Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49
- по детям, переданным в
- по детям, родители которых
лишены родительских прав или
ограничены в родительских
В течение года в соответствии с планом проводилась работа по оказанию методической и практической помощи образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, учреждениям образования:
Недостатки в работе отдела опеки и попечительства:
- в работе с родителями,
ненадлежащим образом,
- не организована работа
с родителями, лишёнными родительских
прав, по формированию мотивации
их на восстановление в
- необоснованно затягиваются
сроки предъявления исков по
лишению родительских прав, в
том числе родителей, дети
Учитывая вышеизложенное, рекомендуется применить:
2.. Организовать (активизировать)
работу по профилактике
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Исследование состояния
социальной работы с детьми, попавшими
в трудную жизненную ситуацию в Республике
Башкортостан позволил сделать вывод
о том, что данная проблема в нашей республике
рассматривается широко, с опорой на богатое
нормативно-правовое обеспечение. Помимо
совершенствования нормативно-правовой
базы защиты прав и интересов детей, а
также оказания материальной поддержки,
особо важным направлением является принятие
системных мер в сфере обеспечения безопасности
детей, организации своевременного выявления
семейного неблагополучия, создания инфраструктуры
профилактической работы, комплексной
реабилитации детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. В настоящее время
в Республике Башкортостан действуют
74 государственных, 6 государственных
автономных и 11 муниципальных учреждений
социального обслуживания населения.
В настоящее время в республике на условиях софинансирования расходов реализуются программы, направленные на решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: республиканская программа «Мой мир – моя семья», программа «Өмөт (Надежда)» .
В Республике Башкортостан действует ряд законодательных и нормативных документов по основным направлениям в области семьи, материнства и детства - это законы республики Башкортостан от 29.10.2008 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в республике Башкортостан», от 29.12.2007 «О профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав», от 29.10.2008 № 41 «Об организации опеки и попечительства в республике Башкортостан», от 28 декабря 2005 г. «О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка»; указы президента республики Башкортостан от 2 февраля 1995 года «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», от 31 декабря 1998 «О мерах государственной поддержки семьи, материнства и детства и улучшении демографической ситуации в республике Башкортостан».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели к формированию в обществе детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Оказание помощи детям, по разным причинам попавшим в трудную жизненную ситуацию, является важнейшим направлением в сфере социальной защиты детства. Такими ситуациями являются: болезнь, опасность, инвалидность, смерть; ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помеха, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием - ситуации «публичного поведения», оценки и критики, конфликты, давление и пр. Поэтому такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей, возникающих под влиянием факторов риска, с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.
Основные причины социального
сиротства заключаются в
Социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие
положительного опыта семейной жизни,
воспитывающиеся в
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
Опека и попечительство в
семейном праве – это устройство
детей-сирот детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях
их содержания, воспитания и образования,
а также для защиты их прав и
интересов. Опека позволяет ребенку
быстрее попасть в семью, так
как оформляется проще, чем усыновление.
Воспитание родственниками имеет ряд
преимуществ перед воспитанием
в семьях: у детей возникает
меньше поведенческих и
Нами были проанализированы основные понятия используемые специалистами, работающими с данной категорией детей: дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, социальные службы, деятельность органов опеки и попечительства по работе с данной группой детей Изучены нормативно-правовые акты, учебно-методическая и специальная литература.
На основании проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. «Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию» является центральным понятием данной работы. Оно наиболее полное и включающее в себе различные классификации.
2. Правовые основы социальной помощи в Российской Федерации детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию соответствуют мировому законодательству и основаны на общих принципах социальной работы: гуманности, добровольности и конфиденциальности.
3. Социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита в Республике Башкортостан и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию