Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, дипломная работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
32. Харчев
А.Г. Социология воспитания. О некоторых
актуальных социальных
33. Шульга Т.И., Спаниярд X., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. - М, 2000.
34. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. Учебное пособие -М: Дрофа, 2005.
35. Шептенко Г.А., Воронина Г.А.. Методика и технология работы социального педагога. М.., 2001.
36. Щепаньский Я.Н. Адаптация детей. - М., 1997.
«Счастье-это жить и воспитываться в семье» (программа психолого-педагогической поддержки семей)
Цели:
• Оказание помощи в решении трудностей, возникающих между родителями и детьми, а также трудностей, связанных со школьной дезадаптацией;
• Консультирование родителей по вопросам эффективного общения с детьми, отработка навыков общения с ребенком на языке «принятия»;
• Повышение психологической грамотности родителей в вопросах обучения, развития и воспитания подрастающего поколения;
• Организация взаимодействия с образовательными учреждениями по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
Направления работы психолога:
1 .Диагностическое:
- наблюдение;
-беседа;
-компьютерное тестирование;
-тестирование.
2. Коррекционное:
- тренинги;
- индивидуальные занятия;
- ролевые игры.
3. Просветительское:
- лекции;
- семинары;
- консультации. Правила общения с ребенком:
• Разговаривайте друг с другом;
• Вслушивайтесь. Ваш ребенок хочет, чтобы его выслушали;
• Рассказывайте ему о себе;
» Умейте поставить себя на его место;
• Будьте рядом;
• Будьте последовательны и тверды; » Старайтесь все делать вместе;
• Дружите с его друзьями;
• Помните, что каждый ребенок особенный; » Будьте для него примером.
В программу входит:
1. Серия тренингов:
- пойми своего ребенка;
- формула школьного счастья;
- властолюбивый ребенок;
- помоги ребенку стать уверенным человеком;
- как сделать ребенка счастливым.
2. Семинары:
- семья
как главный фактор
- авторитет родителей;
- причины и решения семейных конфликтов;
- приемы активного слушания.
3. Лекции:
- готовность детей к обучению в школе;
- особенности подросткового возраста;
- половое воспитание подростков;
- мастерство
родителей в отношениях с
4. Ролевые игры:
- планирование бюджета молодой семьи; -воспитание подростка в семье.
«Семейный витамин»
Программа
Цели:
Объединение семей для общения в значимой деятельности на основе общих интересов;
Организация культурного досуга;
Оказание помощи для творческой и социальной реализации; Приобретение дополнительных знаний о здоровом образе жизни. Задачи:
Налаживание позитивного климата общения детей друг с другом, улучшение взаимоотношений между детьми и родителями, между самими родителями и между семьями;
Формирование общественного мнения о ценностях семьи, повышение престижа семейной жизни,
Расширение круга общения, приобретение навыков межличностного общения;
Представление и защита интересов семьи в различных органах власти,
Оказание социально-психологической поддержки семьям;
Приобщение к здоровому образу жизни, развитие совершенствование
навыков здорового образа жизни;
Развитие творческих способностей подростков и молодежи, Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Ориентация на активную жизненную позицию и развитие личной
инициативы.
Направления деятельности клуба! Спортивно - оздоровительное: Спортивные соревнования, эстафеты, игры; Туризм;
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Культурно - досуговое: Посещение театра, музея, выставок;
Организация собственных семейных конкурсов и выставок.
Образовательно - просветительское! Лекции, тренинги; Консультации;
Занятия, направленные на повышение психолого-педагогической, правовой и медицинской грамотности семейных отношений. Основные функции клуба: Коммуникативная; Оздоровительная; Воспитательная;
Организационная. Содержание работы клуба:
Основным содержанием работы Клуба являются любые мероприятия, виды деятельности, направленные на изучение и применение навыков
здорового образа жизни.
Сферами деятельности Клуба могут являться разные мероприятия и виды деятельности (встречи, походы, лекции, выставки и т.д.), способствующие достижению цели и выполнению задач Семейного клуба.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Опросник определения эмоциональных отношение (Т.Лири) Определение уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине)
Используются следующие вопросы: 1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем) денежные проблемы твоей семьи отношения с родителями отношения между родителями отношения со сверстниками конфликты с педагогами трудности усвоения школьной программы здоровье близких людей чем заняться в свободное время личная жизнь
что-либо другое (что именно)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
с высокой оплатой
с гарантией от безработицы
престижную
не вредную для здоровья
связанную с разъездами, новыми впечатлениями требующую личной предприимчивости, изобретательности нужную стране, людям связанную с общением с детьми связанную с общением с животными другую (какую именно)
Вся необходимая документация по работе с несовершеннолетними собирается в кары индивидуальной работы, обрабатывается и хранится в отделении.
В индивидуальные карты входит:
1) Информация о ребенке
- ходатайство о постановке на учет
2) Информация о родителях:
- место жительства;
- место работы;
- статус семьи.
3) план реабилитационных
4) Пояснительная записка –
5) материал по проделанной работе (ходатайство, заявление, обращения, акты)
План реабилитационных мероприятий.
состоит из группы мероприятий, направленных на решение выявленной или заявленной проблемы:
Посещение школы, работа с социальной службой, сбор документов:
- характеристика на ребенка;
- информация о том, какие меры
уже принимались, по решению выявленной
проблемы; как реагировали члены
семьи на проводимую работу
– выясняется из беседы с
социальным педагогом и классны
2) (блок) Работа с семьей:
Посещение семьи:
- акт ЖБУ;
- беседы с членами семьи, соседями
(выяснение проблемной
- предложение о помощи (информация о Центре, заявление на социально – экономическую помощь или отказ от предложенной помощи);
- копия свидетельства о
Вся полученная информация освещается в пояснительной записке.
- информация о том, какие меры уже принимались, по решению выявленной проблемы; (выясняется из беседы с инспектором ОППН, освещается в пояснительной записке).
Собранный необходимый материал (минимальный набор: акт ЖБУ, ходатайство о постановке на учет (если такое имеется), пояснительная записка, план первичных мероприятий) – передается на «совет» заведующих отделениями, где и осуществляется планирование мероприятий по решению выявленной проблемы в семье. В плане расписываются мероприятия психолого-педагогического и социально – экономического характера.
«Совет заведующих отделениями» - собирается один раз в неделю (еженедельно).
Профмероприятия:
Раз в неделю совместная работа всех заведующих отделениями (совет).
На заседаниях совета составляется протокол:
- Дата.
- Присутствующие.
- Количество карт рассмотрено.
- Список фамилий.
Направление по отделениям (по – фамильно, срок исполнения).
Профмероприятия.
Специалисты ОСП – ведут первичный прием, обратившихся в учреждение, проводят обследования ЖБУ, участвуют в социальном патронаже семей, состоящих на учете в Центре; принимают активное участие в обеспечении ресурсной базы для оказания адресной помощи; организуют работу комиссии по распределению адресной помощи; принимают участие в подготовке праздничных мероприятий (пригласительные билеты, организация посещаемости и пр.).
Специалисты КО – МО проводят – социальный патронаж семей, участвуют в рейдах с инспекторами ПДН и опеки; ведут совместную работу с соц. службой школ, инспекторами ПДН и опеки; принимают участие в организации и проведении досуговых мероприятий.
- ведут кружковую работу; консультируют
по вопросам социальной
ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ.
К общим признакам дисфункциональной семьи можно отнести
«правило 3-х не…»:
Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков