Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы- раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства.
-рассмотреть основные направления социальной политики в России.
-выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики 5
1.2 Основные направления социальной политики 8
1.2.1 Политика государства в формировании доходов 9
1.2.2 Политика занятости 13
1.2.3 Социальная защита граждан 15
1.2.4 Политика развития социальных отраслей 16
2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 19
2.1 Статистика основных социальных показателей 19
2.1.1 Динамика доходов 19
2.1.2 Динамика занятости 21
2.1.3 Показатели жилищных условий населения 23
2.1.4 Демографическая ситуация 24
2.2 Институты социальной политики России 26
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы- это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов).
Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Государственная политика доходов
заключается в
Трансфертные платежи- выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Социальные трансферты- это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерами введением минимальных ставок заработной платы .
Перераспределение доходов
осуществляется прямыми и косвенными
методами. Прямые каналы перераспределения
идут от бюджета: собранные в виде
налогов (главную роль играет здесь
прогрессивный подоходный налог) средства
предназначаются на социальные программы,
пособия и выплаты. К косвенным
методам относятся
Так как источниками доходов населения являются заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсия, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация.
Индексация- это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами- пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющий работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
Фрикционная безработица- безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.
Структурная безработица- безработица,
возникающая в результате несоответствия
квалификационной структуры рабочей
силы потребностям производства. Структурная
и фрикционная безработица
В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:
-сокращает продолжительность
рабочей недели в периоды
-рекомендует проводить
на предприятиях «разделение
рабочих мест» между
-досрочно увольняет на
пенсию госслужащих
-создает новые рабочие
места и организует
-ограничивает иммиграцию,
стимулирует репатриацию
Все более важное значение приобретает:
-создание бирж труда;
-реализация программ, направленных
на подготовку и
Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуют за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы избавить людей от жестокой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.
Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д.
Социальная защита- поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а так же защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.
Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.
Принципы социальной защиты:
-социальная ответственность общества и государства;
-социальная справедливость в области трудовых отношений;
-всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных о профессиональных рисков, минимизация этих рисков;
-государственные гарантии социальной защиты;
-экономическая и социальная
свобода работников в области
труда и их личная
-заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;
-многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.
Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование, территориальное социальное страхование, а так же обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.
В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.
Политика в области
жилищного хозяйства
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельные жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет социальным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Политика государства
области здравоохранения
-предотвращение массовых эпидемий;
-обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
-пропаганда здорового образа жизни и т.д.
Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.
Политика в области образования направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной (для большинства населения).