Социальная защита детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить основные особенности работы социального педагога по социальной защите детей в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• охарактеризовать функции социального педагога;
• изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Функции социального педагога, их характеристика Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Понятие социальной защиты детства 8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
2.1 Особенности организации работы социального педагога в учреждении образования 16
2.2 Специфика социальной защиты детей-инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Вложенные файлы: 1 файл

1060_КР_Социальная защита детства, как функция социального педагога (норма) (1).docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

В рамках психотерапевтической работы осуществляются следующие мероприятия:

1. Первичное консультирование семей  и индивидуальное консультирование  родителей по ходу коррекционной  работы;

2. Проведение бесед, лекций, семинаров  для родителей по общим проблемам  развития ребенка;

3. Проведение совместных, индивидуальных  и групповых занятий с родителями  и ребенком;

4. Совместный с родителями анализ  результатов коррекционно-развивающей  работы;

5. Итоговое консультирование семьи  в конце учебного года, определяющее  тактику дальнейшего сопровождения  ребенка.

В индивидуальной работе с родителем или семьей ребенка основной целью считается создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях и вооружение родителей необходимыми знаниями по психологии.

Одной из задач социальный педагог является создание программы семейной психотерапии, которая будет направлена, во-первых, на подготовку семьи к совместной работе; во-вторых, на оптимизацию внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций или переориентации родительского поведения.

Итак, социальная защита и реабилитация инвалидов в Республике Беларусь базируется на положениях международного и национального законодательства. Законодательство обеспечивает реализацию системы мер, направленных на предупреждение и уменьшение частоты и тяжести инвалидности; оказание помощи инвалидам в достижении оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддержании его. Это предоставляет инвалидам равные возможности для полноправного участия в жизни общества, расширяет рамки их независимости.

Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, направленных на расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями, реинтеграцию (интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг. При этом выпадение или пропуск того или иного направления или формы реабилитации не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также и к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы.

Главная цель в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения различных задач.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы:

  • в деятельности социального педагога можно выделить следующие функции: аналитико-диагностическую; прогностическую; организационно-коммуникативную, социально-педагогической поддержки и помощи, коррекционную; координационно-организаторскую, охранно-защитную; психотерапевтическую, реабилитационную, социально-профилактическую.
  • социальная защита детей представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
  • социальная защита детства – система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.
  • создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

Одной из наиболее актуальных проблем, методы и модели решения которой постоянно дорабатываются и совершенствуются, социальной работы в Республике Беларусь является работа по социальной защите детства.

Если давать характеристику состояния современной системы социально-педагогической поддержки детства, то необходимо отметить, что она развивается в тяжелой экономической ситуации. На ее развитие оказывают влияние трудные условия, в которых оказалась семья, находящаяся в состоянии кризиса, и положение детей в этой семье. Вариативность системы образования привела к тому, что сегодня возможно выбрать для каждого ребенка стратегию его образования и развития. В ситуации выбора семья самостоятельно решает, когда и в какое образовательное учреждение отдавать ребенка или вовсе не отдавать его в детский сад, школу, а организовать домашнее образование.

В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в нашей республике обозначена главная цель - обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции в общество. Приоритетами в этой области являются защита прав и интересов детей, ослабление негативных последствий сиротства, создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.

Данная курсовая работа, конечно, не полностью освещает проблему социальной защиты детей. Полученные данные нуждаются в дальнейшей теоретической доработке и практической апробации.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Дети Беларуси: Президентская программа на 2006-2010 годы / Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2006.
  2. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХІІ «О правах ребенка» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1993. – № 33.
  3. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11.11.1991 г. № 418-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – Минск, 2000.
  4. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-ХІІ «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 33; Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., 2/303.
  5. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст приведен по сост. на 10 февраля 2005. – Мн.: Диктка, 2005. – 128 с.
  6. Конституция Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1993. – № 33; Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. – № 1, 1/0.
  7. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1661 // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2003.
  8. О правах ребенка: Конвенция ООН: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 44 сессия, дополнение № 49 (А/44/49): сб. документов. Международная защита прав и свобод человека. – М., 1990.
  9. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите: постановление коллегии; Республики Беларусь, Министерство образования // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 3. – С. 12-15.
  10. Общие положения // О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2 570-XII с изменениями и дополнениями. – Минск, 2007. – С. 3-18.
  11. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: [Утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь 27.04.2006 г. № 42. Согласовано: М-во финансов Респ. Беларусь, М-во труда и соц. защиты Респ. Беларусь] // Зб. нармат. дак. М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 15. – С. 3-11.
  12. Рекомендации по образованию в области прав человека, гуманистическому и международному воспитанию: Сборник документов и методических материалов ООН, ЮНЕСКО, Республики Беларусь / Сост. О.Е. Белоенко. – Мн.: Тэхналогія, 1997. – 183 с.
  13. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты Генеральной Ассамблеей ООН на 48-й сессии 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96: сб. документов. Международные акты о правах человека. – М., 2000.
  14. Бурлакова, С.А. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» / С.А. Бурлакова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006 – № 7. – С. 6-8.
  15. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова,                  Т.А. Василькова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 321 с.
  16. Гоголева, А.В. Беспризорность: социально-психологические и педагогические аспекты / А.В. Гоголева. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2004. – 464 с.
  17. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  18. Защита детей от жестокого обращения: дети без семьи / Е.Н. Волкова [и др.]. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
  19. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей /   Л.В. Карцева. – М.: Дашков и К*, 2009. – 223 с.
  20. Костеневич, Е.Н. Особенности социальной помощи семьям в г. Минске / Е.Н. Костеневич // Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. – Минск, 2000. – С. 25-32.
  21. Красовская Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и услуги / Н.Н. Красовская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006. – № 9. – С. 15-22.
  22. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства /              Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  23. Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогическая помощь семье в школе: проблемы, поиск тенденций развития / Ж.И. Мицкевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 1. – С. 28-38.
  24. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
  25. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра, 2004. – 345 с.
  26. Подоферова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подоферова// Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-8.
  27. Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом / Т.Н. Поддубная. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  28. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  29. Савотина Л.Н. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» / Л.Н. Савотина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 7. – С. 6-8.
  30. Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2002. – 368 с.
  31. Смагина, Л.И. Создание основ белорусского законодательства о правах детей. Контроль за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в Республике Беларусь // Смагина Л.И. Права ребенка: теория и методика / Л.И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 38-50, 51-63.
  32. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – Мн.: Универсітэцкае, 1999. – 171 с.
  33. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  34. Социальная работа: Теория и организация / П.П. Украинец, С.В. Литина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
  35. Технологии социальной работы / Под общей ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
  36. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  37. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2009. – 211 с.
  38. Якжик, В.В. / Социально-педагогическая работа в учреждениях образования Республики Беларусь / В.В. Якжик // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 2. – С. 7-11.

 

 

 

 


Информация о работе Социальная защита детства