Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:22, доклад

Краткое описание

В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 1996 г. указываются цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий проживания, принимать меры по охране их здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

общее.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

 

    Сезонная безработица, характерная для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых  промыслов, вызвана природными факторами  и достаточно легко прогнозируется. Реальную проблему сезонная безработица  представляет только в тех  регионах, где превалирующими являются  указанные виды экономической  деятельности.

 

    Циклическая безработица  – это безработица, которая вызывается  спадом производства, снижением  инвестиций в экономику, т. е. фазой  экономического цикла. Когда совокупный  спрос на товары и услуги  уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. В ряде  случаев она переходит в застойную, сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко – с распадом социально-психологических основ личности.

 

    Можно предложить  и несколько иную классификационную  схему. Так безработицу можно сгруппировать по следующим критериям: по степени учета: реальная и официальная (регистрируемая); по причинам возникновения: фрикционная, сезонная, структурная (в том числе технологическая), циклическая; по характеру проявления: открытая и скрытая (латентная); по социально-экономическому составу безработных: половозрастная (среди женщин, молодежи и т. д.), профессиональная, среди социально-неустроенных групп населения (инвалиды, бывшие заключенные и т. д.); этническая; по степени охвата экономики: общая, региональная, отраслевая.

 

    Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что безработица  может быть вызвана разными  причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные  изменения (структурная и технологическая  безработица), несовершенство информации  на рынке труда (фрикционная). Все  эти виды безработицы существуют  и в России причем в своих специфических проявлениях. Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует ее общий уровень в стране.

 

    Как показывают  исследования, в числе безработных  оказываются в первую очередь  неквалифицированные и малоквалифицированные  работники, неготовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных  предприятий: молодежь, пожилые работники, женщины с детьми и т. д. Безработица  серьезно сказывается на их  материальном положении и социально-психологическом  самочувствии.

 

    В условиях реформ  государственная политика в области  занятости должна быть нацелена  на оптимизацию функционирования  рынка труда, содействие мобильности  рабочей силы, создание новых  рабочих мест, подготовку и переподготовку  кадров.

 

    В целом государственная  политика занятости представлена  двумя основными направлениями: содействием в трудоустройстве  незанятого населения и оказанием  помощи в профессиональной подготовке  и переподготовке; стимулированием  образования гибкого рынка труда.

 

    Нормативно-правовыми  актами Российской Федерации  предусматривается обеспечение  равных возможностей в реализации  права на труд и свободного  его выбора всем гражданам  России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии и т. д.

 

     Государство  в соответствии с законами  должно помогать осуществлять  трудовую и предпринимательскую  инициативы граждан, содействовать  развитию их способностей к  производительному и творческому  труду, способствовать соблюдению  добровольности труда, свободному  волеизъявлению в выборе вида  занятости, обеспечивать социальную  защиту в сфере занятости.

 

    Особое внимание следует уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежь; женщины, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов; одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей; инвалиды; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, освобожденные из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими правовыми документами для таких групп предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа и т. д.).

 

    «Занятость, согласно  указанному закону, – это деятельность  граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству  Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой  доход)».

 

    Вместе с тем данная характеристика имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях.

 

    Проведенные социологические  и социально-психологические исследования  подтверждают, что безработица имеет  исключительно негативные социальные  последствия для общества, отдельных  его групп, слоев и категорий. Среди этих последствий увеличение  смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численность пациентов в психиатрических  учреждениях, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и  т. д. Учеными зафиксированы основные  психологические качества безработного: невысокий уровень социальной  активности, пессимистичность и  осторожность в поведении; недоверчивость  или скептицизм, стойкое маргинальное  и эмоциональное состояние и  т. д. Поэтому главным в социальной  политике должно быть упреждение  массовой безработицы, что обеспечивается  соответствующим функционированием  общества и его социальных  институтов.

 

     Помимо отмеченных  мер (создание специализированных  предприятий для отдельных категорий  населения, использование надомных  форм работы, укороченный рабочий  день, неполная рабочая неделя), практикуются  и отпуска без сохранения заработной  платы, оказание финансовой помощи  для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема на  работу отдельных категорий населения. Очень важна такая мера, как  введение льготных налогообложений  и кредитов предприятиям, создающим  дополнительные рабочие места  для женщин, молодежи и других  категорий граждан.

 

    Органам службы  занятости всех уровней необходимо  широкое развертывание профориентационной  работы с молодежью для подготовки  ее к трудовой деятельности  в условиях развивающегося рынка. Необходимо расширять сеть учебных  центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации высвобождаемых  работников и безработных граждан. Средства фонда занятости направляются, в основном:

 

    – на создание  центров по переобучению и  переподготовке населения, повышению  квалификации работников кадровых  служб предприятий и организаций;

 

    – содержание  органов службы занятости всех  уровней, осуществление их материально-технического  обеспечения; участие в формировании  учредительных и уставных фондов  в проведении благотворительных  акций и программ;

 

    – выплату пособий  и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения  переобучения и переподготовки  по направлению служб занятости, оказание материальной помощи;

 

    – осуществление  льготного кредитования или прямого  финансирования республиканских  или территориальных мероприятий  по созданию новых (дополнительных) рабочих мест, развитию предпринимательской  деятельности и т. д.;

 

    – частичное  или полное финансирование мероприятий  по созданию специализированных  рабочих мест для инвалидов, лиц  пенсионного и предпенсионного  возраста, женщин, имеющих малолетних  детей;

 

    – разработку  программы обеспечения занятости  населения;

 

    – разработку  научно-методических программ по  профессиональной ориентации, переобучению  и переподготовке всех групп  населения и полное или частичное  финансирование всех этих работ;

 

    – финансирование  международного сотрудничества  по проблемам, связанным с занятостью  населения.

 

    Службы занятости  в своей деятельности руководствуются  конвенциями и рекомендациями, разработанными  и принятыми Международной организацией  труда (МОТ), законами и нормативными  актами Российской Федерации.

 

    Центры занятости  всех уровней решают следующие  задачи:

 

    • сбор и  распространение информации о  спросе и предложении на рынке  труда;

 

    • консультирование  работников по вопросам профессионального  обучения и трудоустройства; профессиональная  ориентация всех групп населения;

 

    • выплату пособий  по временной незанятости;

 

    • консультирование  предпринимателей по проблемам  занятости и использования рабочей  силы;

 

    • оказание  помощи в кадровом планировании  предприятий;

 

    • организацию  переподготовки высвобождаемой  из производства рабочей силы.

 

    Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности  служб занятости является социально-психологическая  работа с людьми.

 

    В деятельности  служб занятости большое значение  имеет трактовка понятия «безработные». Такая трактовка содержится в  Законе Российской Федерации  о занятости населения. В соответствии  с законом, безработными признаются  трудоспособные граждане, не имеющие  работы и заработка, зарегистрированные  в службе занятости в целях  поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.

 

    Службой занятости  не могут быть признаны безработными  следующие категории граждан:

 

    • не достигшие 16-летнего возраста;

 

    • лица, кому  назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы;

 

     • отказавшиеся  в течение 10 дней со дня обращения  в службу занятости от двух  вариантов подходящей работы;

 

    • впервые ищущие  работу, а также не имеющие  профессии (специальности) в случае  двух отказов от получения  профессиональной подготовки, от  предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

 

    Для потерявших  работу в связи со структурными  изменениями в экономике, закрытием  или перепрофилированием производства  закон предусматривает сохранение  стажа и среднего заработка  в период трудоустройства, но  не более трех месяцев.

 

     Высвобождение  большого числа работников, конверсия  военнопромышленного комплекса, незащищенность  выпускников учебных заведений  на первый план выдвигают следующие  задачи: оказание этим категориям  населения социально-психологической  помощи, с одной стороны, и их  профессиональную ориентацию, с  другой.

 

     В настоящее  время основная цель профориентационной  работы – содействие гражданам  в получении в оптимально короткие  сроки подходящего места работы  с учетом их личных интересов  и потребностей рынка труда  путем профессионального и информационного  консультирования, психологической  поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая  поддержка.

 

     Психологическая  поддержка осуществляется в рамках  индивидуальной консультации. Она  необходима тем безработным, которые  находятся в состоянии депрессии  со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и  плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные  трудности в общении как с  близкими и знакомыми, так и  с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами  используются специальные психологические  приемы и методы, вплоть до  интенсивной психотерапии.

 

     После проведения  консультаций с клиентом обсуждается  его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и  склонности к той или иной  деятельности, намечается план дальнейшего  поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в различных Клубах, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства и т. д.

 

     Психологическая  поддержка приобретает особенное  значение в тех регионах, где  очень мало или практически  отсутствуют женские вакансии. Она  позволяет остановить личностную  дезинтеграцию, помочь людям поверить  в себя, сориентировать их на  самозанятость, надомный труд, развитие  подсобного хозяйства.

 

     Информационная  консультация предоставляет клиенту  подробную информацию о наличии  вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих  этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где  можно пройти переобучение и  обучение.

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях