Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:58, курсовая работа
Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.
Изучая курс авторской программы «История религий», слушатели знакомятся с ролью мировых религий и их мировоззренческими и этическими установками, с понятием феномена религии, как духовной культуры и социального института. В программе дается краткий исторический обзор генезиса религий, от первобытных до мировых современных, так называемых нетрадиционных65.
Учебный курс «Обустройство
и дизайн сада» тоже относится
к авторской программе и
Итак, культурный досуг очень необходим и полезен в третьем возрасте. В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Также, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Много интересного и полезного приносит старым людям участие в жизни клубов, домов культуры, объединений, профессиональных союзов. Это ценно не только потому, что является своеобразным «окном в мир», но и потому, что облегчает установление и поддержание дружеских контактов, является местом неутомительного развлечения и приятного отдыха.
2.3. Физическая культура и гигиена
Во второй половине жизни у человека, как правило, начинают проявляться возрастные изменения, связанные, прежде всего с менее интенсивным обменом веществ, ослаблением функциональных возможностей всех органов и систем, уменьшением активности эндокринных желез, нарушением обмена веществ (процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции), различными нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата. Нередки в это время различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышц, суставов, нарушения обмена веществ.
Старость – определенный этап жизни, и искусство продления творческого долголетия заключается в том, чтобы вести правильный образ жизни и широко использовать различные оздоровительные мероприятия.
Большое значение для сохранения
здоровья имеют правильная организация
труда, отдыха, быта, питания, использование
вспомогательных
Авторская программа «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» обусловлена возрастанием различных нагрузок на организм человека, вызванных увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Удовлетворение потребности граждан пожилого возраста в расширении знаний о здоровом образе жизни и их мотивации укреплять свое здоровье будет способствовать улучшению физического, психического и социального состояния индивидуума и общества в целом. Авторская программа «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» рассматривает составляющие здорового образа жизни, факторы риска, основы профилактики и самопомощи заболеваний сердечно-сосудистой системы, влияние двигательной активности на продолжительность жизни, особенности фармакотерапии пожилых людей. Занятия по курсу проводят профессорско-преподавательский состав Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии. Курс включает в себя: 12 лекций и 12 практических занятий68.
Координаторами программы «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» являются: доцент, заведующая кафедрой экономической теории и социальной работы Казанского государственного медицинского университета – Максимова Маргарита Николаевна; старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы Казанского государственного медицинского университета – Утеева Эльмира Наильевна; специалист планово-финансового отдела Казанского государственного медицинского университета – Санникова Наталья Сергеевна.
Важную роль в борьбе за здоровье играют физическая культура и спорт. Совокупность возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда. Чем старше возраст, тем медленнее происходит формирование новых двигательных навыков, тем меньше возможность поступательного развития физических качеств и овладения новыми формами движений. Приобретаемый в старшем возрасте двигательный арсенал разрушается довольно быстро. Однако при прочих условиях такая возможность определяется уровнем предварительной физической подготовленности и систематичностью текущих занятий физической культурой69.
Практические занятия по физической культуре авторской программы «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» проводятся в спортивном зале кафедры физической культуры.
Общеизвестно значение физической
культуры как ценнейшего фактора
профилактики возрастных нарушений
здоровья и восстановления уровня дееспособности.
Систематические занятия
Главенствующая социальная функция физической культуры лиц старшего возраста – оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физической культуры в старшем возрасте заключаются в том, чтобы:
1) содействовать творческому
2) задержать и уменьшить
3) не допустить регресса
4) пополнить и углубить знания,
нужные для самостоятельного
применения средств
Систематические физические упражнения повышают устойчивость организма к различным влияниям внешней среды, улучшают обмен веществ, работоспособность и т. п. Они компенсируют недостаток двигательной деятельности у людей пожилого возраста, который приводит к ряду патологических изменений в организме.
Физические упражнения в этом возрасте – признанное и эффективное средство профилактики таких заболеваний, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, ожирение, нарушение обменных процессов. Очень важно и то, что в процессе систематических занятий физкультурой улучшаются самочувствие, сон, аппетит, настроение, появляется ощущение бодрости, жизнерадостности, повышается работоспособность и творческая активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная ситуация развития во время периода старения изменяет в известной мере жизненные стереотипы, требует адаптации к новым условиям. Пожилые люди вынуждены приспосабливаться не только к новым ситуациям и внешними условиями, но и адаптироваться к физическим, физиологическим, психологическим и социальным изменением в себе.
Социальная адаптация – это подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации пожилой человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется71.
Целью социальной адаптации граждан пожилого возраста является сохранение и продление социальной активности. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса72.
В процессе адаптации пожилых людей играют важную роль ряд социальных факторов, позволяющих им вести полноценную разнообразную жизнь, в то же время принося пользу обществу. К ним относятся73: продолжение трудовой деятельности (включая возможность переобучения); общественная и политическая активность; семейная активность; организация культурного досуга; физическая культура и гигиена; любительская активность (хобби).
Университет способствует решению индивидуальных проблем, самореализации и адаптации граждан пожилого возраста к изменяющимся условиям жизни, помогает преодолеть одиночество, повысить самооценку, помогает достичь взаимопонимания и согласия между поколениями, создает условия для позитивного восприятия трансформационных процессов в обществе и своего возрастного статуса, снижая тем самым риск социальной изоляции пожилых людей в современной обществе.
В марте 2007 году в городе Казани открыт Университет третьего возраста для обучения и общения пожилых людей.
Деятельность Университета третьего возраста предусматривает: обучение пожилых людей и на этой основе повышение их социальной комфортности в современном быстро изменяющемся обществе; формирование и развитие среды общения; содействие улучшению здоровья и физической активности74.
Образовательные программы адаптированы специально для работы с людьми старшего возраста. Обучение организовано на бесплатной основе. В работе с пожилыми гражданами своя специфика, свои правила.
Правильно организованное обучение будет способствовать повышению самооценки, восстановлению у пожилых людей, потребности к активному взаимодействию с представителями разных возрастов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анцыфарова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии: учеб. пособие / Л.И. Анцыфарова. – М.: Институт психологии РАН, 2006.– 512 с.
2. Александрова М.Д. Психологические особенности людей пожилого возраста / М.Д. Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л. Васильева. // Психология социальной работы / под общ. ред. М. А. Гулина. СПб. : Питер, 2002. – 450 с.
3. Белякова Т.В. Компьютерный век 21 века для пенсионеров / Т.В.Белякова // Социальная работа. 2010. № 1. С. 39–40.
3. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования / С.Г. Вершловский // Человек и образование. 2010. № 1. С. 16–21.
4. Вольбром Н.Н. Университет третьего возраста «Золотой век» в действии / Н.Н. Вольбром // Работник социальной службы. 2012. № 3. С. 23–27.
5. Гигиена физической культуры
в среднем и пожилом возрасте [электронный
ресурс] // Большой информационный архив
– Режим доступа http://big-archive.ru/
6. Дементьева Н.Ф. Семья и пожилой человек в аспекте социальной адаптации / Н.Ф. Дементьева, З.С. Гуслякова, Д.А. Соколов, И.А. Дементьева // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2. С. 67–70.
7. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 43.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.
9. Ермолаева М.Е. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.Е. Ермолаева, Е.В. Федорова // Психология зрелости и старения.2009. № 1.С. 32–41.
10. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов: учеб. пособие / Р.И. Ерусланова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 160 с.
11. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения / О.В. Краснова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2012. № 6. С. 43–45.
12. Корель Л.В. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики: монография / Л.В. Корель. – Новосибирск: Наука, 2005. – 424 с.
13. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции: учеб. пособие / П.А. Кропоткин. — М.: Самообразование, 2007. – 235 с.
14. Кузьмин В. Хорошо
жить – и после 60 [электронный ресурс]
/ В. Кузьмин // Российская газета. 2010. Режим
доступа: http://www.rg.ru/2010/10/26/
15. Ларионова Т.П. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие / Т.П. Ларионова, М.Н. Максимова, В.С. Хариахметова, Э.Н. Утеева. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 80 с.
16. Марыкова Е.А. Университет пожилого человека – эффективная форма повышения качества жизни клиента социального обслуживания / Е.А. Марыкова // Работник социальной службы. 2012. № 5. С. 51–53.
17. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Аст, 2009. – 816 с.
18. Михеева М.А. Союз пенсионеров: особое предназначение / М.А. Михеева // Третий возраст. 2010. № 2. С. 3.
19. Образование пожилых людей
как фактор социального развития общества
[электронный ресурс] // Комитет по социальной
защите населения Ленинградской области.
– Режим доступа http://social.lenobl.ru/news/
20. Осипов А.М. Социология образования: очерки теории / А.М. Осипов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 501 с.
21. Подведены итоги учебного
года [электронный ресурс] // Региональное
Отделение Союза пенсионеров России по
Республике Татарстан – Режим доступа: http://pfrrt.ru/union_
22. Семенова Т.В. «Университет третьего возраста» как эффективная форма вовлечения пенсионеров в активную социальную жизнь / Т.В. Семенова // Работник социальной службы. 2010. № 12. С. 12–17.
Информация о работе Социальная адаптация граждан пожилого возраста