он представлял себе социальные факты «в виде сил и структур, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к индивиду. Изучение этих крупномасштабных структур и сил, например институционализованного закона и коллективных моральных верований, и их влияние на людей стало волновать многих более поздних теоретиков социологии»11.

Дюркгейм разделил социальные факты на:

  1. Морфологические, которые составляют материальный субстрат общества, т.е. онтологический принцип;
  2. Духовные, или нематериальные, которые в совокупности представляют коллективное сознание, т.е. гносеологический принцип.

Эмиль Дюркгейм защищал принцип социологического объяснения социальной реальности. Его  называют сторонником социального  детерминизма.

 

Итак, были вкратце  рассмотрены основные идеи классических теорий социологии, в основном, второй половины XIX века, когда социология стремительно развивалась как самостоятельная наука.

Эти идеи помогут  нам лучше понять уже современные, новые социологические теории.

 

II. Основные современные теории

1. Структурный  функционализм.

 

Это методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979 гг.).

Основные положения данного  направления сводятся к следующему:

  • общество состоит из связанных друг с другом компонентов, которые своим взаимоотношением поддерживают сущность всей социальной системы;
  • эти компоненты связаны с выполнением основных общих функций;
  • задача социологии состоит в том, чтобы выделить эти функции;
  • для выполнения их общество создаёт социальные институты;
  • если дисфункциональные формы поведения и институты угрожают существованию общества, то они подлежат контролю или уничтожению.

Парсонс выдвинул положение  о том, что все действующие  системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами. Во-первых, они должны обеспечить получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри системы. Этот процесс Парсонс назвал  «адаптацией». Во-вторых, системы должны быть способными мобилизовать ресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между ними (целями). Это — процесс «целедостижения». В-третьих, отношения внутри системы должны координироваться, регулироваться и, следовательно, иметь налаженный механизм «интеграции». В-четвертых, должны существовать пути выработки в составляющих систему индивидах такой мотивации, которая обеспечивала бы соответствие их деятельности целям системы, равно как и пути снятия прежних эмоциональных напряжений у членов общества. Это — механизм «поддержания ценностного стандарта».

 

2. Теория среднего уровня.

 

Её разработал ученик Парсонса Роберт Кинг Мертон (1910 – 2003 гг.). Она состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой.

Идея заключается в том, что  необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти  теории строятся как обобщённые, связанные  в логическую систему, высказывания. Эти теории должны строиться в  соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться на практике.

Стоит отметить, что если сам Мертон первоначально под теориями среднего уровня понимал лишь теорию ролей, теорию девиантного поведения, то впоследствии теории среднего уровня стали соотносить со специальными, отраслевыми социологическими теориями.12

Мертон с самого начала пояснил, что структурно-функциональный анализ рассматривает группы, организации, общества и культуры. Он утверждал, что любой объект, который может подлежать структурно-функциональному анализу, должен «представлять собой стандартизированное (т. е. шаблонное и повторяющееся) явление». Он имел в виду «социальные роли, институциональные модели, социальные процессы, культурные образцы, обусловленные культурой эмоции, социальные нормы, групповую организацию, социальную структуру средства социального контроля и т. д.»13

Данную теорию также называют теорией социальных изменений. Мертон, отказавшись от общей социологической теории, утверждал, что, наряду с функцией существует и дисфункция, т.е. «он заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм»14.

3. Феноменологическая социология.

Это направление возникло в противовес функционализму. Его представителями  были, Эдмонд Гуссерль (1859 – 1934 гг.), Альфред Шуц (1892 – 1959 гг.), а также его ученики Питер Людвиг Бергер (род. в 1929 году) и Томас Лукман (род. в 1927 году).

Здесь сама социальная реальность есть искусственная по своей природе, т.е. сотворённая самими действующими индивидами. Иначе говоря, наши представления  о реально существующих объектах, с которым мы взаимодействуем, тесно  связаны с нашими представлениями  об этих объектах.

Общество рассматривается как  постоянно воспроизводимая в  результате коммуникативной деятельности социальная реальность. Социальная реальность определяется как общая сумма  объектов и явлений социокультурного мира, каким он представляется обыденному сознанию людей. Значит, задачей социологии является изучение процессов конструирования мира.

Среди наиболее весомых достижений Шуца можно выделить следующие:

  • мыслительные объекты, сконструированные исследователями в социальных науках, основываются на мыслительных объектах, сконструированных обыденным мышлением человека, который ведёт повседневную жизнь.
  • в основе научного знания социального мира лежит обыденное сознание;
  • это сознание обнаруживает себя через свою типичность;
  • мир, на который направлено повседневное знание, одновременно предстаёт в качестве мира интерсубъективного и культурного;
  • ни в том, что касается акторов (т.е. действующих субъектов; индивидов, совершающих действия), ни в том, что касается социального мира, в котором они живут и принимают участие, нельзя найти однородности;
  • Есть различие в повседневном сознании и научном знании социального мира.15

4. Структуралистский конструктивизм.

 

Автором этой теории является французский философ и социолог Пьер Бурдье (1930 – 2002 гг.). В определении сути социальных отношений мыслитель предложил использовать сразу два подхода:  «С помощью структурализма я хочу сказать, что в самом социальном мире <…> существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления. С помощью конструктивизма я хочу показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия, которые являются составными частями того, что я называю габитусом, а с другой стороны, - социальных структур и в, частности, того, что я называю полями»16

То есть, можно сказать, что Бурдье определяет «структуралистский конструктивизм» как соединение объективного и субъективного.

Одним из центральных понятий  у Бурдье является понятие габитуса. Габитус может пониматься как «система приобретенных схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия».17

Габитус – «это в каком-то смысле социальные структуры нашей субъективности, формирующейся первоначально через наши первые опыты (первичный габитус), а затем через опыт нашей взрослой жизни (вторичный габитус). Это то, каким образом социальные структуры отпечатываются в наших головах и телах посредством интериоризации внешнего»18.  

Объективная социальная среда производит габитус. Ещё одним важнейшим понятием у Бурдье является понятие социального пространства. 

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.

5. Символический интеракционизм.

 

Представителями этого направлении  были американский социальный психолог Чарльз Хортон Кули (1864—1929 гг.) и представитель Чикагской школы, философ, социолог Джордж Гербрет Мид (1863 – 1931 гг.).

Основная проблема, которая  волновала интеракционистов — каким образом взаимодействие между индивидами формируют социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. Его «Я» всегда динамично.

Сторонники этого  направления исходят из обобщения основных особенностей, которыми человеческое бытие отличается от существования животных. Решающее отличие они усматривают' в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию. Человеческий язык, считают интеракционисты, отличается от голосовых сигналов животных тем, что использует значимые символы, т.е. такие знаки, которые несут для индивидов, производящих их, и индивидов, откликающихся на них, определенные смыслы или значения, касающиеся последующего поведения производящих их индивидов. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе коммуникации возможное приспособление различных социальных компонентов взаимного действия друг к другу, а тем самым делают возможным и рост самосознания индивидов в единстве с их взаимным приспособлением.19

В основе символического интеракционизма  лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в  системе языковых и других символов.20

 

6. Франкфуртская школа.

 

Основными представителями  Франкфуртской школы были Макс Хоркхаймер (1895 – 1973 гг.), Теодор Адорно (1903 – 1969 гг.), Гербер Маркузе (1900 – 1980 гг.), Эрих Фромм (1898 – 1979 гг.) и др.

Хоркхаймер развил свою так  называемую критическую теорию общества, в которой пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда, а также этики Артура Шопенгауэра.

В целом, взгляд Франкфуртской школы заключался в том, что «в капиталистическом обществе теория и практика разобщены. Это означает, что теоретизирование осуществляется одной группой, которой предоставляется или, вернее, которая получает это право, тогда как практика передается другой, менее сильной (властной) группе. Во многих случаях в творчестве теоретиков заметна их неосведомленность по поводу того, что происходит в реальном мире, что обедняет и по большей мере делает неуместными некоторые положения марксистской и социологической теории. Главное — объединить теорию и практику так, чтобы реконструировать отношения между ними. Таким образом, теория будет подкрепляться практикой, тогда как практика будет моделироваться теорией. Постепенно как теория, так и практика будут обогащаться»21.

Информация о работе Современные социологические теории