Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и методы реализации социальной политики. Традиционными сферами социальной политики, которые изучались в работе, считаются: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование, о которых подробно написано в разделе 2: «Социальная защита населения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и основные направления социальной политики 4
Социальная защита населения 11
Особенности современной социальной политики российского государства 16
ПРАКТИКУМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 24
Список используемой литературы и источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 140.73 Кб (Скачать файл)

Социальная  защита — неотъемлемый институт социальной политики как в России, так и за рубежом. Социальная защита населения – это система мер защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации в результате безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производительной травмы, инвалидности, старости и т.д., а также предоставление медицинских услуг и пособия семьям с детьми.

Социальная  защита в России имеет давние традиции. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами  за счет казны создавались дома призрения  и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновались  средства на выдачу пособий, пенсий, земельных  наделов нуждающимся. В 1682 г. был  принят "Приговор", или решение  церковного Собора о призрении больных  и нищих.

  В XX в. социальная защита понимается как функция общества по обеспечению социального положения человека, соответствующего условиям, вытекающим из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав. Она базируется на международном и национальном законодательстве; финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления.

Первоочередные  задачи социальной защиты связаны с  преодолением материальной нуждаемости, недостаточности удовлетворения потребностей, связанных с перспективами самого существования человека. Всеобщая социальная защита от снижения уровня жизни невозможна. Правильнее говорить о социальной поддержке  отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. В  сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи (чаще всего это многодетные  семьи); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие  на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного  преследования. (см. приложение № 2, 3). В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ; бесплатного питания, приюта, крова; оказания медицинской, юридической, психологической помощи; покровительства, опекунства, усыновления.

В современном обществе бедность рассматривается  как важнейший социальный индикатор, показывающий уровень социально-экономического развития государства.

  Уровень доходов (см. приложение №3), ниже которого невозможно удовлетворение минимальных потребностей человека, принято называть чертой бедности. Это относительный показатель, поскольку величина его варьируется в разных пределах в зависимости от особенностей социально-экономической ситуации и др. Известны различные способы и методики исчисления черты бедности.

Показатель "прожиточный минимум"(см. приложение 1) используется в Российской Федерации для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Потребительская корзина — это набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих необходимые и разумные потребности человека на различных уровнях (физиологическом, минимальном, достаточном, рациональном, фактическом).

Основные  направления государственной политики социальной защиты населения включают:

• социальную защиту детей, детства и отрочества, которая должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, духовного развития, реализации своих способностей;

• социальную защиту трудоспособного населения, предусматривающую создание условий для обеспечения баланса прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся;

• социальную защиту нетрудоспособных граждан, предусматривающую гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Никто из них не должен ощущать себя лишним человеком, обременяющим близких, общество; необходимо содействовать и создавать условия для участия таких людей в экономическом, политическом, культурном развитии общества, нетрудоспособные граждане должны пользоваться всеми общественными благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые в России нуждаются в проведении серьезных изменений:  социальная защита семьи, которая должна предусматривать меры, обеспечивающие эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: сохранению института семьи; созданию и сохранению семьи; реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые позволяли бы им совмещать профессиональные и семейные обязанности; развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье; обеспечение каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи; меры по снижению материнской и детской смертности; предоставление женщинам права на отпуск по беременности и родам; предоставление отпуска по уходу за ребенком матери или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком; выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам; развитие семейного досуга и отдыха.

Существуют  многочисленные социальные программы, отличающиеся и по направлениям социальной защиты, и по регионам, и по источникам финансирования, и по иным факторам. Все они направлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и решение наиболее острых социальных проблем, которые  имеются в нем.

Социальные  программы представляют собой вид  правительственных программ для защиты граждан от различных экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата. Социальные программы можно условно разделить на три основных направления: программы социального благосостояния и обеспечения (так называемые программы поддержки доходов населения); социально-демографические программы; программы в области социального здравоохранения; кроме того, во многих странах, прежде всего развивающихся, существуют специальные программы борьбы с бедностью, которые по-разному комбинируют три указанных направления.

 

Особенности современной  социальной политики российского государства


В России за социальную защиту населения  отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России. Глава министерства на данный момент (сентябрь 2011 г.): Татьяна Голикова.

Гражданам России гарантированы следующая социальная защита:

  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пособие по уходу за ребёнком;
  • материнский капитал;
  • льготы на приобретения жилья малоимущим;
  • пособие по безработице;
  • детские пособия;
  • образование (дошкольное, школьное, специальное, высшее);
  • неотложная медицинская помощь;
  • лечение ряда заболеваний;
  • бесплатные лекарства от ряда болезней;
  • защита (МВД);
  • помощь в чрезвычайной ситуации (МЧС).

 

Однако  нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Социальную  политику необходимо направлять на решение  приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными  возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных  стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо  ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

  • Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
  • Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  • Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
  • Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
  • Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
  • Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
  • Борьба с преступностью.

В Российской Федерации уже несколько лет  осуществляется последовательная реформа  социальной сферы, нацеленная на улучшение  качества социальных услуг населению  и более эффективное использование  бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения  эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг. 
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

  • Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
  • Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
  • Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
  • Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
  • Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
  • Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
  • Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Механизмы оценки большинства из них находятся  только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:

  • сохранение культурного наследия России,
  • формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,
  • создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
  • обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
  • обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.

Программа направлена на решение важного блока  задач. Изучение такого влияния и  разработка методики, оценивающей экономическую  эффективность Программы, которая  состоит из:

  • оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий
  • оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  • оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов

Основу  финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов  общего объема финансирования). Для  обеспечения контроля и анализа  хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:

  • Доля национальных процентов фильмов в общем объеме проката
  • Доля объектов процентов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения
  • Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда
  • Средняя экземпляров книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей
  • Увеличение процентов количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом
  • Доля процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории
  • Увеличение процентов количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.
  • Доля новых процентов произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств
  • Увеличение процентов количества участников культурно досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом
  • Увеличение экземпляров количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек)
  •  

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления