Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8

1
Понятие и функции семьи
8

§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13

§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22

§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22


2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26

3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Зотова ВКР12.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

32. Харчев  А.Г. Социология воспитания. О некоторых  актуальных социальных проблемах  воспитания личности. - М., 1990.

33. Шульга  Т.И., Спаниярд X., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. - М, 2000.

34. Шульга  Т.И. Работа с неблагополучной  семьей. Учебное пособие -М: Дрофа, 2005.

35. Шептенко  Г.А., Воронина Г.А.. Методика и  технология работы социального  педагога. М.., 2001.

36. Щепаньский Я.Н. Адаптация детей. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

«Счастье-это жить и воспитываться в семье» (программа психолого-педагогической поддержки семей)

Цели:

• Оказание помощи в решении трудностей, возникающих между родителями и детьми, а также трудностей, связанных со школьной дезадаптацией;

• Консультирование родителей по вопросам эффективного общения с детьми, отработка навыков общения с ребенком на языке «принятия»;

• Повышение психологической грамотности родителей в вопросах обучения, развития и воспитания подрастающего поколения;

• Организация взаимодействия с образовательными учреждениями по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

Направления работы психолога:

1 .Диагностическое:

- наблюдение;

-беседа;

-компьютерное  тестирование;

-тестирование.

2. Коррекционное:

- тренинги;

- индивидуальные  занятия;

- ролевые  игры.

3. Просветительское:

- лекции;

- семинары;

- консультации. Правила общения с ребенком:

• Разговаривайте друг с другом;

• Вслушивайтесь. Ваш ребенок хочет, чтобы его выслушали;

• Рассказывайте ему о себе;

»      Умейте поставить себя на его место;

• Будьте рядом;

• Будьте последовательны и тверды; »      Старайтесь все делать вместе;

• Дружите с его друзьями;

• Помните, что каждый ребенок особенный; »      Будьте для него примером.

В программу входит:

1. Серия  тренингов:

- пойми  своего ребенка;

- формула  школьного счастья;

- властолюбивый  ребенок;

- помоги  ребенку стать уверенным человеком;

- как  сделать ребенка счастливым.

2. Семинары:

- семья  как главный фактор формирования  личности ребенка;

- авторитет  родителей;

- причины  и решения семейных конфликтов;

- приемы  активного слушания.

3. Лекции:

- готовность  детей к обучению в школе;

- особенности  подросткового возраста;

- половое  воспитание подростков;

- мастерство  родителей в отношениях с детьми  старшего школьного возраста;

4. Ролевые  игры:

- планирование  бюджета молодой семьи; -воспитание  подростка в семье.

«Семейный витамин»

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

 

Программа

Цели:

Объединение семей для общения в значимой деятельности на основе общих интересов;

Организация культурного досуга;

Оказание помощи для творческой и социальной реализации; Приобретение дополнительных знаний о здоровом образе жизни. Задачи:

Налаживание позитивного климата общения детей друг с другом, улучшение взаимоотношений между детьми и родителями, между самими родителями и между семьями;

Формирование общественного мнения о ценностях семьи, повышение престижа семейной жизни,

Расширение круга общения, приобретение навыков межличностного общения;

Представление и защита интересов семьи в различных органах власти,

Оказание социально-психологической поддержки семьям;

Приобщение к здоровому образу жизни, развитие совершенствование

навыков здорового образа жизни;

Развитие творческих способностей подростков и молодежи, Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Ориентация на активную жизненную позицию и развитие личной

инициативы.

Направления деятельности клуба! Спортивно - оздоровительное: Спортивные соревнования, эстафеты, игры; Туризм;

Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Культурно - досуговое: Посещение театра, музея, выставок;

Организация собственных семейных конкурсов и выставок.

Образовательно - просветительское! Лекции, тренинги; Консультации;

Занятия,   направленные   на   повышение психолого-педагогической, правовой и медицинской грамотности семейных отношений. Основные функции клуба: Коммуникативная; Оздоровительная; Воспитательная;

Организационная. Содержание работы клуба:

Основным содержанием работы Клуба являются любые мероприятия, виды деятельности, направленные на изучение и применение навыков

здорового образа жизни.

Сферами деятельности Клуба могут являться разные мероприятия и виды деятельности (встречи, походы, лекции, выставки и т.д.), способствующие достижению цели и выполнению задач Семейного клуба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Опросник определения эмоциональных отношение (Т.Лири) Определение уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине)

Используются следующие вопросы: 1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем) денежные проблемы твоей семьи отношения с родителями отношения между родителями отношения со сверстниками конфликты с педагогами трудности усвоения школьной программы здоровье близких людей чем заняться в свободное время личная жизнь

что-либо другое (что именно)

2. Какую  работу ты хотел бы иметь  в будущем? (выбери пять главных  качеств)

с высокой оплатой

с гарантией от безработицы

престижную

не вредную для здоровья

связанную с разъездами, новыми впечатлениями требующую личной предприимчивости, изобретательности нужную стране, людям связанную с общением с детьми связанную с общением с животными другую (какую именно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Вся необходимая документация по работе с несовершеннолетними собирается в кары индивидуальной работы, обрабатывается и хранится в отделении.

В индивидуальные карты входит:

1) Информация о ребенке

- ходатайство о постановке на  учет

2) Информация о родителях:

- место жительства;

- место работы;

- статус семьи.

3) план реабилитационных мероприятий.

4) Пояснительная записка – составляется  объективно, грамотно, без лишних  эмоциональных излияний и выводов.

5) материал по проделанной работе (ходатайство, заявление, обращения, акты)

План реабилитационных мероприятий.

состоит из группы мероприятий, направленных на решение выявленной или заявленной проблемы:

  1. (блок) Работа со школой:

Посещение школы, работа с социальной службой, сбор документов:

- характеристика на ребенка;

- информация о том, какие меры  уже принимались, по решению выявленной  проблемы; как реагировали члены  семьи на проводимую работу  – выясняется из беседы с  социальным педагогом и классным руководителем, освещается в пояснительной записке.

2) (блок) Работа с семьей:

Посещение семьи:

- акт ЖБУ;

- беседы с членами семьи, соседями (выяснение проблемной ситуации);

- предложение о помощи (информация  о Центре, заявление на социально  – экономическую помощь или отказ от предложенной помощи);

- копия свидетельства о рождении.

Вся полученная информация освещается в пояснительной записке.

  1. (блок) Работа с инспекцией ОППН

- информация о том, какие меры  уже принимались, по решению выявленной  проблемы; (выясняется из беседы с инспектором ОППН, освещается в пояснительной записке).

Собранный необходимый материал (минимальный набор: акт ЖБУ, ходатайство о постановке на учет (если такое имеется), пояснительная записка, план первичных мероприятий) – передается на «совет» заведующих отделениями, где и осуществляется планирование мероприятий по решению выявленной проблемы в семье. В плане расписываются мероприятия психолого-педагогического и социально – экономического характера.

«Совет заведующих отделениями» - собирается один раз в неделю (еженедельно).

Профмероприятия:

Раз в неделю совместная работа всех заведующих отделениями (совет).

  1. Консультации специалиста.
  2. Ходатайство и обращение в учреждения и организации (здравоохранения, ГУО, КДН).

На заседаниях совета составляется протокол:

- Дата.

- Присутствующие.

- Количество карт рассмотрено.

- Список фамилий.

Направление по отделениям (по – фамильно, срок исполнения).

Профмероприятия.

Специалисты ОСП – ведут первичный прием, обратившихся в учреждение, проводят обследования ЖБУ, участвуют в социальном патронаже семей, состоящих на учете в Центре; принимают активное участие в обеспечении ресурсной базы для оказания адресной помощи; организуют работу комиссии по распределению адресной помощи; принимают участие в подготовке праздничных мероприятий (пригласительные билеты, организация посещаемости и пр.).

Специалисты КО – МО проводят – социальный патронаж семей, участвуют в рейдах с инспекторами ПДН и опеки; ведут совместную работу с соц. службой школ, инспекторами ПДН и опеки; принимают участие в организации и проведении досуговых мероприятий.

- ведут кружковую работу; консультируют  по вопросам социальной психологии  и педагогики; обеспечивают методические  освещение встреч и семинаров (информация о теме профилактической  беседы, сроки, цикличность); несут ответственность за содержание материала; разработку тематики; бесед, диалогов, тренингов, сценариев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №5

 

ПРИЗНАКИ     ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ     СЕМЬИ.

 

 

 

К общим признакам дисфункциональной семьи можно отнести

 

«правило 3-х не…»:

 

  • НЕ ДОВЕРЯЙ НИКОМУ: социальному работнику, учителям, соседям и т.п.
  • НЕ ЧУВСТВУЙ, т.е. эмоции и чувства вообще запрещены; не задумывайся о последствиях, не переживай  (что будет, то будет…);
  • НЕ ГОВОРИ, т.е. никогда и никому нельзя говорить, что происходит в семье.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков