Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 01:36, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, её теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Изучение проблемы бедности и законодательного регулирование заработной платы.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определённый уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В каждых конкретных условиях важно найти такое сочетание равенства-неравенства, которое обеспечивает оптимальную меру динамизма и стабильности общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
2 Проблема бедности. Законодательное регулирование доходов
Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим системам, существовала во все времена.
Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Причины, вызывавшие пауперизм - массовую бедность - в ту или иную эпоху, различны. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод. Только в 2007 г. было 16 международных войн, в результате которых появилось 13 млн. беженцев.
Бедные есть как в высокоразвитых, так и в развивающихся странах. Во времена невиданного ранее во многих странах изобилия 3 млрд. человек -почти половина населения планеты - живут менее чем на 2 долл. в день. Из них 1.3 млрд. живут в крайней нищете - менее чем на 1 долл. в день. Число бедных каждый год увеличивается. При ежегодном приросте населения на 80 млн. жить на 2 долл. в день, как сегодня, будут уже не 3 млрд., а 5 млрд. человек. По данным отчёта Всемирного банка о мировом экономическом развитии за 2002-2003 гг. В XXI век, в начале 3-го тысячелетия примерно 1.5 млрд. человек вынуждены существовать на эквивалент 1 долл. в день. К 2015 г. число живущих ниже официальной черты бедности может составить 1.9 млрд., или треть населения Земли. Более того, основываясь на последних данных, можно сделать вывод, что разрыв между доходами населения в развитых и развивающихся странах мира увеличится. Причем в отчете дается прогноз, что растущее число бедных будет сосредоточиваться в городах. Дж. Вулфенсон, президент Всемирного банка, выступая в 2004 г. на ежегодной сессии ВБ и МВФ, подчеркнул, что проблема бедности должна занимать центральное место в работе международных финансовых институтов.
В странах с высоким уровнем дохода один ребенок из ста не доживает до пятилетнего возраста, в беднейших - пятеро. В благополучных странах менее 5% детей до пяти лет страдают от недоедания, в менее благополучных - почти 50% детей. [12]
Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Средние доходы в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших. И за последние 40 лет этот разрыв удвоился.
Проблема бедности в различных регионах мира имеет свои особенности. В Восточной Азии количество людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, сократилось приблизительно с 420 млн. человек в 1987 г. до примерно 190 млн. в 2010 г. Однако в странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америки количество бедных продолжает расти. В государствах Восточной Европы (включая Россию) и Средней Азии число живущих в бедности выросло в 20 раз.
В некоторых африканских странах показатели детской смертности ниже для политически сильных этнических групп: В Латинской Америке коренное население получает образование более низкого уровня, нежели некоренное. В Южной Азии женщины затрачивают на образование в 2 раза меньшее количество лет, чем мужчины, а число женщин, поступающих на учёбу в средние учебные заведения, составляет только две трети числа мужчин.
В настоящее время около 800 млн. человек, или 14% населения мира не получают необходимого минимума продуктов и почти 0,5 млрд. хронически недоедают, из них треть - дети. 1.3 млрд. человек в мире (более 22%) не имеет источников чистой питьевой воды, 2 млрд. (34%) проживает в антисанитарных условиях и 2 млрд. - без электричества. Сельскохозяйственные ресурсы истощаются. По данным Консультативной группы международных сельскохозяйственных исследований, около 40% пашни в мире истощено и нуждается в рекультивации. Ближайшие 25 лет четверть населения мира будет страдать от недостатка воды, примерно 80% мирового потребления которой приходится на земледелие. Мировое сельское хозяйство по-прежнему остаётся связующим звеном между бедностью и ухудшающейся экологией.
Бедность как социально значимое явление общественной жизни в Беларуси проявилось в 90-х годах ХХ века. Первое исследование уровня бедности в стране было проведено в 1996 году при поддержке Всемирного банка. Оно показало, что число бедных людей значительно возросло - с 5 % в 1992 году до 22 % в 1995-м. В наиболее уязвимой группе населения оказались неполные семьи, семьи с одним кормильцем, а также семьи с низким уровнем образования, имеющие детей. В 2001 году, по данным официальной статистики, уже 26,7 % городского населения и 33,6 % сельских жителей республики проживали ниже черты бедности. Согласно статистическим данным, в 2004 г. численность населения, имевшего доходы ниже бюджета прожиточного минимума (официальная черта бедности), составила 25,5% общей численности при пороговом критическом значении 10%.Результаты социологических исследований, проведённых в 2007 году, говорят о том, что почти 60,0% населения относят себя к категории людей со средним достатком. Немногим более пятой части граждан страны считают себя бедными. Богатыми называют себя полпроцента жителей Беларуси и 1,5% считают, что они находятся за чертой бедности. [21]
По прогнозам Всемирного банка, население планеты увеличится к 2025 г. на 3 млрд., в основном за счёт азиатского региона. Помимо демографического человечество ожидает и кризис глобальных водных ресурсов, в результате которого 3 млрд. человек будут испытывать нехватку воды и кризис урбанизации, означающий, что в ближайшие 30 лет городское население утроится. К 2020 г. две трети населения Африки будут жить в городах, в которых сегодня не наблюдается никакого экономического роста. Чтобы в ближайшие 15 лет обеспечить население мира продовольствием, необходимо либо в 3 раза увеличить урожайность, либо посевные площади, что не реально - ожидается увеличение урожаев большинства сельскохозяйственных культур в среднем лишь на 50%. К демографическому кризису, кризису глобальных водных ресурсов и урбанизации добавится и продовольственный кризис, означающий, что в ближайшие 30 лет производство продуктов питания увеличится только в 2 раза.
В конце 90-х годов для групп стран по уровню бедности в ОЭСР была принята следующая система показателей: ВНП на душу населения: количество голодающих детей; процент детей, получивших начальное образование: коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет; коэффициент смертности рожениц; коэффициент рождаемости; процент населения, имеющий доступ к питьевой воде.
На основе этой системы выделена группа 34 беднейших стран, в основном африканских (Всемирный банк выделяет 70 беднейших стран), из которых только на территории 12 стран происходят вооружённые конфликты. На основе данных показателей сравнивался уровень бедности в группе беднейших и богатейших стран мира (Таблица 2.1). [11]
Таблица 2.1 - Различия в уровне экономического развития беднейших и богатейших государств мира
Показатели |
34 беднейшие страны |
33 богатейшие страны |
Население, живущее за чертой бедности, % |
37 |
6 |
Уровень грамотности среди населения в возрасте 15-24 лет, % |
50 |
99 |
Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет на 1000 человек |
175 |
17 |
Коэффициент рождаемости |
6,1 |
1,5 |
Доступ к питьевой воде, % |
37 |
94 |
Несмотря на то, что в последние несколько десятилетий отмечено умеренное сокращение бедности, прогресс оказался менее впечатляющим, чем ожидалось, особенно в странах с низким уровнем доходов. Эти разочаровывающие результаты заставили международные организации провести критический анализ того, какие именно политические меры оптимально способствуют экономическому росту и сокращению бедности в странах с низким уровнем доходов, что привело к пониманию необходимости изменить способы предоставления внешней помощи.
Низкие результаты в снижении бедности объясняются многими причинами, но аналитики полагают, что необходимо действовать по двум основным направлениям: внутренняя политика и внешняя помощь, то есть речь идёт о двух группах проблем: выявление действенных планов снижения бедности; необходимость конкретных изменений в отношениях с внешними партнёрами и во внешней помощи.
В беднейших развивающихся странах национальные планы сокращения бедности могут повысить результативность расходов, финансируемых внешними партнёрами, и эффективность технических консультаций, если принимающие страны станут относиться к соответствующим проектам как к собственным, более активно формировать по отношению к ним чувство хозяина, больше ориентироваться на получение результатов.
Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределённого и чётко установленного уровня жизни, черты бедности, достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.
Представления о черте бедности неодинаковы. Впервые это понятие введено в 1970 г. Но до сих пор некоторые концепции вообще отвергают его использование, ссылаясь на то, что нельзя утверждать, что благосостояние человека, чей жизненный уровень хотя бы слегка ниже определенной черты бедности, заметно хуже, чем у того, чей жизненный уровень чуть выше нее. По мнению сторонников этих концепций, существование черты бедности означает лишь то, что ниже некоторого (возможно, весьма высокого) уровня жизни сравнительная оценка бедности должна "присваивать" нулевой весовой коэффициент небольшим приростам или потерям жизненного уровня. Так, потеря миллионером одного доллара никак не отразится на оценке уровня бедности. Утверждения, что одну информацию можно использовать, а другую нельзя, не имеют под собой никакой основы.
В общепринятом понимании в странах СНГ, определение абсолютной бедности подразумевает возможность оценить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и крове. Здесь основной упор делается на физиологические, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды и пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется потребительская корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется общепризнанным уровнем жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только минимальными физиологическими потребностями.
Хотя проблема бедности присуща любой стране, это вовсе не означает, что она в разных странах качественно однородна. Однозначного, общепринятого, научно обоснованного определения бедности, справедливого для всех времён и народов, не существует и существовать не может. Нисколько не преуменьшая важность экономической, социальной и психологической сторон проблемы, необходимо помнить, что бедность ещё и политическое понятие. Оно конкретизируется и модифицируется в ходе политической борьбы и дискуссионно по самой своей природе. Это понятие не просто отражает положение дел в обществе. Оно указывает на неприемлемость сложившейся ситуации, необходимость искоренения самого явления. Социальная политика государства серьёзно видоизменяет содержание понятия бедности.
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведется уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
В низкодоходных слоях в составе новых бедных оказалась значительная часть ответственных за воспроизводство человеческого потенциала представителей интеллектуальных профессий и отраслей, входивших ранее в средний слой населения. Высококвалифицированные специалисты государственного сектора, занятые в науке, здравоохранении, образовании, культуре, пополнили ряды бедных, в которые традиционно попадали одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.
Кроме того, центр тяжести среди групп риска постепенно перемещается в сторону «работающих» бедных с доходами, на которые невозможно прокормить себя и свою семью, а также безработных и частично занятых на финансово неблагополучных предприятиях государственного сектора и бюджетной сферы. Распространяется застойная, долговременная бедность, углубляющая экономическое неравенство бедных слоёв населения в реализации своих потенциальных возможностей.
Как показывает мировая практика, вопросам установления соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума придаётся большое значение. Несмотря на то что практика установления минимальной заработной платы в различных странах отличается большим разнообразием, везде она выступает в качестве социального стандарта, нижней точки отсчёта для установления достаточного уровня жизни населения и используется как важнейший инструмент формирования платежеспособного спроса населения, решения проблемы малообеспеченности.
Главным источником доходов населения и важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки зрения социально- демографической безопасности основными целями совершенствования механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого фактора, повышение благосостояния граждан.