Соотношение природного и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мировая социальная практика показывает, что общество не может успешно развиваться без определения основных принципов социального устройства.

 

 

 

  1. Культура и ее влияние на общественное развитие.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала  сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно–объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука  позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим  желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При  помощи научных моделей ученые могут  показать возможные опасные тенденции  развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Сегодня наука является основной формой человеческого познания.

Другим важнейшим видом  духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным  моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят  часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее. Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество)  — вид искусства, представляющий  собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду  для жизни человека.

2. Живопись — вид искусства,  произведения которого представляют  собой отображение жизни на  определенной поверхности при  помощи цвета.

Специфика искусства как  формы художественного познания заключается в том, что, во–первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь  людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом  вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. Во–вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно–пространственные формы и т. д.

В–третьих, огромную роль в  процессе познания мира с помощью  искусства играет воображение и  фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

Искусство включено в целостную  систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Что же касается религии, как  вида духовного производства, то создаваемые  с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных  этапах его развития, формируя у  людей абстрактное мышление, способности  вычленять общее и особенное  в окружающем мире. Однако возникающие  в рамках религиозных воззрений  духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни  многих обществ и отдельных индивидов. Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины. Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

          Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие  культура употребляется в основном в двух значениях — «широком»  и «узком».

В узком смысле, говоря о  культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые  связаны с искусством.

В широком же смысле культурой  общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения  в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

   Несмотря на различные  оценки влияния культуры на  жизнь людей, практически все  мыслители признавали что:

1) духовная культура играет  важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции,  хранения и передачи накопленного  человечеством опыта;

2) что культура является  особой человеческой формой бытия,  которая имеет свои пространственно–временные границы;

3) культура служит одной  из важнейших характеристик жизнедеятельности,  как отдельной личности, так и  конкретного общества в целом.

             Накопленные российским обществом  в XX веке социальные ценности  и нормы сегодня подвергаются  серьезному пересмотру. В связи  с этим можно отметить ряд  позитивных и негативных процессов,  происходящих в социокультурной  сфере.

Заключение.

       Социальное - исходное и центральное понятие социологии. Описать социальное полно и точно очень сложно. Его нельзя упрощать до эффекта, возникающего в результате взаимодействия индивидов. Как мы выяснили, сознание способствует формированию специфического способа ориентации, благодаря которому становится возможным особый тип регулирования отношений в общности. Например, оценить себя и других, пользу и вред, добро и зло, способность предсказать, прогнозировать последствия планируемых действий. В процессе жизнедеятельности мы постоянно реализуем собственные ожидания, что другие люди будут выполнять определенные действия, обязательства и наоборот - от нас другие люди ожидают различных действий и готовы на них реагировать. Именно сопряженность взаимных ожиданий как своеобразных обязательств создает для жизнедеятельности конкретной личности предсказуемость, необходимые стабильные, надежные условия для существования и развития в социуме.

      Именно в рамках таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить планы, растить и воспитывать детей, творить, решать личные проблемы. Благодаря регуляции жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий - обязательств возникают: предсказуемость, прогнозируемость, стабильность, надежность положения субъекта в "среде себе подобных".    Взаимность ожиданий - обязательств составляет своеобразное невидимое магнитное поле социальной действительности. Их нельзя нащупать, но люди на них реагируют, гневаются, когда их ожидания не оправдываются, улыбаются, когда ожидания оправдались. Без этого поля взаимных социальных обязательств - притяжений невозможна экономика, невозможна политика. Человек не состоялся бы, останься он в плену своих инстинктов, если бы не возникло магнитное поле социального - системы взаимных ожиданий - обязательств. На этой основе держится огромное здание социальных связей, институтов государства, экономики и культуры.

 

Список литературы

  1. Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 
  2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14
  3. Ерасов Б. С. «Социальная культурология». — М., 1996.
  4. «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.
  5. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.
  6. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

 

 

 

 

 


Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке