Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;
- изучить специфику социальной работы с «трудными» детьми в условиях отделения социальной помощи семье и детям.
Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков
1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3
2
Причины возникновения девиации среди подростков
Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23
Заключение
28
Список использованных источников
Недостатки семейного воспитания исправлять должна школа. К сожалению, эти недостатки иногда ущемляются педагогическим формализмом ряда учителей, прибегающих к педагогике запретов – нельзя бегать, нельзя шуметь и т.п. Упрощенно понимаемый порядок лишает подростков свободной ориентации, возможности непринужденной и активной деятельности.
Отношение некоторых педагогов с трудными подростками характеризуется стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Если взрослый видит в трудном ребенке только отрицательные черты и качества, не умеет, а подчас и не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и другие формы протеста.
Конфликтные отношения с педагогами усугубляются тем, что трудные подростки, как правило, не дружат и с товарищами по классу часто потому, что из-за второгодничества они уже в 4-5 классах фактически оказываются вне коллектива своих сверстников.
Таблица 1. Распределение обязанностей для работы с трудными подростками
Направление деятельности |
Ответственные лица |
1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости |
Учителя-предметники (после 1-го урока), социальный педагог |
2. Установление причины неявки ученика на занятия:
|
Классный руководитель |
3. Индивидуальная работа
с ребенком по выявлению
|
Психолог |
4. Организация деятельности по решению проблем ребенка:
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования Социальный педагог, классный руководитель |
5. Отслеживание результатов работы:
|
Согласно функциональным обязанностям:
|
На таблице 1 показано распределение обязанностей работ коллектива образовательной школы с трудными детьми.
Подводя итоги второй главы,можно сказать что, объяснить трудному подростку что хорошо, что плохо крайне сложно. И поэтому с ним нужно чаше проводить поучительные беседы как с родителями так и со специалистами, к этим детям нужен своеобразный подход.
2.3 Организация помощи "трудным" детям
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
Таблица 2. Особенности педагогического подхода к детям
К благополучным детям |
К трудным детям |
1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. |
Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить |
2.Создавать такую обстановку
ученья, общения, труда, в которой
каждый ученик чувствовал бы
себя личностью, ощущал бы |
предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте |
3.Исключить принуждение,
а также всякое выделение |
предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его |
4. атмосферу "успеха",
помогать детям учиться " |
Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного |
5.Учить школьника видеть
личность как в самом себе,
так и в каждом из окружающих;
развивать сознание в |
Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям |
На таблице 2 показано какое отношение необходимо к разным типам детей,это трудным детям и благополучным детям.
Изучение "трудных" учащихся
предполагает исследовательскую деятельность
воспитателя. Изучаются нравственные
ориентиры личности, воспитательный
потенциал семьи и коллектива,
выявляются ошибки в постановке задач,
выборе методов и форм воспитания.
Определяются причины трудновоспитуемости,
воспитательные возможности среды
и способы перевоспитания, включения
самого подростка в процесс
Диагностическая карта "трудного"
1. Выявление "трудных"
школьников с 1 по XI класс, составление
карточек на каждого из них
с учетом: фамилии, имени, года
рождения, класса, здоровья, учебы, поведения,
общественной активности, состава
семьи, педагогической
2. Проведение анкеты "Выявление
трудновоспитуемых детей в
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов,
способностей и
В младшем школьном возрасте
проявляются следствия
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным
особенностям школьников воспитательные
воздействия вызывают у них сопротивление,
накапливается отрицательный
Необходимо подчеркивать
взрослость подростка, его ответственность
за себя и свою деятельность, учить
различать истинную и ложную красоту
человека, воспитывать невосприимчивость
к отрицательному поступку, формировать
коллективизм и предупреждать эгоистичность,
формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно
важно правильно подобрать
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
2. Постоянное отслеживание
пробелов в знаниях, умениях
и навыках "трудных" учащихся.
Определение системы дополни
тельных занятий, помощи и
3. Забота об укреплении
положения детей в классном
коллективе, организация помощи "трудным"
в выполнении общественных
4. Формирование положительной
Я-концепции. Создание
5. Оказание педагогической
помощи родителям "трудного
школьника. Учить их понимать
ребенка, опираться на его
Организация медицинской помощи:
1. Проведение систематического
диспансерного осмотра
2. Оказание помощи
3. Предупреждение привычек
к курению, влечению к
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи:
1. Изучение психологического
своеобразия "трудных"
2. Выявление проблем семейного
воспитания: неотреагированность чувств
и переживаний родителями, неосознанная
проекция личностных проблем
на детей, непонимание,
3. Психологическое
4. Индивидуальные беседы
с "трудными" детьми с целью
помочь им совершать более
осмысленные поступки, подняться
над своими переживаниями,
5. Коррекция положительного
воспитательного воздействия
Свободное время - умение разумно
и интересно, с пользой для
себя и окружающих проводить свой
досуг - острая проблема "трудных"
детей. С одной стороны, досуговая
деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,
добровольностью видов и форм
деятельности, широкими возможностями
для самодеятельности, неформальным
характером отношений. Количество свободного
времени у "трудного" вырастает
в неделю приблизительно до 50 часов,
а в день - до 8 часов. С другой стороны,
наблюдается неумение "трудного"
рационально использовать свое свободное
время, неразвитость у него умений и
навыков досуговой
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками