Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:54, реферат
Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания — можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальная роль
4. Социализация личности
Заключение
Список использованной литературы
Немецкий ученый Юрген Хабермас полагает, что процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть», давая возможность другой «части» критически оценить элементы социальной среды, которые мешают личности самоутверждаться. Таким образом, здесь возможна ненасильственная социализация, где учитываются, прежде всего, условия индивидуальной жизни.
Понятие «культурная социализация» зародилось в западной культурантропологии, прежде всего в ее этнопсихологическом направлении («культура и личность»). Одной из отправных точек здесь можно считать работу Рут Фултон Бенедикт «Модели культуры» (1935), в которой исследовательница отошла от фрейдистской концепции анализа культуры, представляемой через индивидуальную психологию и психопатологию, и применила социологические методы исследования взаимосвязи личности и культуры.
Ральф Линтон внес вклад в развитие представления о культурной социализации в работе «Изучение человека» (1936), где культура (как «внешняя», доступная наблюдению, так и «внутренняя», включающая культурные установки, эмоции, ценности) понята как совокупность форм поведения, общих для большинства членов общества и усваиваемых в процессе социализации.
Особенно значимой оказалась разработка Линтоном теории статусов (предписанных от рождения или достигнутых личностью) как места в социальной структуре и ролей — «динамического аспекта статусов» («актуальных», т. е. фактически исполняемых в соответствии со статусом, и «идеальных», т. е культурных образцов для статусов). Концепция «базисных типов личности», разработанная Р. Линтоном вместе с Абрамом Кардинером и затем расширенная через введение более частного понятия «статусная личность», также стала основанием для выработки представления о культурной социализации.
Клайд Клакхон подробно изучил на этническом материале культурную социализацию, понимаемую им как стандартизацию поведения и жизненных установок («Дети Людей: навахский индивид и его развитие», совм. с Д. Лейтон, 1943).
С точки зрения культурантропологии, одним из основателей которой является учитель Р. Бенедикт и М. Мид, Ф. Боас, социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Этот процесс получил название окультуривания, наравне с ним в антропологии применяются такие названия как инкультурация, культурное обусловливание. В настоящее время используется еще одно понятие - культурной трансмиссии, представляющей механизм, с помощью которого группа «передает себя по наследству» своим новым членам.
Проведено много исследований, целью которых было выявление различий в процессе социализации индивида через сравнение двух и более культур.
Известный американский этнопсихолог М. Мид изучала особенности социализации в традиционных культурах. Собранные ею материалы позволили сделать заключение о ведущей роли социокультурных факторов в психологическом развитии детей. Социализация понимается М. Мид как процесс «инкультурации», передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Данный подход предполагает автоматический перенос культурных воздействий на ребенка, который пассивно впитывает все влияния общества, среди которых особое значение имеют культурные традиции общества, принципы обучения и воспитания детей, а также доминирующий стиль общения в семье.
М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития. Они указали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому (в частности, переходы от детства к отрочеству и зрелости). Также в сферу их интересов входило исследование способов влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений индивида. М. Мид считала, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». (4, с.141)
Методы социализации (в частности, воспитание) исследовал австрийский культурантрополог И. Эйбл-Эйбесфельд, изучая родительско-детские отношения в некоторых племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи. Американский исследователь Р. Ронер на основе анализа более 100 культур предпринял попытку объяснения процессов социализации через теорию родительского принятия-отвержения.
В 50-е годы американские культурантропологи супруги Б. и Дж. Уайтинг провели исследование особенностей социализации, сравнив 6 культур. Они выявили влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. «В простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, а функциональным является развитие коллективистических качеств личности. А в сложных культурах с множеством различных ролей и иерархической структурой, более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, готовя детей к роли взрослых, родители воспитывают в них дух соревновательности и стремление к достижениям».
Однако, несмотря на большой вклад в исследование социализации ученых-антропологов, следует отметить, что в целом процесс социализации в рамках культурантропологии рассматривается как автоматический, благодаря которому индивид воспринимает культуру по мере своего развития (т.е. является ее пассивным потребителем).
Заключение
Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия - человек, индивид, личность. Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное.
Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности.
Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения.
Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я».
Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Социализация – процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.
Иначе говоря, возникает необходимость изучать не отдельное проявление личности, но комплекс этих проявлений, особенностей различных систем влияний и взаимовлияний. Основой такого изучения должна стать целостная социально-психологическая теория личности, включающая методологию исследования, принципы, на основе которых были бы возможны анализ, интерпретация и обобщение конкретных эмпирических данных. В этом случае теоретическая концепция выступает своего рода системой отсчета, системой счисления, говоря образно, для любого конкретного изучения личности или группы.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
1 Социальная психология: Хрестоматия / Сост.Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 2009.
2 Социальная психология: Хрестоматия / Сост.Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 2009.
3 Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2007. – с. 142
4 Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2009. – с. 151
5 Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: АСТ. – 2006. – с. 121- 138
6 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб: - Питер. – 2007. - с. 174
7 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология. – М.: Юрайт. – 2011. – с. 92
8 Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов . — М.: Норма, 2007. – с. 371
9 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб: - Питер. – 2007. - с. 228-230
10 Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – с. 417-428
11 Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов . — М.: Норма, 2007. – с. 384
12 Морено Дж.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2007. – с. 144 - 162
13 Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Изд-во «Феникс».- 2007. – с. 159