Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с
инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек
официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший
рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом
выражении.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19
1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . ....30
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....44
Библиография . . . . . . . . . . . .
экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных
исторических эпох.
«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты»*.
«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная
или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью»**.
Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или
частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных
отклонений от
нормального физического
также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают
заболеваниями,
не позволяющими им трудиться в ___________________________
*, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр.
196.
разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек,
страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые
физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны,
инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и
нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы
(временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах),
инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным,
маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы
трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды
(способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут
работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство
обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на
дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад
или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт,
профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида
на работу и с работы и т. д.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они
не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать
умственно: анализировать общественно-политические, экономические,
экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения,
создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.
Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно
просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые
находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать
заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты,
организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и
в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением
продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные
работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но
подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или
благотворительными
организациями работники.
1.2.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник
обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус
инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие
права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот
несколько выдержек из этого правового международного документа:
- «Инвалиды имеют
право на уважение их
- «Инвалиды имеют
те же гражданские и
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать
возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное
лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление
здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную
подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на
услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое
значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности
государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).
Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О
научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же
года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки
инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности».
Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к
инвалидам и
отношения инвалидов с
что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое
поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.
В Законе «0 социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление
государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные
возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов
социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на
индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан,
нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и
инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других
обстоятельств (ст. 4 Закона).
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты
населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным
органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм
собственности (ст. 5 Закона).
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в
них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения
социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может
быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.
Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское
обслуживание);
· полустационарное социальное обслуживание в отделениях
дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального
обслуживания;
· стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах,
пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
· срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не
терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью,
ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
· социальная, социально-психологическая, медико-социальная
консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных
государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на
условиях частичной или полной оплаты.
Б е с п л а т н о оказываются следующие социальные услуги:
1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим
пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
2) гражданам
пожилого возраста и инвалидам,
получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход
которых ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги на уровне ч а с т и ч н о й о п л а т ы оказываются
лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей)
составляет 100-150% прожиточного минимума.
Социальные услуги на условиях п о л н о й о п л а т ы оказываются
гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на