В рамках психотерапевтической работы
осуществляются следующие мероприятия:
1. Первичное консультирование семей
и индивидуальное консультирование
родителей по ходу коррекционной
работы;
2. Проведение бесед, лекций, семинаров
для родителей по общим проблемам
развития ребенка;
3. Проведение совместных, индивидуальных
и групповых занятий с родителями
и ребенком;
4. Совместный с родителями анализ
результатов коррекционно-развивающей
работы;
5. Итоговое консультирование семьи
в конце учебного года, определяющее
тактику дальнейшего сопровождения
ребенка.
В индивидуальной работе с родителем
или семьей ребенка основной целью считается
создание благоприятного психоэмоционального
климата в семьях и вооружение родителей
необходимыми знаниями по психологии.
Одной из задач социальный педагог является
создание программы семейной психотерапии,
которая будет направлена, во-первых, на
подготовку семьи к совместной работе;
во-вторых, на оптимизацию внутрисемейных
отношений через принятие родителями
адекватных ролевых позиций или переориентации
родительского поведения.
Итак, социальная защита и реабилитация
инвалидов в Республике Беларусь базируется
на положениях международного и национального
законодательства. Законодательство обеспечивает
реализацию системы
мер, направленных на предупреждение и
уменьшение частоты и тяжести инвалидности;
оказание помощи инвалидам в достижении
оптимального физического, интеллектуального,
психического и социального уровня деятельности
и поддержании его. Это предоставляет
инвалидам равные возможности для полноправного
участия в жизни общества, расширяет рамки
их независимости.
Оказание всесторонней помощи инвалидам
предполагает реализацию комплексных
программ и технологий их реабилитации,
направленных на расширение рамок независимости
людей с ограниченными возможностями,
реинтеграцию (интеграцию) их в привычный
интеллектуальный, профессиональный,
социальный круг. При этом выпадение или пропуск того
или иного направления или формы реабилитации
не только ведут к ущемлению возможностей
социального функционирования для индивида
с ограниченными возможностями, но также
и к неэффективной, неполной реабилитации
в тех направлениях, которые были реализованы.
Главная цель в работе с семьей ребенка
с ограниченными возможностями – помочь
семье справиться с трудной задачей воспитания
ребенка, способствовать ее оптимальному
функционированию, несмотря на имеющиеся
объективный фактор риска; воздействовать
на семью с тем, чтобы мобилизовать ее
возможности для решения различных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования позволил сформулировать
следующие выводы:
- в деятельности социального педагога
можно выделить следующие функции: аналитико-диагностическую; прогностическую; организационно-коммуникативную, социально-педагогической
поддержки и помощи, коррекционную; координационно-организаторскую, охранно-защитную;
психотерапевтическую, реабилитационную, социально-профилактическую.
- социальная
защита детей представляет собой
завершенную систему, опирающуюся на сформированную
нормативно-правовую базу, организационную
структуру, работающую с разными группами
населения (разными возрастными группами
детей и подростков), с семьей, учителями,
с лицами, взаимодействующими с детьми.
- социальная защита детства – система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.
- создание
благоприятных социально-экономических
условий жизни семьи было и остается приоритетным
направлением государственной социальной
политики. Господдержка семей с детьми
занимает особое место в системе социальной
защиты населения. Усиление такой поддержки
способствует обеспечению охраны материнства
и детства, укреплению семьи и ее престижа
в обществе.
Одной из
наиболее актуальных проблем, методы и
модели решения которой постоянно дорабатываются
и совершенствуются, социальной работы
в Республике Беларусь является работа
по социальной защите детства.
Если давать
характеристику состояния современной
системы социально-педагогической поддержки
детства, то необходимо отметить, что она
развивается в тяжелой экономической
ситуации. На ее развитие оказывают влияние
трудные условия, в которых оказалась
семья, находящаяся в состоянии кризиса,
и положение детей в этой семье. Вариативность
системы образования привела к тому, что
сегодня возможно выбрать для каждого
ребенка стратегию его образования и развития.
В ситуации выбора семья самостоятельно
решает, когда и в какое образовательное
учреждение отдавать ребенка или вовсе
не отдавать его в детский сад, школу, а
организовать домашнее образование.
В основных
направлениях государственной социальной
политики по улучшению положения детей
в нашей республике обозначена главная
цель - обеспечение социализации детей,
находящихся в особо трудных обстоятельствах,
их полноценной реабилитации, в том числе
социальной и психологической, и успешной
интеграции в общество. Приоритетами в
этой области являются защита прав и интересов
детей, ослабление негативных последствий
сиротства, создание новых учреждений,
ориентированных на специфические проблемы
детей с различными формами средовой дезадаптации.
Данная курсовая работа, конечно, не полностью освещает
проблему социальной защиты детей. Полученные
данные нуждаются в дальнейшей теоретической
доработке и практической апробации.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дети Беларуси: Президентская программа
на 2006-2010 годы / Указ Президента Республики
Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2006.
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября
1993 г. № 2570-ХІІ «О правах ребенка» // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь.
– 1993. – № 33.
- Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11.11.1991 г. № 418-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – Минск, 2000.
- Закон Республики Беларусь от 29 октября
1991 г. № 1202-ХІІ «Об образовании» // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь.
– 1991. – № 33; Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., 2/303.
- Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст приведен по сост. на 10 февраля 2005. – Мн.: Диктка, 2005. – 128 с.
- Конституция Республики Беларусь // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь.
– 1993. – № 33; Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. – № 1, 1/0.
- Национальный план действий по улучшению
положения детей и охране их прав на 2004-2010
годы / Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г.
№ 1661 // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2003.
- О правах ребенка: Конвенция ООН: Официальные
отчеты Генеральной Ассамблеи, 44 сессия,
дополнение № 49 (А/44/49): сб. документов.
Международная защита прав и свобод человека.
– М., 1990.
- Об организации работы с детьми, нуждающимися
в государственной защите: постановление
коллегии; Республики Беларусь, Министерство образования // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 3. – С. 12-15.
- Общие положения // О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2 570-XII с изменениями и дополнениями. – Минск, 2007. – С. 3-18.
- Положение о социально-педагогической
и психологической службе учреждения
образования: [Утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь 27.04.2006 г. № 42. Согласовано: М-во финансов Респ. Беларусь, М-во труда и соц. защиты Респ. Беларусь]
// Зб. нармат. дак. М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 15. – С. 3-11.
- Рекомендации по образованию в области
прав человека, гуманистическому и международному
воспитанию: Сборник документов и методических
материалов ООН, ЮНЕСКО, Республики Беларусь / Сост. О.Е. Белоенко. – Мн.: Тэхналогія, 1997. – 183 с.
- Стандартные правила обеспечения равных
возможностей для инвалидов: приняты Генеральной
Ассамблеей ООН на 48-й сессии 20 декабря
1993 года, резолюция 48/96: сб. документов.
Международные акты о правах человека.
– М., 2000.
- Бурлакова, С.А. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» / С.А. Бурлакова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006 – № 7. – С. 6-8.
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика
/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.
– М.: ВЛАДОС, 2000. – 321 с.
- Гоголева,
А.В. Беспризорность: социально-психологические и педагогические аспекты / А.В. Гоголева. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т,
2004. – 464 с.
- Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: Гуманитарное издательство
ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Защита детей от жестокого обращения: дети без семьи / Е.Н. Волкова
[и др.]. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
- Карцева, Л.В. Психология и педагогика
социальной работы с семьей / Л.В.
Карцева. – М.: Дашков и К*, 2009. – 223 с.
- Костеневич, Е.Н. Особенности социальной помощи семьям в г. Минске / Е.Н. Костеневич // Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. – Минск, 2000. – С. 25-32.
- Красовская Н.Н. Организация системы
социальной защиты населения Республики
Беларусь: новые формы и услуги / Н.Н. Красовская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006. – № 9. – С. 15-22.
- Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства /
Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогическая помощь семье
в школе: проблемы, поиск тенденций развития
/ Ж.И. Мицкевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 1. – С. 28-38.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
- Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра, 2004. – 345 с.
- Подоферова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подоферова// Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-8.
- Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России
и за рубежом / Т.Н. Поддубная. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
- Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
- Савотина Л.Н. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» / Л.Н. Савотина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 7. – С. 6-8.
- Словарь по социальной педагогике / Под
ред. Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2002. – 368 с.
- Смагина, Л.И. Создание основ белорусского
законодательства о правах детей. Контроль за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в Республике Беларусь // Смагина Л.И. Права ребенка: теория и методика / Л.И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 38-50, 51-63.
- Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка / Л.И. Смагина,
А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – Мн.: Универсітэцкае, 1999. – 171 с.
- Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
- Социальная работа: Теория и организация
/ П.П. Украинец, С.В. Литина, С.Н. Бурова
и др.; под ред. П.П. Украинец.
– Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
- Технологии социальной работы / Под
общей ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
- Фирсов, М.В. Теория социальной работы
/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2009. – 211 с.
- Якжик, В.В. / Социально-педагогическая
работа в учреждениях образования Республики
Беларусь / В.В. Якжик // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 2. – С. 7-11.