Социальная адаптация граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

надеюсь.docx

— 113.99 Кб (Скачать файл)

Изучая курс авторской  программы «История религий», слушатели  знакомятся с ролью мировых религий  и их мировоззренческими и этическими установками, с понятием феномена религии, как духовной культуры и социального  института. В программе дается краткий исторический обзор генезиса религий, от первобытных до мировых современных, так называемых нетрадиционных65.

Учебный курс «Обустройство  и дизайн сада» тоже относится  к авторской программе и изучает  основы садового дизайна, планирование садового участка, стиль сада, а также  элементы декоративного оформления (живые изгороди, водоемы, беседки и так далее), цветового сочетания66.

Итак, культурный досуг очень необходим и полезен в третьем возрасте. В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Также, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Много интересного и полезного  приносит старым людям участие в  жизни клубов, домов культуры, объединений, профессиональных союзов. Это ценно  не только потому, что является своеобразным «окном в мир», но и потому, что облегчает установление и поддержание дружеских контактов, является местом неутомительного развлечения и приятного отдыха.

 

2.3. Физическая  культура и гигиена

 

 

Во второй половине жизни  у человека, как правило, начинают проявляться возрастные изменения, связанные, прежде всего с менее интенсивным обменом веществ, ослаблением функциональных возможностей всех органов и систем, уменьшением активности эндокринных желез, нарушением обмена веществ (процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции), различными нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата. Нередки в это время различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышц, суставов, нарушения обмена веществ.

Старость – определенный этап жизни, и искусство продления творческого долголетия заключается в том, чтобы вести правильный образ жизни и широко использовать различные оздоровительные мероприятия.

Большое значение для сохранения здоровья имеют правильная организация  труда, отдыха, быта, питания, использование  вспомогательных оздоровительных  средств, а также отказ от всяких излишеств и вредных привычек, таких, как курение, употребление алкоголя и тому подобное67.

Авторская программа «Здоровье  пенсионера. Основы самопомощи» обусловлена возрастанием различных нагрузок на организм человека, вызванных увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Удовлетворение потребности граждан пожилого возраста в расширении знаний о здоровом образе жизни и их мотивации укреплять свое здоровье будет способствовать улучшению физического, психического и социального состояния индивидуума и общества в целом. Авторская программа «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» рассматривает составляющие здорового образа жизни, факторы риска, основы профилактики и самопомощи заболеваний сердечно-сосудистой системы, влияние двигательной активности на продолжительность жизни, особенности фармакотерапии пожилых людей. Занятия по курсу проводят профессорско-преподавательский состав Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии. Курс включает в себя: 12 лекций и 12 практических занятий68.

Координаторами программы  «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи»  являются: доцент, заведующая кафедрой экономической теории и социальной работы Казанского государственного медицинского университета – Максимова Маргарита Николаевна; старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы Казанского государственного медицинского университета – Утеева Эльмира Наильевна; специалист планово-финансового отдела Казанского государственного медицинского университета – Санникова Наталья Сергеевна.

Важную роль в борьбе за здоровье играют физическая культура и спорт. Совокупность возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда. Чем старше возраст, тем медленнее происходит формирование новых двигательных навыков, тем меньше возможность поступательного развития физических качеств и овладения новыми формами движений. Приобретаемый в старшем возрасте двигательный арсенал разрушается довольно быстро. Однако при прочих условиях такая возможность определяется уровнем предварительной физической подготовленности и систематичностью текущих занятий физической культурой69.

Практические занятия по физической культуре авторской программы «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» проводятся в спортивном зале кафедры физической культуры.

Общеизвестно значение физической культуры как ценнейшего фактора  профилактики возрастных нарушений  здоровья и восстановления уровня дееспособности. Систематические занятия различными формами физической культуры, адекватными  состоянию организма в этом возрасте, способны успешно адаптировать стареющего человека к активному двигательному  режиму, восстановить и повысить уровень  функциональных возможностей организма.

Главенствующая социальная функция физической культуры лиц старшего возраста – оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физической культуры в старшем возрасте заключаются в том, чтобы:

1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению  здоровья;

2) задержать и уменьшить возрастные  инволюционные изменения, обеспечив  расширение функциональных возможностей  организма и сохранение его  работоспособности;

3) не допустить регресса жизненно  важных двигательных умений и  навыков, восстановить их (если  они утрачены), сформировать необходимые;

4) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного  применения средств физического  воспитания; последовательно воплощать  эти знания в практические  умения70.

Систематические физические упражнения повышают устойчивость организма к  различным влияниям внешней среды, улучшают обмен веществ, работоспособность  и т. п. Они компенсируют недостаток двигательной деятельности у людей  пожилого возраста, который приводит к ряду патологических изменений  в организме.

Физические упражнения в этом возрасте – признанное и эффективное средство профилактики таких заболеваний, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, ожирение, нарушение обменных процессов. Очень важно и то, что в процессе систематических занятий физкультурой улучшаются самочувствие, сон, аппетит, настроение, появляется ощущение бодрости, жизнерадостности, повышается работоспособность и творческая активность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Социальная ситуация развития во время периода старения изменяет в известной мере жизненные стереотипы, требует адаптации к новым  условиям. Пожилые люди вынуждены  приспосабливаться не только к новым  ситуациям и внешними условиями, но и адаптироваться к физическим, физиологическим, психологическим  и социальным изменением в себе.

Социальная адаптация  – это подразумевает способы  приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В  процессе социальной адаптации пожилой  человек выступает как активный субъект, который адаптируется к  среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно  самоопределяется71.

Целью социальной адаптации  граждан пожилого возраста является сохранение и продление социальной активности. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности  выгодно и приятно проводить  свободное время, удовлетворение разнообразных  культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых  интересов, облегчение установления дружеских  контактов, активизация личной активности пожилых людей и формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса72.

В процессе адаптации пожилых  людей играют важную роль ряд социальных факторов, позволяющих им вести полноценную разнообразную жизнь, в то же время принося пользу обществу. К ним относятся73: продолжение трудовой деятельности (включая возможность переобучения); общественная и политическая активность; семейная активность; организация культурного досуга; физическая культура и гигиена; любительская активность (хобби).

Университет способствует решению  индивидуальных проблем, самореализации и адаптации граждан пожилого возраста к изменяющимся условиям жизни, помогает преодолеть одиночество, повысить самооценку, помогает достичь взаимопонимания и согласия между поколениями, создает условия для позитивного восприятия трансформационных процессов в обществе и своего возрастного статуса, снижая тем самым риск социальной изоляции пожилых людей в современной обществе.

В марте 2007 году в городе Казани открыт Университет третьего возраста для обучения и общения пожилых людей.

Деятельность Университета третьего возраста предусматривает: обучение пожилых людей и на этой основе повышение их социальной комфортности в современном быстро изменяющемся обществе; формирование и развитие среды общения; содействие улучшению здоровья и физической активности74.

Образовательные программы  адаптированы специально для работы с людьми старшего возраста. Обучение организовано на бесплатной основе. В работе с пожилыми гражданами своя специфика, свои правила.

Правильно организованное обучение будет способствовать повышению  самооценки, восстановлению у пожилых  людей, потребности к активному  взаимодействию с представителями  разных возрастов.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Анцыфарова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии: учеб. пособие / Л.И. Анцыфарова. – М.: Институт психологии РАН, 2006.– 512 с.

2. Александрова М.Д. Психологические особенности людей пожилого возраста / М.Д. Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л. Васильева. // Психология социальной работы / под общ. ред. М. А. Гулина. СПб. : Питер, 2002. – 450 с.

3. Белякова Т.В. Компьютерный век 21 века для пенсионеров / Т.В.Белякова // Социальная работа. 2010. № 1. С. 39–40.

3. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования / С.Г. Вершловский // Человек и образование. 2010. № 1. С. 16–21.

4. Вольбром Н.Н. Университет третьего возраста «Золотой век» в действии / Н.Н. Вольбром // Работник социальной службы. 2012. № 3. С. 23–27.

5. Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрасте [электронный ресурс] // Большой информационный архив – Режим доступа http://big-archive.ru/medicine/hygiene/82.php. Время обращения: 30.11.12.

6. Дементьева Н.Ф. Семья и пожилой человек в аспекте социальной адаптации / Н.Ф. Дементьева, З.С. Гуслякова, Д.А. Соколов, И.А. Дементьева // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2. С. 67–70.

7. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 43.

8. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.

9. Ермолаева М.Е. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.Е. Ермолаева, Е.В. Федорова // Психология зрелости и старения.2009. № 1.С. 32–41.

10. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов: учеб. пособие / Р.И. Ерусланова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 160 с.

11. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения / О.В. Краснова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2012. № 6. С. 43–45.

12. Корель Л.В. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики: монография / Л.В. Корель. – Новосибирск: Наука, 2005. – 424 с.

13. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции: учеб. пособие / П.А. Кропоткин. — М.: Самообразование, 2007. – 235 с.

14. Кузьмин В. Хорошо жить – и после 60 [электронный ресурс] / В. Кузьмин // Российская газета. 2010. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/26/pozhilye.html. Время обращения: 26.09.2012.

15. Ларионова Т.П. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие / Т.П. Ларионова, М.Н. Максимова, В.С. Хариахметова, Э.Н. Утеева. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 80 с.

16. Марыкова Е.А. Университет пожилого человека – эффективная форма повышения качества жизни клиента социального обслуживания / Е.А. Марыкова // Работник социальной службы. 2012. № 5. С. 51–53.

17. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Аст, 2009. – 816 с.

18. Михеева М.А. Союз пенсионеров: особое предназначение / М.А. Михеева // Третий возраст. 2010. № 2. С. 3.

19. Образование пожилых людей как фактор социального развития общества [электронный ресурс] // Комитет по социальной защите населения Ленинградской области. – Режим доступа http://social.lenobl.ru/news/yniversitet. Время обращения: 08.09.2012.

20. Осипов А.М. Социология образования: очерки теории / А.М. Осипов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 501 с.

21. Подведены итоги учебного года [электронный ресурс] // Региональное Отделение Союза пенсионеров России по Республике Татарстан – Режим доступа: http://pfrrt.ru/union_retirees/news/5555/. Время обращения: 29.09.2012.

22. Семенова Т.В. «Университет третьего возраста» как эффективная форма вовлечения пенсионеров в активную социальную жизнь / Т.В. Семенова // Работник социальной службы. 2010. № 12. С. 12–17.

Информация о работе Социальная адаптация граждан пожилого возраста