Современные технологии организации досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Яковлева_курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

      Многие  виды досуговой деятельности заведомо предполагают коллективные действия (техническое  творчество, спортивные игры, жанры  художественной самодеятельности и  др.). Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) – это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области досуга, ориентированная на различные возрастные категории. Для пожилой возрастной категории это:

  • Воспитание детей. Использование педагогического опыта данной категории населения в руководстве занятиями детей и подростков, объединение их усилий совместно с родителями дают положительные результаты. Отсутствие содержательных контактов детей, родителей и педагогов – ветеранов труда, как отмечают социологи, негативно сказывается на воспитании детей.
  • Проблемы нравственности. Передача художественного опыта, народных традиций этических норм; возрождение утраченных ценностей культуры и искусства, вовлечение молодежи в процесс восстановления духовной культуры  с использованием инновационных технологий досуговой деятельности – вот далеко не полный комплекс задач, решение которых невозможно, на наш взгляд, без активного участия людей пожилого возраста «с молодой душой».
  • Военно-патриотическое воспитание – почетная обязанность ветеранов войны и труда. Роль клубных учреждений здесь остается незаменимой, т.к. именно в клубе есть возможность обеспечения массовой аудитории.

      Неотъемлемой  частью досуговой деятельности пожилых  людей является садоводство и  цветоводство. Особый смысл в настоящее  время приобретает краеведческий  аспект досуговой деятельности с  пожилыми людьми. В организации краеведческих музеев на общественных началах, как правило, активное участие принимают пенсионеры. [8, c.199]

      Организацию досуговой деятельности людей пожилого возраста важно вести комплексно, в союзе с местными общественными  и административными органами, социальными  службами. Духовная наполненность социально-культурной деятельности людей старшего возраста – главное условие их творческой жизнеспособности. 

ВЫВОДЫ 

      Проведенные исследования позволили достичь  общей цели и решению конкретных задач, поставленных в роботе, а также подтвердить эффективность примененных методологических принципов, которые являются ее основой. Результат исследования можно представить в таких положениях:

    1. Культурно-досуговая деятельность как система состоит из взаимосвязанных элементов:
  • функционального, показывающего, какие функции выполняет система и образующие ее элементы;
  • содержательного; структурного, раскрывающего внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее элементов;
  • интегративного, указывающего источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы; коммуникационного, отражающего взаимосвязь данной системы с другими как по «горизонтали», так и по «вертикали»;
  • исторического, рассматривающего в динамике этапы возникновения, становления и дальнейшего развития системы.

      Сегодня основная задача учреждений культуры состоит в приобщении к культуре всех слоев населения через участие в различных видах предметной деятельности; выявление художественно одаренных личностей, их учет, оказание им различной материальной и моральной помощи; реализацию продукции любителей с целью оживления художественных и товарных процессов и «эстетизации» окружающей среды и быта населения. Изменение условий и форм взаимодействия людей в сферах производства и досуга неизбежно вызывает изменение установок, ценностей, стереотипов и норм, определяющих социальное поведение, отношение людей друг к другу. Изменение же самих форм социального взаимодействия обусловливается, в свою очередь, в конечном счете развитием рыночной экономики.

     2. Технологии культурно-досуговой деятельности предусматривают разработку и принятие эффективных мер по следующим направлениям:

  • Соединение содержания с реальной действительностью, правдивый ее показ в информационно-просветительной, художественно- публицистической, образно-наглядной и культурно-развлекательной программах. Четкое осознание специфики этих направлений культурно-досуговой деятельности, поиск новаторских, активных форм и методов должен происходить в соответствии с ценностями нового исторического периода.
  • Концентрация в учреждениях культуры разнообразных видов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются цели в зависимости от социально значимых потребностей и интересов людей. Использование возможностей учреждения культуры для активного изучения, удовлетворения и формирования потребностей и интересов населения, обеспечение на этой основе условий для возникновения новых общественно полезных потребностей. Всестороннее развитие демократических начал в повседневной жизни учреждений культуры, поддержка всех позитивных проявлений народной инициативы, развитие гласности, критики, самокритики. Координация усилий и поиски новых способов связи учреждений культуры с общественными организациями, общеобразовательными школами, училищами культуры, высшими учебными заведениями, творческими союзами. Постоянное стремление к сотрудничеству на равноправной основе с неформальными молодежными объединениями и клубами по интересам, безвозмездное организационно-методическое обеспечение их творческого развития, осуществление социальной поддержки со стороны учреждения культуры неформальным объединениям. Создание иерархии органов самоуправления, выбираемых на общих собраниях учреждений культуры и всех его структур, советов коллективов художественной самодеятельности, клубных объединений, советов, сгруппировавшихся по различным направлениям деятельности.
  • Установление своевременной оплаты труда специалистам и сотрудникам в зависимости от конечных результатов их деятельности. Осуществление современного планирования деятельности учреждений культуры снизу доверху от разработки планов отдельных подразделений, их согласования друг с другом до разработки общих планов. Обеспечение условий учреждениям культуры для самостоятельного развития материально-технической базы на современном уровне, активное внедрение в строительство объектов культуры методом народной стройки, семейного подряда, хозрасчета и самофинансирования;
  • Опора на открытый диалог с аудиторией, непосредственное участие посетителей в проводимой программе. Планирование строительства типовых проектов новых зданий учреждений культуры, в соответствии со спецификой их деятельности в современных условиях. Предоставление учреждениям культуры независимо от их ведомственной принадлежности статусной и нормативной документации в полном соответствии с концепцией рыночной экономики.
  • Определение организационно-правового статуса учреждений культуры и включение их в новые структуры. Самостоятельный организационно-правовой статус необходим для выведения учреждений культуры из подчинения отраслевым и ведомственным структурам с целью выхода на самостоятельное формирование социального заказа. Радикальный пересмотр положения о различных типах учреждений культуры, и прежде всего о клубе, которое должны отвечать целям и задачам современного этапа развития нашего общества; четкое определение прав посетителей учреждений культуры. Приведение в соответствие с новыми положениями системы учета и отчетности учреждений культуры.
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бобахо  В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность – 1996. - № 3 – с. 25-38.
  2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. – с. 45-90.
  3. Вишняк А. И., Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988 г. - 53с.
  4. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. –М, 1998. – с. 89-100.
  5. Волощенко Г. Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. – СПб. 1999. – с. 56-80.
  6. Воробьева И. В. Социокультуная деятельность: учебно-методический комплекс/ Воробьева И. В. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 104 с.
  7. Горбатова И. И., Каменец А. В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.- 35 с.
  8. Григорьева Е. И. Современная технология социально-культурной деятельности: Учеб.-метод. пособие -  Тамбов, 1998. – 284 с.
  9. Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы – М., 1967.
  10. Данилова Е. А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения (на примере регионов Среднего Поволжья): автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидат социологически наук: спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»/ Данилова Е.А. – Пенз. гос. унив. – П., 2009 г. – 28 с.
  11. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социально-культурного проектирования – М ., 1996. – 250-275 с.
  12. Ерасов Б. С. Социальная культурология: учеб. пособие/ Ерасов Б. С. – М.: Аспект Пресс, 2000 – с. 13 – 30.
  13. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М., 1994. – с. 190-220.
  14. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности.: учебник / Жарков А.  Д. – М.,2007 – 279 с.
  15. Иконникова С.Я., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. –      М., 1970 – с. 100-126.
  16. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социо-культурная деятельность: учебник/ Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  17. Колик Г. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста: автореферат диссертации на  соискание ученой степени кандидат педагогических наук: спец. 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»/ Колик Г.  Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств – СПб, 2007 – 30 с.
  18. Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление. –        СПб., 1997 – с. 35-70
  19. Кулагин И. Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. – с.163-400.
  20. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие/под ред. ЖарковаА. Д., Чижикова В. М. – М.: Издательство МГУК, 1981. –  48с.
  21. Медведева И. Я., Шилова Т. Л. Ребенок и компьютер. – Клин: Христианская жизнь, 2007 – с. 47-77
  22. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004  – с. 178-240
  23. Новаторов В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития/ Новаторов В.Е.// Вестник Омского университета – 1999. – №3 – С. 109-114
  24. Стрельцов Ю. А.  Культурология досуга: учебное пособие/          Стрельцов Ю. А. – М: МГУКИ. 2003. – 296 с.
  25. Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие./ Стрельцов Ю. А. – М.: МГУКИ, 1999. – 200 с.
  26. Суртаев В. Я. Молодежь и культура. – СПб.,1999 – с. 55-76
  27. Хренов Н. А. Мифология досуга. – М., 1998 – с. 120-147
  28. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. –  М., 2000. – с. 15-50

Информация о работе Современные технологии организации досуга