Социальная защита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство- Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава1 Социальная политика………………………………………………………………..…4
1.1. Понятие социальной политики…………………………………………………………….4
1.2.Направления социальной политики………………………………………………………5
1.3. Механизмы осуществления социальной политики………………………………………7
1.4. Анализ эффективности проведения социальной политик на примере прожиточного минимума РФ…………………………………………………………………………………..9
Глава 2.Социальная защита, как один из видов деятельности государства как субъекта социальной работы……………………………………………………………………………12
2.1. Понятие социальной защиты……………………………………………………………..12
2.2. Виды и формы социальной защиты………………………………………………………13
Глава 3. Социальные права и социальная работа……………………………………………15
3.1. Понятие социального права……………………………………………………………….15
3.2. Право на жизнь……………………………………………………………………………17
3.3. Право на труд……………………………….…………………………………………….18
3.4. Право на защиту материнства и детства…………………………………………………19
3.5. Право на социальное обеспечение………………………………………………………..20
3.6. Жилищные права граждан………………………………………………………………22
3.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………………………………….24
3.7.1. Обязательное медицинское страхование………………………………………………24
3.7.2. Добровольное медицинское страхование……………………………………………..26
3.8. Право на образование……………………………………………………………………27
Глава 4. Обеспечение социальных прав государством…………………………………….29
4.1. Уровни проведения социальной политики…………………………………………….29
4.2. Государственные социальные учреждения………………………………………………30
4.3. Основные виды социальных услуг……………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК ШИПУНОВА.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)
    1. Право на труд

Каждый человек в России имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право  на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются  установленные законом продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. 

Безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гарантируется социальная поддержка (статья 12). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Гражданам может быть оказана и  другая помощь- их могут отправить  на профессиональную подготовку, переподготовку, курсы повышения квалификации.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях  поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании  участие в оплачиваемых общественных работах, таких как:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

и т. д.

Для получения помощи необходимо прийти  в Центр занятости по адресу прописки и встать на учет.

 

    1. Право на защиту материнства и детства

В статье 38 Конституции РФ провозглашен принцип защиты материнства  и детства. Подтверждение государственной  политики в данной области в действующей  Конституции Российской Федерации  соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и  свидетельствует о том значении, которое придается в современном  социальном обществе семье, женщине  – матери, детям.

Защита материнства и  детства, семьи носит комплексный  социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных  мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению  семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние  годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование. Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный  принцип защиты материнства и  детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов  Федерации: об охране здоровья, о труде  и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также  в ряде норм других отраслей права. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о  материнстве. Оно обеспечивается предоставлением  ей возможности: получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и  родам – 70 календарных дней до родов  и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах – 86, а  при рождении двух и более детей  – 110) – предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере  полного заработка) независимо от числа  дней, фактически использованных до родов. При рождении ребенка женщина  имеет также право на получение  единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной  оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком – до достижения ребенком трехлетнего  возраста – предоставляется женщине  по ее заявлению с выплатой государственных  пособий. По усмотрению семьи такой  отпуск может быть использован (полностью  или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается  также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и  создание им благоприятных условий  труда, отвечающих их физиологическим  особенностям.

    1. Право на социальное обеспечение

Как уже было указано выше, социальное обеспечение-  форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Часть 1 ст. 39 перечисляет  основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды  в жизни человека, и состояние  здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность  дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение  может предоставляться и в  иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся  пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения  – государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях  денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами  социального обеспечения – содержанием  в домах-интернатах для престарелых  и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения  родителей, социальным обслуживанием  на дому и др.

Таким образом, законодательство закрепляет шесть видов социального обеспечения:

1) пенсия-  регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:

    • достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),
    • имеют инвалидность,
    • потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца).

 

2) пособие- это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или для оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у граждан каких-либо иных источников дохода.

3) социально-обеспечительные компенсации-   это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим законодательством

4) льгота- скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

5) социальные и медицинские услуги;

6) предметы первой необходимости.

 

    1. Жилищные права граждан

Статья 40 Конституции РФ посвящена жилищным правам граждан.

Конституционное П. на ж. включает в  себя:

 а) гарантированную для каждого  гражданина возможность быть  обеспеченным постоянным жилищем;

 б) конституционную возможность  стабильного пользования имеющимся  у гражданина жилым помещением  во всех разновидностях постоянного  жилищного фонда;

 в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения  жилища;

г) гарантированное Конституцией юридическое  право на улучшение жилищных условий  путем приобретения другого жилья;

 д) обеспечение здоровой среды  обитания, жилой среды. 

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно  предоставляется бесплатно или  за доступную плату из государственных  фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Решение основных вопросов, связанных с правом граждан  на жилище, заложено в Законе  РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах  федеральной жилищной политики", а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

 

Бесплатно могут получить жилье  следующие категории граждан:

1) гражданином, являющимся нанимателем  жилого помещения по договору  социального найма или членом  семьи нанимателя жилого помещения  по договору социального найма (соглашение,  которому жилое помещение ,которое находится в государственном и муниципальном жилищном фонде, предоставляется для постоянного проживания гражданам, нуждающимся в улучши жилищных условий) - копия договора социального найма. В случае отсутствия договора социального найма гражданин представляет иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма (ордер, копия финансового лицевого счета и др.);

2) малоимущими гражданами - заключение  о признании гражданина и членов  его семьи малоимущими;

3) гражданином, проживающим в жилом  помещении, признанном непригодным  для проживания, - решение уполномоченного  органа о признании жилого  дома (жилого помещения) непригодным  для проживания;

4) гражданином, имеющим в составе  семьи больного, страдающего тяжелой  формой хронического заболевания,  при которой совместное проживание  с ним в одной квартире невозможно, - медицинская справка;

5) детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, - справка  из органов опеки и попечительства;

8) в случае обращения с заявлением  о принятии на учет в орган  местного самоуправления по месту  нахождения организации, с которой  гражданин состоит в трудовых  отношениях, - копия трудовой книжки;

9) в случае подписания заявления  о принятии на учет опекуном, действующим от имени недееспособного  гражданина,- решение органа опеки  и попечительства о назначении  опекуна;

10) гражданами, относящимися к иным  категориям, определенным федеральным  законом, указом Президента Российской  Федерации или законом Волгоградской  области, - документы, подтверждающие  их право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального или областного бюджета.

    1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Здоровье – это состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной  здоровья понимается совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание  его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской  помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также  меры социального характера по уходу  за больными, нетрудоспособными и  инвалидами, включая выплату пособий  по временной нетрудоспособности.

Часть 1 ст. 41 Конституции  РФ устанавливает, что медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений. Гарантированный  объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного  медицинского страхования.

Законом о медицинском  страховании граждан определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное.

      1. Обязательное медицинское страхование

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Социальная защита в РФ