Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще достаточно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием для них рабочих мест, что негативно сказывается на материальном положении и психологическом состоянии инвалидов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс - Социальная работа с инвалидами.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

- обеспечивать возможность  беспрепятственного приема посетителей  как в выходные и праздничные  дни, так и в рабочие дни  в дневное и вечернее время;

- обеспечивать сохранность  личных вещей и ценностей граждан;

- исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.

Граждане, проживающие с стационарных учреждениях социальной защиты, имеют право на:

- условия проживания, отвечающие  санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную  и стоматологическую помощь;

- бесплатную специализированную  помощь, в том числе зубопротезную, в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения, бесплатную  протезно-ортопедическую помощь;

- социально-медицинскую  реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие  в лечебно-трудовом процессе с  учетом состояния здоровья, желаний, в соответствии с медицинским  заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу;

- свободное посещение  их адвокатом, нотариусом, законными  представителями общественных объединений  и священнослужителями, а также  родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь адвоката;

- предоставление им помещений  для отправления религиозных  обрядов, создание для этого соответствующих  условий, не противоречащих правилам  внутреннего распорядка, с учетом  интересов верующих различных  конфессий;

- сохранение занимаемых  ими по договору найма или  аренды жилых помещений в домах  государственного жилищного фондов  в течение 6 месяцев с момента  поступления в учреждение, а в  случае если в жилых помещениях  остались члены их семей –  в течение всего времени пребывания  в учреждении. В случае отказа  от услуг стационарного учреждения  по истечению указанного срока  граждане, освободившие жилые помещения  в связи с их помещением  в эти учреждения, имеют право  на внеочередное обеспечение  жилым помещением, если им не  может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение7.

4. Срочное социальное  обслуживание.

Осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение горячим питанием, одеждой, обувью, материальной помощью, содействие в получении временного жилого помещения, организацию юридической помощи, работу с семьями, организацию досуга, консультативную помощь в обучении, профориентации и трудоустройстве инвалидов, обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов, правовую помощь и др.

5. Социально-консультативная  помощь.

Направление на адаптацию инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населений, которые создают для этих целее соответствующие подразделения.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким  супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере  ниже прожиточного минимума;

2) инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже  прожиточного минимума;

3) инвалидам, проживающим  в семьях, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума.

Социальную услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150 % прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 % прожиточный минимум.

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственные и муниципальный.

Государственный сектор социального обслуживания включает органы управления социального обслуживания РФ, субъектов РФ, а также учреждения, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социального обслуживания и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Местные органы управления социального обслуживания несут ответственность за обеспечение качества, доступности и развития сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, обеспечивают контроль государственных стандартов качества социального обслуживания, предоставляют учреждениям помещения для организации социального обслуживания и выделяют площади для создания специальных производств для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями8.

Вместе с тем, вся эта система не в состоянии в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана с ухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей и статуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира, с психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этом испытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов – все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.

2.2 Реабилитация  и трудоустройство лиц с ограниченными  возможностями

Если рассматривать систему соц.защиты инвалидов в обобщенном виде, то вопросы реабилитации будут выглядеть наименее урегулированными, поскольку из-за господствовавшей ранее политики по отношению к инвалидам, они не разрабатывались.

За рубежом "первый законодательный акт, касающийся этой реабилитации, появился в США в 1919 г. В нем были определены государственные гарантии и порядок организации реабилитационных центров. В 60-80-е гг. ХХ века ряд международных организация (ООН,МОТ) сформулировали принципы и нормы реабилитации инвалидов".

В Российской Федерации вопрос о реабилитации инвалидов впервые подвергся серьезному обсуждению в 1995 г. входе разработки Федеральной программы "Социальная поддержка инвалидов" и подготовки проекта закона "О реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной) инвалидов", который так и не увидел свет.

Составная часть Федеральной комплексной программы "Соц. поддержка инвалидов" - ФЦП "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" - называет медико-социальную реабилитацию важным этапом соц.защиты лиц с ограниченными возможностями, направленным на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.

Основные задачи ФЦП "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" уже были обозначены: это и создание системы реабилитационных учреждений, и разработка методологических основ проведения реабилитации9.

К сожалению, значительных сдвигов добиться пока не удалось. Особенно ярко об этом свидетельствует отсутствие некоторых важнейших нормативных актов в сфере реабилитации, например, федеральной базовой программы реабилитации. Что касается ФЗ от 20.07.95,то он, что вполне понятно, носит скорее общеустанавливающий, чем практический характер и многие вопросы в нем требуют подзаконного регулирования.

ФЗ от 20.07.95 содержит определение понятия "реабилитация". Согласно ч.1 ст. 9 данного Закона под реабилитацией следует понимать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Международное законодательство рассматривает реабилитацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система – это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилитация – это еще и процесс, ход развития изменений в состоянии инвалида, на достижение которых она направлена, в некотором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.

В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В первой половине 1995 г. Министерство социальной защиты РФ проводило обсуждение концепции Закона "О реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной) инвалидов". Законопроект содержал теоретические положения, вводил, помимо определения самого понятия "реабилитация", определение медицинской, профессиональной, социальной реабилитации (которые в настоящее время рассматриваются как составные части реабилитации вообще),проводил разграничение между медицинской реабилитацией и обыкновенным лечением. Кроме того, проект включал в себя основные принципы реабилитологии, а также способы их гарантированности.

Раздел о реабилитационной индустрии закреплял не только ее задачи, но и правило об обязательном соответствии ее продукции системе государственных стандартов, а также принцип обязательной сертификации средств реабилитации. Предполагалось создание государственного реестра реабилитационных изделий и услуг, на изготовление и оказание которых требовалась бы специальная лицензия.

Предусмотренная законопроектом система реабилитационных учреждений предполагала наличие реабилитационно-экспертных, реабилитационно-образовательных, реабилитационно-производственных, реабилитационно-медицинских, реабилитационно-социальных учреждений.

Определялся круг органов государственного управления, наделенных контрольными функциями в сфере реабилитации инвалидов. Проект содержал систему финансовых льгот, предоставляемых тем лицам, чьи средства могли быть вложены в развитие системы реабилитации.

В настоящее ФЗ от 20.07.95 и изданные в соответствии с ним подзаконные акты не полностью содержат необходимый понятийный аппарат. С целью унификации действующего законодательства предлагалось, например, закрепить в тексте ФЗ от 20.07.95 определение технических средств реабилитации, в соответствии с которым технические средства реабилитации – это "устройства, содержащие технические решения",в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранении стойких ограничений жизнедеятельности. При этом в зависимости от вида ограничений жизнедеятельности технические средства реабилитации следует классифицировать следующим образом:

1) средства для передвижения, включая транспортные средства;

2) специальные средства  для самообслуживания и ухода;

3) специальные средства  для ориентирования, общения и  обмена информацией;

4) специальные средства  для обучения и занятия трудовой  деятельностью;

5) протезно-ортопедические  изделия;

6) специальная одежда  и ортопедическая обувь;

7) специальное тренажерное  и спортивное оборудование, спортивный  инвентарь для инвалидов.

Как уже отмечалось выше, закон рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап, имеющий восстановительный характер10.

Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт.

Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Именно таким образом решен вопрос в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации лиц с ограниченными возможностями, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996г. Его разработка была предусмотрена в ФЗ от 20.07.95 (ст.11), где ИПР определена как разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Информация о работе Социальная защита инвалидов