Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:36, контрольная работа
Актуальность темы исследования - проблема социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации особенно актуальна в настоящее время, так как социально - экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России. Рыночные отношения, утверждая логику конкурентной борьбы, оставляют в тени судьбы многих представителей социально уязвимых слоёв населения, порождают у них чувство неуверенности, тревоги, незащищенности. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, значительная часть пожилых людей обнаруживает «привыкание» к своему обособленному положению в обществе, что имеет негативные последствия для самих пожилых людей, и для их социального окружения.
флюорография
психиатр
фтизиатр
инфекционист.
Достоверность и объективность получаемых справок подтверждается Гл. врачом поликлинике. В случае если престарелые не в состоянии посетить лечебное учреждение, пройти флюорографию врач – фтизиатр даёт направление сдать на анализ мокроту. Социальные работники мокроту в баночке доставляют в Туберкулёзный диспансер.
В настоящее время подопечные отделений социальной помощи на дому имеют медицинские справки по сроку действия (бессрочные, временные).
На каждого обслуживаемого пенсионера имеется акт обследования граждан за подписью социального работника, заведующего отделением, председателя уличного комитета (домкома), председателя Совета ветеранов.
На основании вышеперечисленных документов, решения комиссии по постановки и снятия с учёта (состав комиссии: Председатель комиссии – зам. Директора, секретарь комиссии, члены комиссии: зав. отделения) руководитель Центра в недельный срок принимает решение о зачислении на обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чём сообщается заявителю.
Работа отделений надомного обслуживания не ограничивается только доставкой продуктов питания социальными работниками. Их часто можно видеть на предприятиях: не мешает лишний раз напомнить, об обещании отремонтировать пенсионерам квартиру, материально поддержать, или же оказать другого вида помощь. К сожалению, в иных коллективах сегодня быстро забывают тех, кто ушёл на заслуженный отдых, отдав предприятию не один год, без преувеличения, самоотверженного труда. Специалисты – частые гости поликлиник (надо выяснить, в каких лекарствах нуждается старый человек), в организациях по ремонту бытовой техники. Если подопечные не в силах решить, какие – то свои проблемы (задержка пенсии, получение паспорта для сына - инвалида и т.д.), вновь «на выручку» приходят работники отделений надомного обслуживания.
В октябре 2003 г. в ЦСПН по отдельным Томским областям была организована работа клубов общения. Цель открытия – дать возможность одиноким людям общаться, поднимая настроение и тонус жизни, находить интересный круг собеседников и приятелей, почувствовать себя молодым.
За годы работы отделения социальной помощи на дому не зарегистрировано официальных жалоб на социальных работников, хотя работать «психологически» очень сложно.
Вся работа по обслуживанию престарелых построена грамотно, в соответствии с нормативными документами, что позволяет отслеживать в полном объёме количество нуждающихся в данных социальных услугах, на каждый конкретный период времени.
В апреле 2007 года социальные работники отделений социальной помощи на дому прошли обучение по программе «Основы ухода за престарелыми».
Обучение проводилось специалистом Областного Комитета Красного Креста в два этапа по 42 – х часовой программе:
50% - оплата средствами Центра
50% - оплата социальными работниками.[26]
Казалось бы, всё хорошо и замечательно, Центр социального обслуживания выполняет свои функции, оказывает социальную поддержку пожилых людей. Но, а каждодневным однотипным подходом к каждому клиенту, за стандартным выполнением услуг часто теряется сам человек. Говоря это, я имею в виду и «запущенность» как клиента, так и социального работника. Сложился определённый стереотипный подход к обслуживанию на дому. Один социальный работник и 10 – 15 постоянных клиентов. Идёт стандартный подбор услуг: доставка продуктов, лекарств, уборка в квартире. Социальному работнику некогда перевести дух, а клиент видит 3 раза в неделю только одно, и тоже лицо и так из года в год. Проявляется дефицит общения, пожилой человек становится зависимым от одного конкретного человека.[27]
Бывают в практике случаи, когда социальные работники пользуются этим. Горько признавать, но, как и в каждой работе здесь есть свои издержки и проблемы. Также отношение и социальных работников. Кто – то может сформировать себе участок, где наименьшее количество клиентов нуждаются в гарантированном перечне услуг, и дополнительном и он их будет посещать только для того, чтобы отметить свой приход, а кто – с утра до вечера на другом участке работает изо всех сил.
В большей степени идёт «сгорание» социального работника. Он тоже нуждается в психологической поддержке. К тому же остаётся реальным факт несоответствия между уровнем нуждаемости и имеющимися ресурсами организации социального обслуживания.
Одним из сдерживающих факторов является низкий статус и недостоверный уровень оплаты труда социальных работников. Также остаётся реальным факт слабого взаимодействия структур здравоохранения, социальной защиты и неправительственных организаций, отсутствие межведомственного подхода в работе с пожилыми людьми и соответствующего координируемого органа. Стереотипным во многих ЦСОН остаётся недостаточная разработанность нормативной базы (норм, стандартов, положений). Отсутствует непрерывная система обучения кадров социальных работников и многоуровневой системы повышения квалификации.
Перечисленные недоработки объяснить тем, что социальным службам приходится развиваться очень быстро в ответ на стремительные перемены в экономике и социальной жизни. Кроме того, не хватает ресурсов для адекватного реагирования на перемены.
Трудно представить себе в деталях, каким станет положение лиц старшего поколения за пределами нынешнего столетия. Оно будет, зависит от воздействия множества факторов экономического, политического, социального, духовно – нравственного и иного порядка. Многие проблемы пожилого населения, которые уже дают о себе знать, могут резко обостриться.
Многочисленность и малообеспеченность россиян пожилого возраста, несовершенство нормативной базы, защищающей всю совокупность их прав, экономические факторы лимитируют объёмы оказания социальной помощи пожилому населению. Вместе с тем, мы имеем все основания констатировать безусловный рост внимания к пожилому гражданину в соответствии с принятыми в гражданском обществе представлениями о правах человека. Сказанное в полной мере относится к сфере социального обслуживания как важной составляющей системы социальной защиты.
Социальная деятельность должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, приближению социальной политики и социальных программ к нуждам стареющего населения. Обеспечение её эффективности требует применения более универсального подхода к трактовке интересов лиц старшего поколения в современных условиях, так как социальная защита на уровне достойности может изменить к лучшему качество и уклад жизни наших пожилых соотечественников.
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ТОМСКОГОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ
В данной главе я ставлю перед собой задачу оценить концептуальную модель социальной поддержки пожилых людей, применённую в областной практике и выделить перспективные направления в вопросе социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3.1. Проблемы старшего поколения в Томской области
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою собственную, совершенно особенную жизнь, внести свой вклад в социальное развитие, воспитать детей. На закате жизни многим людям требуется помощь государства и общества, которые при этом должны руководствоваться идеями соблюдения прав человека, солидарности поколений и использовать активную роль социальный работы в современном мире.
Несмотря на то, что Томская область испытывает всевозможные трудности, именно в этом регионе ещё в начале прошлого десятилетия начались реформы в социальной сфере, здесь была создана система социального обслуживания и заложены основы ухода на дому за наиболее уязвимыми категориями граждан, и всё это благодаря усилиям и преданности делу люди – специалистов в своей области. В 2006 году успешно завершился проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в Томской области».
Этот инновационный по своей сути проект знаменует качественный уровень взаимодействия между всеми его участниками: Российско – Европейским фондом, администрацией Томской области и г. Томска, учреждениями социального обслуживания пожилых людей, высшими учебными заведениями и общественными объединениями.
В процессе реализации проекта в областях была рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и пертом успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому.
Предоставляемые услуги теперь больше соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
В течение трёх лет сделаны конкретные, основанные на проверенных инновационных социальных технологиях, шаги по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях. Полученные в ходе проекта результаты в полной мере отвечают ожиданиям, способствуют формированию уверенности населения в качестве предоставляемых социальных услуг и успешно применяются в практической деятельности по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста, которые являются одним из приоритетных направлений в современной социальной защите населения России.
Социальная политика регулирует, прежде всего, отношения власти с народом. В её основе лежат ответственность государства за благосостояние населения, его социальную защиту, за обеспечение социального мира в обществе. Эти направления и стали основными составляющими социальной политики Томской области. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего возраста состоит из комплекса мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно – пропагандического и кадрового характера и направлена на обеспечение достойного образа жизни пожилых людей, условий для их активного долголетия, участия в жизни общества.
Томская область, сосредоточила на своёй территории 40 процентов промышленно – производственных фондов и более 20 процентов населения Западно – Сибирского региона. При этих показателях Томская область относится к числу плотно заселённых и высоко урбанизированных регионов России.
Более 63 процентов общей численности населения Томской области приходится на пенсионеров, инвалидов и детей.
На начало 2008 года в Томской области доля пожилых людей (женщин в возрасте 55 лет, мужчин – старше 60 лет) составила 19,9 процента общего населения Томской области (показатель по России – 20,7 процента), в том числе:
До 75 лет – 83,7 процента;
От 75 до 90 лет – 15,5 процента;
Старше 90 лет – 0,8 процента (4,5 тыс. человек);
Перешагнувших 100 – летний возрастной рубеж – 61 человек, из них – четверо мужчин
Средняя продолжительность жизни жителей Томской области составляет 63 года: у мужчин – 57 лет (т.е. ниже пенсионного возраста), у женщин – 69 лет. Таким образом, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 12 лет. Среди пожилых граждан всего 32 процента мужчин.[28]
Пожилым людям присущи специфические проблемы:
- рост невостребованности в семье и обществе;
- утрата привычного социального статуса;
- неконкурентноспособность на рынке труда;
- неустойчивое материальное положение;
- ухудшение состояния здоровья;
- снижение способности к самообслуживанию.
На фоне структурных изменений, связанных с преобразованием общества и влияющих на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым особенно трудно адаптироваться в динамично изменяющихся экономических условиях, данной категории населения требуется помощь с учётом сложности проблем, многообразия их потребностей и запросов.
Показатели заболеваемости и смертности в пожилом и старческом возрасте выше, чем в других возрастных группах. Ежегодно умирает более 30 тыс. представителей старшего поколения Томской области, причём этот показатель выше у мужчин (что характерно для всей России). Следствие этого – значительное число одиноких пожилых людей как отличительная черта современной демографической ситуации.
Процесс старения населения выдвигает насущные проблемы, актуальность и долговременный характер которых обусловливает настоящую необходимость пересмотра социальной политики в отношении пожилых людей, привлечения дополнительных инвестиций в отдельные отрасли экономики, перераспределения трудовых ресурсов для обеспечения обслуживания пожилых граждан, постоянной координации действий в сфере социальной политики и практики.
В 90 – х годах двадцатого века, в условиях тяжелейшего экономического кризиса, спада материального производства, дефицита ресурсов жизнеобеспечения, социальная политика в регионе играла роль политического амортизатора, поддерживая ветеранов, инвалидов, сирот, работников бюджетной сферы, всех жителей Томской области, вселяя надежду на то, что граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не будут оставлены на произвол судьбы.[29]
За 10 – 12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полустационарных условиях, удалось открыть:
- 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;
- 330 отделений социального обслуживания на дому;
- 28 отделений дневного пребывания;
- 26 отделений социально – медицинского обслуживания;
- 41 социальный приют временного пребывания;
Социально – реабилитационное отделение;
- 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жильё на 265 человек);
- 17 социальных магазинов
и 8 социальных столовых при
Сегодня Томская область – область ожившего индустриального производства, предпринимательства, развитой науки. Создана система эффективной социальной, защиты населения, возникла практически новая отрасль – многопрофильная и многофункциональная региональная сеть учреждений социального обслуживания населения, отвечающая, среди прочего, потребностям различных групп пожилых людей и инвалидов.