Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность: Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговые учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста". Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Нами выбрана проблема - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ………………6
1.1 Особенности пожилого возраста…………………………………….6
1.2 Социальный статус человека в старости……………………………10
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………13
2.1 Функции и принципы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста…………………………..…………………………13
2.2 Специфика организации досуга и свободного времени пожилых людей……………………………………………………………………..………15
2.3 Анализ организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста на примере Городского Центра народной культуры "Приморье"……………………………………………………………………….19
Глава 3. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ЗАБОТА" НА 2012 - 2016 ГОДЫ"…………………………………………….……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...………...…..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….………………42
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ………………6
1.1 Особенности пожилого возраста…………………………………….6
1.2 Социальный статус человека в старости……………………………10
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………13
2.1 Функции
и принципы социально-культурной деятельности
с людьми пожилого возраста…………………………..…………………………
2.2 Специфика
организации досуга и свободного времени
пожилых людей…………………………………………………………………
2.3 Анализ
организации культурно-досуговой
деятельности людей пожилого возраста
на примере Городского Центра
народной культуры "Приморье"……………………………………………………
Глава 3. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ЗАБОТА" НА 2012 - 2016 ГОДЫ"…………………………………………….……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...………...….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….………………42
Актуальность: Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговые учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста". Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Нами выбрана проблема - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми.
Целью данной курсовой работы является изучение форм и методов организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста.
Объектом исследования являются лица пожилого возраста.
Предметом исследования в данной работе является изучение технологии культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста на примере Городского Центра народной культуры "Приморье".
Гипотеза исследования: Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи:
1. Изучить социальные проблемы пожилых людей;
2. Рассмотреть теоретические основы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста.
3. Изучить специфику организации культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста.
Для достижения цели и задач необходимо было изучить
- монографический - анализ специальной литературы;
- системный анализ - обобщение
теоретического и
Методологической и теоретической основой является научный подход к теории и практике культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева). В работах Беляевой А.А., Кузьмичевой Л.Н., Пыхтина С., Суховой Л.С. освещены общие проблемы и проанализирован практический опыт адаптации и реабилитации пожилых людей, а так же рассмотрены различные аспекты досуга этой категории граждан. Исследования вышеназванных авторов имеют большое значение в совершенствовании теории и методики культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста.
Теоретическая и практическая значимость
состоит в применении технологи
База исследования: исследование
проводилось в городе Спасск-Дальний,
Приморского края, в частности на примере
Городского Центра народной культуры "Приморье", руководст
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
При написании курсовой работы для изучения и анализа был использован паке
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Особенности пожилого возраста
Для более глубокого понимания и осмысления проблемы, ее сути и содержания, вначале необходимо определить понятие "социально-культурная деятельность".
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность является производной от понятий "культурная деятельность", "социальная работа", "социальная педагогика", в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе, в качестве его субъектов.
Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Многие виды досуговой деятельности заведомо предполагают коллективные действия (техническое творчество, спортивные игры, жанры художественной самодеятельности и др.). Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области досуга, ориентированная на различные возрастные категории. [1,с.191]
Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста, проявляются инволюционные (инволюция (от лат. Involution - свертывание) - процесс обратного развития, уменьшения, упрощения какого-либо органа или организма) признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье - доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми. [14,с.154]
Точное хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая устойчивость. Например, постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
С позиции молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращенности в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.
Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создает свой стереотип пожилого человека.
Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.
Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, "нахлебника", а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент. [13,с.240]
В современном обществе наиболее распространен негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью.
Какова же роль личности в процессах формирования психосоциального статуса пожилого человека? Каково ее влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?
Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, все же, при этом, остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются.
Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку "вписаться" в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) регрессия - возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме "детского" требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;
б) бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;
в) добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г) стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д) попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания. [12, с 175]
В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.
Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несет в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности.
1.2 Социальный статус человека в старости
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 годом их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза. [5,с.11, 280]
В России к группе пожилого возраста относят людей после 50-десяти лет. На практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Законом "О пенсионном обеспечении в РСФСР" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше. [11, с 115]
Информация о работе Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста