Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования - проблема социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации особенно актуальна в настоящее время, так как социально - экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России. Рыночные отношения, утверждая логику конкурентной борьбы, оставляют в тени судьбы многих представителей социально уязвимых слоёв населения, порождают у них чувство неуверенности, тревоги, незащищенности. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, значительная часть пожилых людей обнаруживает «привыкание» к своему обособленному положению в обществе, что имеет негативные последствия для самих пожилых людей, и для их социального окружения.

Вложенные файлы: 1 файл

социальная работа с пожилыми людьми.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

3.  Обоснована необходимость реализации инновационных методов работы с пожилыми людьми (разработанных в Томской области) и других областях России.

Проанализировав существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей, в первой главе, мы сможем определить, какие социальные услуги включает в себя социальное обслуживание и как происходит их реализация, какие принципы являются ключевыми.

Во второй главе внимание обращается на современное состояние социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Выявив особенности этого состояния, мы сможем отметить динамику их развития, выявить может ли существующая сеть таких учреждений в полной мере удовлетворить потребности пожилых людей. На примере Томской области исследование данного вопроса позволит выявить достоинства и недостатки существующей системы социального обслуживания пожилых людей.

Рассмотрев опыт работы Центра социальной поддержки населения Томской области, мы сможем оценить концептуальную модель социальной поддержки пожилых людей, примененную в областной практике, обозначить перспективные направления и обосновать необходимость реализации инновационных методов работы с пожилыми людьми в других областях России.

Работа состоит из оглавления, введения, реферата, 3 – х глав, заключения, библиографии, 4 – х приложений. Общий объём работы составляет 81 страница.

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

В данной главе рассматривается структура социального обслуживания в России. Это исследование позволит мне, как автору выпускной работы проанализировать существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей.

1.1.  Социальное обслуживание пожилых людей

Система социальной защиты населения России находится в стадии становления и развития.

Органы социальной работы развиваются в неразрывной связи с экономическими и социальными процессами, происходящими в обществе и оказывают влияние на социальное самочувствие членов общества.

Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых людей и старых людей:

- социальная помощь (представление  старым людям льгот и преимуществ);

- социальное обслуживание;

- организация пенсионного  обеспечения.

В России, как и в других странах мира, социальная деятельность призвана обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей. Она должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста» и приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы-предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Социальные услуги-действия по оказанию клиента социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[5]

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической помощи; натуральных видов помощи; организация досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания не зависимо от форм собственности. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается, при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается.

На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органами исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения данного субъекта РФ. Дальнейшее развитие социального обслуживания требует применения более универсального подхода к трактовке интересов старшего поколения, рассматривать его в общем контексте обеспечения социального благополучия населения России. Социальные услуги оказываются гражданам в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалида, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное).[6]

Реализация социального обслуживания пожилых и старых людей происходит через учреждения социального обслуживания различной формы стационарной, нестационарной, полустационарной.

1.2.  Стационарные, нестационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания

В настоящее время в России численность граждан пожилого возраста составляет 30,5 млн. человек или 20,7 процента от общей численности населения. Наблюдается устойчивый рост доли лиц пенсионного возраста, который сохранится и на ближайшую перспективу. За последние сорок лет численность пожилых людей возросла в 2,2 раза (при росте всего населения в 1,25 раза).[7]

Старение населения происходит одновременно с процессом общего снижения уровня жизни. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора, два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поэтому бесспорным остаётся преимущественное развитие сети учреждений нестационарного и полустационарного типа. Благодаря чему многие сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию пожилые люди получили доступ к основным социальным услугам, а также возможность на независимое существование в привычной для них среде жизнеобитания.

К учреждениям с нестационарной и полустационарной формой социального обслуживания относятся центры социального обслуживания, которые являются ведущими по предоставлению социальной помощи на муниципальном уровне.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей осуществляется через отделение центров:

- социальной помощи на  дому;

- специализированное отделение  помощи на дому;

- отделение срочной помощи;

- отделение дневного пребывания;

- служба «Телефон доверия»;

- отделение натуральной  помощи и услуг;

Социальное обслуживание может быть постоянным или временным, в зависимости от желания подопечного. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным, в зависимости от доходов пенсионеров.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянном или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

Полустационарными учреждениями нового типа являются геронтологические центры, где при однородном возрастном составе, сходстве потребностей и интересов обслуживающих лиц легче создать комфортную среду жизнедеятельности, поддержать благоприятную психологическую атмосферу, обеспечить пожилых людей медицинской помощью и уходом.

В настоящее время в 10 геронтологических и геронтопсихологических центрах (отделениях) обслуживаются 2,1 тыс. человек. Численность центров социального обслуживания в стране составляет 1744, более трети центров являются комплексными, предоставляющими разнообразные услуги различным категориям населения. В прогнозном периоде ожидается, что сеть центров социального обслуживания будет возрастать ежегодно не менее чем на 50 единиц.

Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные учреждения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.[8]

Анализ работы учреждений социального обслуживания

показывает, что в 931 центре имеются полустационарные отделения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.

Социальная поддержка пожилых людей в трудных жизненных ситуациях осуществляется через 1954 отделений срочной социальной помощи.

Самым распространённым остаётся социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому, которые через 12654 отделения пользуются более 1,2 млн. человек. В целом на каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживание охвачено примерно 291 человек. [9]

Социально – медицинское обслуживание на дому через 1009 специализированных отделений ежегодно получают около 60 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов, при этом доля его в общей массе надомных услуг превысила 9% и из года в год увеличивается.

Очевидно, что необходимо продолжать развитие сети нестационарных учреждений как более экономических и приближенных к реальным нуждам пожилых, когда каждый имеет возможность выбирать для себя оптимальный вариант социального обслуживания.

Рассмотрим подробнее деятельность отдельных центров социального обслуживания.

Отделение социальной помощи на дому впервые было организованно в 1987 году и сразу же получило широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время – это один из основных видов социального обслуживания, главной целью которого – максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основные социальные услуги, указываемые на дому:

- организация питания  и доставка продуктов на дом;

- помощь в приобретении  медикаментов, промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении  медицинской помощи, сопровождение  в медицинское учреждение, поликлинику, больницу;

- поддержка условий проживания  в соответствии с гигиеническими  требованиями;

- организация различных  социально – бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи; содействие в обеспечении топливом и т. д.);

- помощь в формировании  документов, в том числе для  установления опеки и попечительства;

- помещение в стационарные  учреждения социального обслуживания;

- содействие в организации  ритуальных услуг и погребении  одиноких умерших;

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 граждан пожилого возраста, проживающих в городской местности и не менее 60граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально – бытового благоустройства. [10]

Специализированное отделение социальной помощи на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально – бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи, в надомных условиях, гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и страдающими заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание отделением социальной помощи на дому.

Социально – бытовые услуги пожилым людям оказывают социальные работники, а медицинские услуги – медицинские сёстры.

Должность социального работника водится из расчёта обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов, проживающим в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально – бытовых удобств, и 10 граждан, проживающих в городе.

Отделения выполняют следующие задачи:

- выявление и учёт совместно с органами и учреждениями здравоохранения граждан, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;

- оказание пенсионерам  квалифицированного ухода, социально  – бытовой и доврачебной медицинской  помощи на дому;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;

- оказание психологической  помощи обслуживаемым лицам и  членам их семей;

- обучение родственников  практическим навыкам общего  ухода за больными;

Социально – бытовая помощь, оказываемая специальным отделением помощи на дому, в основном такая же, как и помощь, которую оказывает отделение помощи на дому. К дополнительным услугам относятся:

- кормление ослабленных  пенсионеров;

- оказание санитарно –  гигиенической помощи обслуживаемым  лицам;

- смена нательного и  постельного белья;

- проведение медицинских  процедур и т.д. [11]

Служба срочной социальной помощи предназначена для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штаб срочной социальной помощи вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а так же психолога и юриста.

Служба социальной срочной помощи оказывает следующие социальные услуги:

- разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным  горячим питанием или продуктовыми  наборами;

- предоставление одежды, обуви и других предметов первой  необходимости;

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми