Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:03, курсовая работа
Понятие и методы реализации социальной политики. Традиционными сферами социальной политики, которые изучались в работе, считаются: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование, о которых подробно написано в разделе 2: «Социальная защита населения».
ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и основные направления социальной политики 4
Социальная защита населения 11
Особенности современной социальной политики российского государства 16
ПРАКТИКУМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 24
Список используемой литературы и источников 27
Социальная защита — неотъемлемый институт социальной политики как в России, так и за рубежом. Социальная защита населения – это система мер защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации в результате безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производительной травмы, инвалидности, старости и т.д., а также предоставление медицинских услуг и пособия семьям с детьми.
Социальная защита в России имеет давние традиции. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.
В XX в. социальная защита понимается как функция общества по обеспечению социального положения человека, соответствующего условиям, вытекающим из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав. Она базируется на международном и национальном законодательстве; финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления.
Первоочередные
задачи социальной защиты связаны с
преодолением материальной нуждаемости,
недостаточности удовлетворения потребностей,
связанных с перспективами
В
современном обществе бедность рассматривается
как важнейший социальный индикатор,
показывающий уровень социально-
Уровень доходов (см. приложение №3), ниже которого невозможно удовлетворение минимальных потребностей человека, принято называть чертой бедности. Это относительный показатель, поскольку величина его варьируется в разных пределах в зависимости от особенностей социально-экономической ситуации и др. Известны различные способы и методики исчисления черты бедности.
Показатель "прожиточный минимум"(см. приложение 1) используется в Российской Федерации для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Потребительская корзина — это набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих необходимые и разумные потребности человека на различных уровнях (физиологическом, минимальном, достаточном, рациональном, фактическом).
Основные
направления государственной
• социальную защиту детей, детства и отрочества, которая должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, духовного развития, реализации своих способностей;
• социальную защиту трудоспособного населения, предусматривающую создание условий для обеспечения баланса прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся;
• социальную защиту нетрудоспособных граждан, предусматривающую гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Никто из них не должен ощущать себя лишним человеком, обременяющим близких, общество; необходимо содействовать и создавать условия для участия таких людей в экономическом, политическом, культурном развитии общества, нетрудоспособные граждане должны пользоваться всеми общественными благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые в России нуждаются в проведении серьезных изменений: социальная защита семьи, которая должна предусматривать меры, обеспечивающие эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: сохранению института семьи; созданию и сохранению семьи; реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые позволяли бы им совмещать профессиональные и семейные обязанности; развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье; обеспечение каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи; меры по снижению материнской и детской смертности; предоставление женщинам права на отпуск по беременности и родам; предоставление отпуска по уходу за ребенком матери или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком; выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам; развитие семейного досуга и отдыха.
Существуют
многочисленные социальные программы,
отличающиеся и по направлениям социальной
защиты, и по регионам, и по источникам
финансирования, и по иным факторам.
Все они направлены на стабилизацию
социально-экономической
Социальные программы представляют собой вид правительственных программ для защиты граждан от различных экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата. Социальные программы можно условно разделить на три основных направления: программы социального благосостояния и обеспечения (так называемые программы поддержки доходов населения); социально-демографические программы; программы в области социального здравоохранения; кроме того, во многих странах, прежде всего развивающихся, существуют специальные программы борьбы с бедностью, которые по-разному комбинируют три указанных направления.
Особенности современной социальной политики российского государства
В России за социальную защиту населения отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России. Глава министерства на данный момент (сентябрь 2011 г.): Татьяна Голикова.
Гражданам России гарантированы следующая социальная защита:
Однако нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.
Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:
В Российской
Федерации уже несколько лет
осуществляется последовательная реформа
социальной сферы, нацеленная на улучшение
качества социальных услуг населению
и более эффективное
Государственная социальная политика
включает в себя ряд программ по развитию
социальной инфраструктуры:
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:
Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления