Социальная работа с семьями военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом соц работа с семьями военнослужащих доработка.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Андриевская, С. В. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / С. В. Андриевская. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 240 с.
  2. Ахмадеев, A.A., Ширяева, A.A. Социальная адаптация в контексте семьи: социально философский анализ / А.А. Ахмадеев, А.А. Ширяева. – Башк. гос. ун-т. Уфа,2001. – 102с.
  3. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. –2010. – №7. – С.32-38.
  4. Бурова, С.Н. Условия жизни семьи как фактор ее благополучия / С.Н. Бурова// Социология. –2010. –№ 2. – С. 85-99.
  5. Василькова, Ю. В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика /Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2001. –172с.
  6. Ваткевич, В.Ю. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом / В.Ю. Ваткевич// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – № 10. – С. 22-27
  7. Вдовин, В.И. Социальная защита военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. [Текст] /В.И.Вдовин.– М.: Пенсия, 1998. – № 7.
  8. Волошина, И.А., Жидунова, Л.Г. Психологическая поддержка военнослужащих / И.А. Волошина, Л.Г. Жидунова. – М., 2001. –143с.
  9. Гарченок, И.Е. Семья - это дом, объединяющий людей / И.Е. Гарченок// Сацыяльна-педагагiчная работа. –2006. –№ 5. – С. 47-49.
  10. Гатвинский, А.Н. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас // А. Н. Гатвинский, Е. В. Слабнина. – Поволжский межрегиональный учебный центр. Саратов, 2000. – С.34-36.
  11. Герасимов, А.В., Лоза, Г.Г. Социальная защищенность военнослужащего / А.В. Герасимов, Г.Г. Лоза. – М., 2001. –231с.
  12. Грюнвальд, Б.Б., Макаби, Г.В. Консультирование семьи. Практическое руководство / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. – М.: Когито Центр, 2004. – 289 с.
  13. Гущин, А. Право социального обеспечения и социальная защита: соотношение понятий и систем / А. Гущин// Юстыцыя Беларусi. – 2011. – № 10. – С. 42-45.
  14. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 623 с.
  15. Дудченко, О.Н, Мытыль, А. В. Потребности семей разных типов в социльной защите / О.Н. Дудченко, А.В. Мытыль // Семья в России. — 2005. – № 2. –  С. 81—101.
  16. Иванов, В.Н. Социальные технологии: Курс лекций/ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. – 432 с.
  17. Закон РБ от 4 января 2010 г. № 100-З «О статусе военнослужащих»
  18. Закон РБ 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании»
  19. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: Учеб. Пособие для студ.  высш.         учеб. заведений. [Текст] / И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС. – 2002. –240 с.
  20. Каминская, Н.И. Работа социального педагога с семьей, основанная на принципах сотрудничества и взаимодействия /Н.И. Каминская// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 1. – С. 24-28.
  21. Капышева, Т.И. Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска /Т.И. Капышева// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 12. – С. 13-19.
  22. Коренюгина, Е.Н. Модели сотрудничества социально-психологической службы с семьей / Е.Н. Коренюгина// Сацыяльна-педагагiчная работа- 2007. – № 10. – С. 39-42
  23. Коровников, А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование / А.В. Коровников.  – М., 2003. –271с.
  24. Коротяева, О. А. Профессиональное самоопределение жён военнослужащих в период радикальных социально-экономических реформ / О.А. Коротяева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2010.  –№2. – С.23-26.
  25. Кондратюк, Л. И. Гарантии и компенсации, установленные законодательством гражданам за исполнение воинских обязанностей / Л. И. Кондратюк // Главный бухгалтер. Зарплата. — 2012.
  26. Красовская, Н. Н. Организация социальной защиты населения Республики Беларусь: системный подход : автореф. дис. / Н. Н. Красовская. — Мн.: БГУ, 2003. — 20 с.
  27. Куликов, В.С., Роик, В.А. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. [Текст]  /В.С. Куликов, В.А. Роик //  РЭЖ. – 2005. — №1. – 3-17с.
  28. Лабкович, В. В. Государственная система мер поддержки семей, воспитывающих детей /В. В. Лабкович // Охрана труда и социальная защита. – 2012. – № 9. — С. 89-92.
  29. Мартынова, В.В. Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей// Сацыяльна-педагагiчная работа.- 2006.- № 1.- С. 45-52.
  30. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. –331с.
  31. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост.М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.
  32. Николаевский, В.В. Система социальной защиты: тенденции развития, принципы, цели и задачи функционирования / В.В. Николаевский// Социальная защита. – №1. – 2007. – С.5-8.
  33. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под. общ.ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. – 344с.
  34. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь./Ф.А.Фурманов и др. – Минск: В.И.З.А.ГРУПП,2010. –156 с. 
  35. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ П.Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра М, 2003. –395с.
  36. Певень, Л. В., Шишканов, А.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих / Л.В. Певень, А.И. Шишканов // Социологические исследования. – 2002. – № 5. –С. 14-18.
  37. Певень, Л. В., Шишканов, А.И. Социальная защита военнослужащих — у критической черты / Л.В. Певень, А.И. Шишканов //Правозащитник. –2002. –№ 4. – С.34-38.
  38. Райгородский, Д. Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2002. – 752с.
  39. Социальная работа: учебное пособие /под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2010. – 511с.
  40. Социальная работа и педагогика: словарь-справочник /под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. – 427с.
  41. Токинова, С. И. Новые формы социального обслуживания населения / С. И. Токинова // Социальная работа. – 2012. – № 4. – С. 21—23.
  42. Технология социальной работы / Е.И. Холостова.  – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с. 
  43. Туринцева, Е.А. Семья в условиях закрытой социальной системы (на примере семей военнослужащих) / Е.А. Туринцева. — Lambert Academic Publishing, 2010. — 168 с.
  44. Туринцева, Е.А. Семья военнослужащего: исторический аспект / Е.А. Туринцева // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: сб. науч. тр. — Иркутск: Изд - во БГУЭП, 2006. – С. 155 - 158.
  45. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь»
  46. Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников»
  47. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. [Текст]/ М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2001. – 432с.
  48. Фирсов, М.В.Социальная работа/ М.В.Фирсов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2003. – 401с.
  49. Федорова, Т. Н. Государственная адресная социальная помощь / Т. Н. Федорова // Охрана труда и социальная защита. – 2011. – № 10. – С. 90-92.
  50. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 2002.

 

 

Приложения

Приложение А

Тест «Кинетический рисунок семьи»

Предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. 

Методики «Рисунка семьи» (Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик, для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Методики основаны на анализе и интерпретации рисунков семьи, как правило, применяются при обследовании детей. Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии».

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». 
Выполнение.

Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши. 
В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее.

Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Кто нарисован на  рисунке?

2. Что делает каждый  член семьи?

3. Где они находятся?

4. Им весело или скучно?

5. Кто из них самый счастливый и почему?

6. Кто самый несчастный, почему?

 

Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных я негативных отношений в семье: 
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой? 
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора  дом (вырезаешь бумажное платье  для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что  ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там  пожить? 
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация. 
1. Анализ структуры рисунка.

1) Сравнение состава нарисованной  семьи с реальной:

а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.

б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.

в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей может свидетельствовать о:

— неких травматических переживаниях по поводу семьи; 
— о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната); 
— об аутизме;

— о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности; 
— а также, отсутствии контакта между психологом и ребенком. 
2) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок» дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.

3) Если ребенок не рисует  себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства  общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает: 
— если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;

— если величина рисунка маленькая я «совокупности с негативным эмоциональным фоном это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций. 

— вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:

— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же

возраста (брат, сестра);

— потребность быть в обществе других людей;

— желание занять родительскую охраняющее–руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);

— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;

— кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности. 
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий. 
а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.

б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:

— разобщенность членов семьи на рисунке;

— большое расстояние между ними;

— помещение между ними различных предметов или стены, например, отец —

газета, мать — плита или гладильная доска. 

Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье. 

Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества. 

Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни. 

Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.

3. Последовательность и особенности рисования членов семьи. 
а) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детадизированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его. 
б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

в) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом — сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. 
4. Символика рисунка:

а) Грязь (сваленные в кучу грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.

б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.

в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.

г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности. 
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться. 

е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка). 

ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.

з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:  
1) благоприятная семейная ситуация;  
2) тревожность;  
3) конфликтность в семье;  
4) чувство неполноценности;  
5) враждебность в семейной ситуации.

Таблица П. А.1 – симтомокомплексы кинетического рисунка семьи

 

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная  
семейная  
ситуация

1. Общая деятельность  всех членов семьи  
2. Преобладание людей на рисунке  
3. Изображение всех членов семьи  
4. Отсутствие изолированных членов семьи  
5. Отсутствие штриховки  
6. Хорошее качество линии  
7. Отсутствие показателей враждебности  
8. Адекватное распределение людей на листе  
9. Подчеркивание отдельных деталей

0,2 
0,1 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1 
0,1

2. Тревожность

1. Штриховка  
2. Линия основания - пол  
3. Линия над рисунком  
4. Линия с сильным нажимом  
5. Стирание  
6. Преувеличенное внимание к деталям  
7. Преобладание вещей  
8. Двойные или прерывистые линии  
9. Подчеркивание отдельных деталей  
10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3 
0,1 
0,1 
0,1 
0,1; 2 
0,1 
0,1 
0,1 
0,1

3. Конфликтность  
в семье

1. Барьеры между фигурами  
2. Стирание отдельных фигур  
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур  
4. Выделение отдельных фигур  
5. Изоляция отдельных фигур  
6. Неадекватная величина отдельных фигур  
7. Несоответствие вербального описания и рисунка  
8. Преобладание вещей  
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи  
10. Член семьи, стоящий за спиной  
11. Другие возможные признаки

0,2 
0,1; 2 
0,2 
0,2 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1

4. Чувство 
неполноценности 
в семейной 
ситуации

1. Автор рисунка непропорционально  маленький  
2. Расположение фигур на нижней части листа  
3. Линия слабая, прерывистая  
4. Изоляция автора от других  
5. Маленькие фигуры  
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора  
7. Отсутствие автора  
8. Автор стоит спиной  
9. Другие возможные признаки

0,2 
0,2 
0,1 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1

5. Враждебность 
в семейной  
ситуации

1. Одна фигура на другом  листе или на другой стороне  листа  
2. Агрессивная позиция фигуры  
3. Зачеркнутая фигура  
4. Деформированная фигура  
5. Обратный профиль  
6. Руки раскинуты в стороны  
7. Пальцы длинные, подчеркнутые  
8. Другие возможные признаки

0,2 
0,1 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,1

Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих