Социальная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
изучение основных аспектов и функций социальной политики;
анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства;
характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Политология изучает не только политическую систему общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управленческих структур в различных сферах жизни общества. Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом. 

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы - государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:

    1. изучение основных аспектов и функций социальной политики;
    2. анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
    3. ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства;
    4. характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.

Социальная политика Республики Беларусь должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Понятие  и сущность социальной политики

 

Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности. Потребностям и принципам устойчивого развития современного общества соответствует тип гармоничной и всесторонне развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущей активный образ жизни. Развитию личности и интересам общества способствует поступательное развитие экономики и общества, формирование сильного государства, обеспечение социальной консолидации, которая является необходимым условием как укрепления демократических институтов, так и становления гражданского общества. Добиться такой консолидации и массовой поддержки власти можно лишь при условии, что главной целью и реальным приоритетом развития социального государства и экономики является осуществление государством такой политики, которая будет направлена на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Сильная социальная политика в сочетании с раскрепощением инициативы самой активной части населения призвана сбалансировать интересы и консолидировать общество на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.

Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективно возможности своей деятельности. При этом важно обеспечить ведущую роль социальной политики в системе управления обществом, определить важнейшие направления и методы ее реализации, выделить приоритеты, исходя из задач устойчивого развития.

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

Таким образом, социальная политика - это деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики - те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня - общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

 

1.2 Основные  функции, принципы и направления социальной политики

 

 

Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить четыре основные функции социальной политики:

    1. стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
    2. поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
    3. гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения низшего порога материальных возможностей жизнедействия;
    4. защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной политики являются:

    1. принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания);
    2. принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
    3. принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемы как отношения эквивалентности в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).

Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны государства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связанные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспределением занятых между государственными и негосударственными секторами экономики, усилением процессов трудовой миграции.

Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

Таким образом, эффективная социальная политика - важнейший фактор успешного развития экономики и общества в целом, реализации целей и задач социального государства, каким является Республика Беларусь.

 

1.3 Развитие  социальной сферы

 

 

Целью деятельности важнейших отраслей социальной сферы Республики Беларусь в 1 квартале 2008 г. было выполнение задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Прогнозом социально-экономического развития страны на 2008 г. и соответствующими постановлениями Правительства.

Объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), в январе-феврале 2008 г. составил 3,9 трлн руб., или 54,5% всех расходов консолидированного бюджета (за январь-февраль 2007 г. - 3,3 трлн руб., 63% от всех расходов).

Расходы социального характера (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составили 43.2% всех расходов республиканского бюджета.

Учреждения образования в текущем периоде стремились к обеспечению доступности, повышению качества и инновационного уровня образования

На качественно новый уровень в своем развитии вышла высшая школа страны: совершенствуется содержание образования, объем и структура подготовки специалистов, внедряются инновационные технологии и программы, укрепляется связь с производством. На 10 тыс. населения приходится 415 студентов вузов, что является одним из самых высоких показателей среди европейских государств.

Вместе с тем на фоне сложившихся позитивных тенденций в ходе проведения реформы общеобразовательной школы, не успевшей закончить свой полный цикл, обозначился ряд проблем и противоречий. Предполагаются кардинальные перемены в школе, и главная из них - возможность возврата к 11 -летнему образованию. Вопрос о целесообразности 12-летнего образования в Беларуси находится на стадии обсуждения в межведомственной комиссии, вынесенное ею решение будет закреплено соответствующим нормативным актом Главы государства.

Информация о работе Социальная политика Беларуси