Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с
инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек
официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший
рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом
выражении.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19
1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . ....30
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....44
Библиография . . . . . . . . . . . .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.2. Правовые
основы социальной защиты
1.3. Социальные
и медико-социальные аспекты
1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . ....30
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32
2.1. Региональный
опыт работы центров
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....44
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с
инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек
официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший
рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом
выражении.
2. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений,
которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской,
материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем
инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как
только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что
негативно сказывается на их материальном положении и психологическом
состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-
Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд другие.
3. В последнее
время специалисты разных
разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-
психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта
работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на
конференциях и других научно-практических форумах. Однако, считаем, что есть
необходимость
постоянного и
на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.
4. Инвалид в России сталкивается также с такими проблема как одиночество, так
как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших
родственников, невозможность продолжить обучение и другое.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы,
вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы.
В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной
защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11
декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с
ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или
умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате
им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию,
общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой
деятельностью.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов,
призвано создавать им необходимые условия для индивидуального
развития, реализации творческих и производственных возможностей и
способностей путем учета их потребностей в соответствующих
государственных программах, предоставления социальной помощи в
предусмотренных законодательством видах в целях устранения
препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд,
образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-
экономических прав.
В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно
конкурировать на рынке труда полноценными в физическом отношении
людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном
производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов
заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали это негативно
сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и
родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как
правило, значительные материальные и психологические трудности.
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении
инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами
Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение
ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий,
позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в
экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои
гражданские обязанности.
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий
как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп
самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории
населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Объектом исследования дипломной работы является социальная работа с инвалидами.
Предметом – опыт социальной, медико-социальной и
социально-психологической работы с инвалидами.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и
эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
специальную литературу по
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
2. Проанализировать
опыт работы учреждений
медико-социальной
и социально-психологической
Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт
работы центров социального обслуживания с инвалидами.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды
учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В.
Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт
работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными
работниками в своей практической деятельности.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
1.1. ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный,
полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать
«непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со
времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие
заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу
и которых направляли для дослуживания на штатские должности.
Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок,
то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй
половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также
ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов
войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных
конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего
движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных
категориях населения в частности происходит формирование понятия
«инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или
интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой
категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности
в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей
степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься
трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не
желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том,
что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и
сегрегированным меньшинством.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том,
что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных»
членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество
подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими
дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический
подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей»
и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не
части общества, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных,
коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с
окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием