Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.
Задачи:
Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;
Раскрыть сущность и содержание социальной политики;
Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

Муниципальные власти, получив  в свое распоряжение ведомственные  социальные сервисы - жилье, дошкольные, медицинские, образовательные учреждения, значительно расширили свое влияние  на местные процессы. Не всегда деятельность общественных организаций называется социальной работой, так как, во-первых, в сознании многих социальная работа воспринимается исключительно как  забота государства и муниципальных  сервисов, а во-вторых, ввиду отсутствия такой традиции в России произошло  некоторое смещение понятий [6;С.74].

Дело в том, что социальные работники у многих специалистов, даже занятых в социальной сфере, в государственных и негосударственных  организациях, ассоциируются с доставкой  на дом продуктов, простейшими операциями по уходу за пожилыми людьми. В идеальном  виде социальная работа как профессиональная, основанная на теоретических знаниях  и освоенных навыках, помощь людям  в чистом виде практически не существует в современной России, хотя профессионализм  сотрудников служб растет благодаря  накапливаемому практическому опыту, участию в семинарах и конференциях.

Рост региональных социальных программ, к сожалению, сильно ограничен  скудостью областных и муниципальных  бюджетов, недостаточным развитием  законодательной базы и недостатком  профессиональных акторов -- социальных работников, экономистов, журналистов, социальных менеджеров, администраторов, экспертов по управлению. Совершенствование высшего образования в указанных областях позволяет надеяться, что эти трудности будут преодолены.

В негосударственных службах, особенно тех, которые имеют грантовое финансирование и разветвленную сеть контактов с аналогичными российскими и международными организациями, проблема профессионализма работников решается весьма эффективно в силу небольшого размера организации, низкой текучести кадров, успешной практики привлечения волонтеров, открытости интеллектуальным дебатам и высокой заинтересованности в повышении квалификации. Проблемы равенства, партнерства, прав человека, ненасилия, но и дискриминации прочно входят в риторику и повседневную деятельность кризисных центров, которые, в отличие от муниципальных и государственных служб, испытывают трудности из-за отсутствия стабильной бюджетной поддержки со стороны государства [12;С.55].

Важнейшим отличием любого российского неправительственного сервиса от западноевропейского  является то, что за рубежом все  эти организации имеют не менее 50% финансирования от местного или государственного бюджета. Для отечественных негосударственных  организаций такая поддержка  была бы не просто привилегией, а необходимым  условием выживания и эффективной  работы.

Женщины представляют сегодня  основной кадровый резерв как государственных, так и негосударственных сервисных  организаций, школ и интернатов, составляя  подавляющее большинство рядовых  работников и лишь слегка уступая  места мужчинам на уровне среднего менеджмента и директората учреждений. Аналогичная ситуация в аппарате чиновников, где в числе руководителей социальной сферы муниципального и областного ровня преобладают мужчины, а позиции рядовых клерков и начальников отделов в основном занимают женщины.

Определенно заметны тенденции  гуманизации государственных сервисов. Компетенция работников этих сервисов постепенно расширяется не только в сфере практических методов социальной помощи и уровня юридической грамотности, но и по вопросам прав человека. Происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства.

Дома-интернаты для престарелых  также подвергаются трансформации, но в условиях неадекватного финансирования трудно ожидать, что философия этих учреждений в ближайшем будущем  трансформируется от «содержания престарелых» к «сообществу пенсионеров» (по аналогии с retirement community в США). Здесь важно задействовать механизмы, которые поощряли бы самоуправление и активность пожилых людей в развитии такого сообщества, а также социальную ответственность и социальное участие бизнеса, в частности тендеры социальных проектов, кроме того, важно возродить волонтерское участие школьников в социальной помощи. Нуждается в оптимизации не только межведомственное и межсекторное взаимодействие, но и сотрудничество даже в рамках одного ведомства, например, в системе реабилитации детей-инвалидов [8;С.55].

В целом, определение инвалидности на уровне областного управления и  в практике учреждений постепенно меняется от индивидуально-патологической, медикалистской модели к социальной, и хотя на этом пути еще многое предстоит сделать, здесь достигнут значимый прогресс по сравнению с серединой 1990-х годов.

Сегодня есть свидетельства  того, что социальные сервисы постепенно приобретают новое видение своей  миссии в обществе, ориентированное  на толерантность, активную позицию  в интересах клиентов, знание и  следование международным регламентам  прав человека, признание мировых  стандартов качества обслуживания. Практика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений  во имя социальной справедливости.

Системы мероприятий, разрабатываемые  с целью реализации концептуальных программных документов, создаются  на основе утвержденного бюджета  области, который слабо учитывает  приоритеты социальной сферы, тем самым  возникает зазор между риторикой  и практикой воплощения социальной политики уже на уровне планирования. Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направлений  социальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа) вносит вклад в криминализацию и медикализацию социальных проблем.

Выводы по третьей главе:

Социальная политика и  социальная работа тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления.

Важным аспектом обновления социальной политики в современной  России является тот факт, что здесь  возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика, требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебная дисциплина

Главным фактором, способствующим защите интересов человека, его прав и свобод, является социальная политика государства. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки  и реализации организационно-экономических, научно-технических и нравственно  правовых аспектов их регулирования.

Заключение

Сегодня уже не вызывает сомнения тезис о том, что социальная работа является и важнейшим инструментом социальной политики, и индикатором  ее эффективности.

Социальная работа, рассматриваемая  как профессиональная деятельность, не только помогает человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, но и преследует главную цель -- гармонизацию социальных отношений в обществе. С одной стороны, специалисты по социальной работе выявляют нуждающихся в помощи и, применяя различные методики, помогают им адаптироваться в социуме, с другой -- социальная работа ведется в различных учреждениях социального обслуживания населения, которые интенсивно развиваются во всех регионах России и в основном являются тем местом, где происходит реализация социальной политики и определяется ее эффективность.

Социальная работа находится  в диалектической взаимосвязи с  социальной политикой государства. Она зависит от экономических, политических, духовных процессов в обществе, исследование которых составляет методологическую основу концепции социальной работы и представляет несомненный интерес  для социальной практики.

В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а  также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем  развития социальной работы.

Однако умение адаптироваться к быстрым социальным изменениям у большинства российских граждан  пока не сформировалось. В связи  со «старением» социума, развитием  социальной апатии у части населения  все большее количество людей  перестает участвовать в жизни  общества. Современные специалисты  считают противоречие между формирующейся  установкой на личную ответственность  за свое благосостояние и слабой социальной позицией большинства граждан, нуждающихся  в государственном социальном обеспечении, главным противоречием современной  социальной политики.

Необходимо построение ее новой, целостной концепции, сочетающей в себе конструктивную и защитительную  функции: создание возможностей для  реализации способностей граждан, для  проявления их социальной активности - и доступность основных жизненных  благ для большинства населения, с гарантией необходимого уровня социальной защиты.

Формы реализации социальной политики должны включать как поддержание  минимальных социальных стандартов и государственных гарантий для  социально слабой части населения, так и использование рыночных механизмов для обеспечения возможности  самореализации и саморазвития социально  сильных индивидов.

Кроме того, ученые считают  необходимым перенесение акцентов в социальной политике с социальной защиты и социального обслуживания на социальное проектирование будущего состояния общества и его социальных оснований.

Специалисты предполагают, что представление о социальной политике как о политике поддержки  только лишь людей и групп, находящихся  в трудной жизненной ситуации, изменится по мере увеличения ресурсов и преодоления экономических  трудностей в российском обществе. Лишь в этом случае объектная сфера  социальной политики сможет расшириться.

Список литературы

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Р.Баркер. - М., 1994. - 134 с.

2. Григорьева И.А. Социальная  политика: основные понятия // Журнал  исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. - № 1. - С. 29-44.

3. Гуслякова Л. Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной работы/Л.Г. Гуслякова. - 1996. - № 1. - С.17-22.

4. Кадомцева С. Социальная  политика и население /С.Кадомцева  // Экономист. - 2006. - № 7. - С. 48-58.

5. Квироз Т. Социальная политика и социальная работа: ориентиры на будущее /Т.Кривороз //Бюллетень научной информации. - 1993. - № 5. - С. 5.

6. Колков В.В. Взаимосвязь  социальной политики и социальной  работы/ В.В.Колков, И.М.Лавриненко. - М.: Институт молодежи, 1999. - 210 с.

7. Ларионов И.К. Социальная  теория: Общие основы и особенности  России/ И.К.Ларионов. - М., 2008. - 456 с.

8. Мошняга В. П. Международный  опыт социальной политики и  социальной работы: Курс лекций / В.П.Мошняга. - М.: Изд. Московского  гуманит. ун-та, 2006. - 132 с.

9. Никитин В. А. Состояние  и проблемы развития теории  социальной работы в России /В.А.Никитин  // Знания. Понимания. Умения. - 2006. - №  4. - С. 19-23.

10. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П.Д.Павленок. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005. - 345 с.

11. Парамонов В. В. Социальная  политика: Учеб. пособие/ В.В.Парамонов. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 114 с.

12. Романов П.В. Социальные  изменения и социальная политика / П.В. Романов /П.В.Романов //Журнал  исследований социальной политики. - 2003. - № 1. - С. 45-67.

13. Смирнов С. Н. Социальная  политика: Учеб. пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с.

14. Социальная политика: Учеб. для вузов / Рос. акад. гос. службы; Под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2006. - 734 с.

15. Социальная политика  и социальная работа в изменяющейся  России /Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. - М.: ИНИОН, 2002. - 456 с.

16. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова и др. - Ростов на Дону. - 5-е изд., 2006.- 480 с.

17. Социальная работа: теория  и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 334 с.

18. Справочное пособие  по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М, 1997.- 175 с.

19. Теория и методика  социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 1994. - Т. 1. - 575 с.

20. Теория и методология  социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М. 1994. - Т.1. - 356 с. С. 9-20, 50-63.

21. Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории / Л. В. Топчий // Социальная работа. - 2007. - № 1. - С. 62-64.

22. Фирсов М.В., Теория социальной  работы / М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова.- М., 2005. - 432 с.

23. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие/ Е.И.Холостова. - 2-е изд. - М.: Дашков и Кo, 2008. - 216 с.

24. Холостова Е. И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты /Е.И.Холостова // Социальная работа. - 1994. - Вып. 6. - С. 33-37.

25. Шипунова Т.В. Социальная  политика и социальная работа  в изменяющейся России / Т.В.Шипунова, И.А. Григорьева // Журнал исследований  социальной политики. - 2003. - Т. 1. - №  1. - С. 129-133.


Информация о работе Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе