Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:36, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, её теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Изучение проблемы бедности и законодательного регулирование заработной платы.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.
Введение
Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Обеспечение экономического роста, основанного на последовательно рыночных отношениях и механизмах и ведущего к ощутимому социальному эффекту, требует обновления всей социальной политики. Необходимо преодолеть узко-экономический подход к реформированию экономики, игнорирование реальных социальных процессов. Реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. А потому результатом реформирования экономики должно быть создание такой экономической системы, которая сочетала бы преимущество современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
Ожидаемые и реальные результаты экономических реформ и преобразований следует оценивать на основе не только экономических, но и социальных критериев, таких как качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей, социальные гарантии и социальная справедливость. Социальную политику государства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом этой политики является социальный аспект (социальная составляющая) приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономической политики. Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной экономике.
Объектом данного исследования являются социальная политика, как основа экономического, социального и экологического существования государства.
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, её теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение теоретико-
2. Изучение проблемы бедности и законодательного регулирование заработной платы.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 3 главы, заключения и списка литературы.
Теме данной курсовой работы были посвящены труды таких учёных экономистов как: Сакс Дж. «Макроэкономика (глобальный подход)», Ивашковский С.Н. “Макроэкономика”. В этих монографиях освящены теоретические аспекты социальной политики в рыночной экономике. Данная тема также освящена в периодических изданиях: «Общество и экономика» (Шевяков А. - описывает социальное неравенство, бедность и экономический рост; Жуков В.И. Социологические исследования), (Патрон П.А. США- Канада. Экономика. Политика. Культура).
1 Современные концепции благосостояния
В мире нет ни одной страны, в которой в настоящие время не решались бы определённые вопросы социальной политики. Трудность ситуации состоит в том, что в социальной сфере существует разрыв между теорией и практикой. Поскольку благосостояние и отдельного человека и группы людей выражается через многие, в том числе и количественные, факторы, среди которых и реальные доходы, и жилищные условия, и продолжительность рабочего и свободного времени, возможности системы образования, здравоохранения и органов обеспечения безопасности, политическая обстановка и т.д. Из-за этой множественности и неопределённости многие полагают, что сами качественные категории (благосостояние среди них) не могут быть ни только описаны и определены, но тем более измерены. А измерение уже тесно связано с показателями (или мерами) как благосостояния, так и бедности.
Совершенно очевидно, что категория благосостояния имеет в определённом смысле противоположное значение бедности, т.е. чем выше благосостояние, тем ниже бедность общества. Хотя нельзя говорить о том, что в обществе, где высокое благосостояние бедность отсутствует вовсе. Ясно также, что оба понятия теснейшим образом связаны с распределением благ в обществе. Очень часто, для простоты, учитывают не распределение всех благ, а лишь распределение одной составляющей благ - доходов. Доходы же не только наблюдаются статистическими органами, как целых стран, так и отдельных частей этих стран, но и регулярно публикуются.
Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца – это графическое изображение неравенства распределения доходов среди населения. Предложена в 1905 г. американским экономистом и статистиком Максом Отто Лоренцом. Кривая описывает, какую часть совокупного дохода общества получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных домохозяйств. Кривая Лоренца представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 – Кривая Лоренца
Рассмотрим механизм построения кривой Лоренца. По оси Х откладывается доля населения (20%, 40% и т.д.), а по оси Y – доля доходов в обществе. Линию, отложенную под углом 45 градусов (линия ОА), можно считать линией равномерного распределения или абсолютного равенства. Естественно, ведь первых 20% (наибеднейших) населения владеют соответствующим 20% богатств, 40% населения – 40% богатств и т.д. Реальное же распределение будет всегда отличаться от этой прямой.
Распределение доходов по линиям ОВ-ВА соответствует абсолютному неравенству, так как все 100% доходов принадлежат всего одному домохозяйству, остальные же не имеют ничего.
На рисунке мы видим кривую Лоренца, которая интерпретируется достаточно просто: 20% наибеднейших домохозяйств обладают 5% совокупного дохода; 40% беднейших домохозяйств обладают 15% доходов и т.д. Чем более выпуклой является кривая, тем большим будет неравенство при распределении доходов в обществе.
Кривые Лоренца наглядно демонстрируют политику выравнивания доходов, проводимую государством посредством налогообложения и разного рода социальных программ. При прогрессивной налоговой системе с более высоких доходов взимается более высокий налог. В результате различных социальных программ увеличиваются доходы наименее обеспеченной части населения. На основе соответствующих данных можно построить кривые Лоренца, которые отражали бы распределение доходов до выплаты налогов, после их уплаты и после получения выплат и пособий по социальным программам. Кривые Лоренца представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Кривые Лоренца
Для практических расчётов распределения доходов используют несколько показателей: коэффициент Джини, индекс Робин Гуда (известный также как индекс Гувера), децильный коэффициент.
Индекс Джини предложен Коррадо Джини - итальянским экономистом, статистиком, социологом и демографом. Коэффициент Джини – это отношение площади заштрихованной области к площади треугольника ОАВ. (Рисунок 1.1) Чем более выпуклой будет кривая Лоренца, чем более неравномерным будет распределение, тем большим будет коэффициент Джини. При абсолютном неравенстве заштрихованная площадь совпадает с треугольником ОАВ и коэффициент будет равен 1. И наоборот, при абсолютном равенстве заштрихованная площадь будет равна нулю, соответственно и коэффициент Джини будет равен нулю. Таким образом, коэффициент Джини принимает значения от 0 до 1 (для удобства его публикуют от 0 до 100). В таблице 1.1 представлен коэффициент Джини некоторых стран. [5, с.194]
Таблица 1.1 – Коэффициент Джини по странам
Страна |
Коэффициент Джини |
Швеция |
23 |
Норвегия |
25 |
Черногория |
24,3 |
Венгрия |
24,7 |
Чехия |
26 |
Словакия |
26 |
Великобритания |
34 |
США |
45 |
Индекс Робин Гуда (или индекс Гувера) – это та часть общего дохода общества, которую необходимо перераспределить, чтобы достигнуть равенства. То есть, сколько нужно забрать у более богатой половины общества и отдать более бедной половине. Графически он представляет самый длинный вертикальный отрезок, соединяющий фактическую кривую Лоренца с линией равенства. (Рисунок 1.3)
Рисунок 1.3 – Индекс Робин Гуда
На данном рисунке изображена кривая Лоренца и индекс Робин Гуда, приблизительно равный 0,25, что означает, что при перераспределении четверти общего дохода данного общества можно добиться равенства в доходах.
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент – отношение доходов 10% самых богатых граждан к доходам 10% самых бедных граждан. В Японии децильный коэффициент составляет 4,5, в США – 6, в Швеции – 3, в России – 15,7. [8]
В международном лексиконе и терминологии социальных работников во второй половине 80-х годов появилось новое определение - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)- это сводный показатель, отражающий средний уровень достижений той или иной страны по трём важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:
1) долгой и здоровой
жизни, измеряемой ожидаемой
2) знаниями, измеряемым уровнем
грамотности взрослого
3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения.
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.
ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.
ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
Концепция развития человеческого потенциала приходит на смену традиционным для Запада теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, расширение его возможностей во всех областях. Особенность ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоит в следующем:
1. Он упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов, не искажая и не фальсифицируя их;
2. Развитие индекса
3. Индекс развития человеческого
потенциала нельзя
Таким образом, ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трёх измерениях: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный ВВП.
Индекс развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Логика построения индекса развития человеческого потенциала такова.
Одно измерение - индекс ожидаемой продолжительности жизни - означает продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливается в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет.
Второе измерение - индекс уровня образования - на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0% до 100%) и на 1/3 - от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения в возрасте до 24 лет.
Третье измерение - индекс уровня жизни - зависит от реального душевного ВВП и колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 40 тысяч долларов ППС (паритет покупательной способности).[18, c.101-102]
Оценку благосостояния населения можно провести, пользуясь социальными критериями и показателями, представленными на рис.2.
В любом случае в центре социальной политики стоит задача преодоления избыточного неравенства. Конечно, эта задача не может решаться вне общего контекста социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности производства и благосостояния общества. Очень многое в этом плане зависит от коренного изменения ситуации в депрессивных отраслях и регионах. [19, c. 23].
Рис.2. Показатели структуры и элементов показателя «благосостояние населения» [20, c.71]
Социальное равенство - идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая политика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.