Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы суицида молодежи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить факторы, ведущие к суицидальному поведению молодежи.
Выявить уровень склонности к суицидальному поведению среди молодежи.
Проанализировать результаты эксперимента и наметить пути снижения склонности к суицидальному поведению молодежи.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы суицидального поведения молодежи
1.1 Самоубийства: определение, терминология
8
1.2 Теории суицидального поведения
13
1.3 Причины, условия и мотивы суицида молодежи
24
1.4 Факторы суицидального поведения молодежи
30
Глава 2. Практическое исследование суицидальных намерений молодежи
2.1 Организация и условия проведения практического исследования
46
2.2 Результаты эксперимента
49
2.3 Выводы и рекомендации
52
Заключение
65
Список использованной литературы
67
Приложения
Семейные факторы. Чтобы понять суицидентов, нужно исследовать их семью. Часто она характеризуется деструктивностью и хаосом отношений. В ней отражаются эмоциональные нарушения ее членов. От характера семейного окружения зависит, проявится ли их потенциал саморазрушения в виде реальных бедствий.
Члены семьи могут испытывать гнев и раздражение. Чтобы отреагировать их, они выбирают, порой бессознательно, одного из близких объектом коллективной агрессии. Ставший «козлом отпущения», к сожалению, не знает, как правильно поступить в этой ситуации, как преодолеть недоброжелательность и постоять за себя. Если, в конце концов, он решится покончить с собой, то тем самым проявит враждебность, которая скрыта в поведении других членов семьи. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Эти коллизии обычно вызывают интенсивную тревогу и другие эмоциональные проявления. Бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. Чаще всего выбирается наиболее ранимый член семьи, не умеющий возразить или отстоять свое мнение.
Два обстоятельства в семье считаются имеющими наибольшие отношение к последующей аутоагрессии: ранние утраты и дисгармоническое воспитание (хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье приводит к возникновению отрицательных образов родителей).
Эмоциональные нарушения являются одним из основных показателей возможности суицида.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии, которая может не осознаваться. Она может быть признаком кризисного состояния или его синдромом, а также самостоятельным психическим расстройством. Она часто начинается постепенно, появляются тревога и уныние. Потом замечается подавленность, печаль и «хандра». Будущее становится тусклым, появляется уверенность, что его нельзя изменить. Часто возникают мысли о заболевании раком или иным неизлечимым (например, психическим) заболеванием.
Перед суицидом приходят мысли о смерти. Становятся обузой даже простые обязанности: «Я и мыслить не могу ясно». Вялость, усталость и отсутствие жизненной энергии мешают принимать самые простые решения.
Признаком депрессии может быть снижение сексуальной активности. Больные жалуются на бесплодие или импотенцию, интимные связи не доставляют им удовольствия. За этими жалобами, как правило, выявляется депрессивное настроение и, более того, суицидальные тенденции. С другой стороны, сохранная сексуальная функция, если она является частью позитивных семейных взаимоотношений, может быть защитой от саморазрушающего поведения.
Достоверно установлено, что депрессия повышает риск как суицидальных попыток, так и завершенных самоубийств. В последней группе, как показывают исследования, ею страдают 50—80% суицидентов. Среди многих признаков депрессии выделяют шесть основных, провоцирующих самоубийство уже в течение первого года после ее начала: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие. В дальнейшем безнадежность, суицидальные мысли и наличие аутоагрессивных эпизодов в прошлом поддерживают или даже усугубляют эту предрасположенность.
Психические заболевания
Алкоголизм. Наряду с другими формами аддикции он рассматривается как вариант саморазрушающего поведения человека. Не случайно его связь с самоубийствами более чем очевидна. Уровень суицидов среди больных алкоголизмом очень высок: среди тех, кто кончает с собой, по различным данным, 18—30% злоупотребляли спиртными напитками, 15—25% больных алкоголизмом в итоге сводят концы с жизнью. Однако, алкоголизм не определяет целиком суицидальный риск. При этом заболевании жизнь является хаотической, наполненной личными драмами, оно негативно влияет на работу, социальные связи и физическое здоровье, очень частыми являются различные утраты. Самоубийства чаще всего характерны для больных зрелого возраста и пожилых. В это время появляется ряд утрат, связанных с болезнью: распад семьи, серьезные сложности на работе, явная утрата здоровья. Непосредственная связь алкоголизма и аутоагресии проявляется в следующем:
— алкоголизм как форма саморазрушающего поведения мотивируется желанием избежать жизненных проблем, кажущихся невыносимыми;
— депрессия, являющаяся фактором риска суицида, очень характерна для алкоголизма и бывает причинно связана с ним;
— большинство социально-
— употребление больших количеств алкоголя, характерное для развернутой стадии болезни, усугубляет риск фатального исхода суицидальной попытки.
Наркомания. Прием психоактивных веществ также связан с повышенным риском аутоагресии, чаще всего с суицидными попытками. Большие дозы наркотических препаратов могут быть использованы для достижения состояния (эйфории), в котором суицидные попытки легко реализовать. Самой высокой их частота является у лиц моложе 30 лет.
Шизофрения. От 5 до 10 % тех, у кого была диагностирована шизофрения, кончают с собой. Риск совершения самоубийств связан с характером ее течения и преобладающими признаками. Больные с бредовыми идеями или галлюцинациями наиболее подвержены риску. Если они к тому же являются безработными мужчинами в возрасте до 30 лет с депрессивной окраской переживаний, то суицидальный риск становится максимальным. Чаще всего до начала заболевания они уже имеют опыт аутоагрессии и ранние утраты в детстве. При оказании им помощи следует учитывать, что суицидальные тенденции чаще возникают не во время обострения, а когда заболевание затухает и возникает светлый промежуток (ремиссия). Тогда здоровая часть личности реагирует на болезнь безнадежностью, пониманием своей неадекватности, трагическим осознанием того, что большинство ожиданий никогда не исполняются.
Имитация суицидального поведения. Существует немало свидетельств о заразительности и имитациях самоубийств, например, проявляющихся во влиянии средств массовой информации на частоту последующих суицидов.
В современной суицидологии под имитацией понимают процесс, при котором одно самоубийство становится подражательной моделью для другого. Имитацией объясняется заразительность аутоагрессии, если один суицид облегчает возникновение последующего. Способ передачи известий об аутоагресии может быть прямым (от человека к человеку) и косвенным. Вспышки суицидов среди близких друзей являются аналогом первого способа. Самоубийство знаменитости косвенно, посредством СМИ, влияет на миллионы людей.
Историей и научными исследованиями доказано, что заразительность чаще повышает частоту самоубийств на некоторой небольшой территории в ограниченный промежуток времени.
Несмотря на противоречивые данные, прослеживаются две основные тенденции влияния СМИ: (а) чем больше они освещают реальные суициды, тем чаще возникают имитационные последствия, и (б) описания вымышленных самоубийств (в романах, «мыльных операх») скорее отрицательно влияют на имитацию. Кроме того, прослеживается так называемая «суицидальная волна», затухающая со временем, но периодически дающая всплески.
Механизм суицидальной заразительности основан на том, что человек формирует свое поведение, обучаясь и наблюдая за моделями. Ее сущность состоит в быстром распространении аутоагрессивного настроения или поведения на группу людей. Заразительность зависит от: (а) мотивации следовать этой форме поведения; (б) знания, каким образом ее реализовать; (в) наблюдения за ней, и (г) реализации модельного поступка. Имитационные суициды или информация о них влияют на мотивацию, обеспечивая человека моделью поведения, снижающей внутренние запреты на самоубийство. Естественно, что СМИ обеспечивают знаниями о том, как можно совершить суицид. Для имитации имеет значение, как, когда и где в СМИ подается информация (фактор сенсационности), кто покончил с собой, время подачи, характер иллюстраций, популярность СМИ и т.д.
Глава 2. Практическое исследование суицидальных намерений молодежи
2.1 Организация и условия
проведения практического
Для решения задач дипломного исследования нами был проведено практическое исследование суицидальных намерений молодежи. В качестве экспериментальной базы были определены студенты высших учебных заведений города Набережные Челны Республики Татарстан: Набережночелнинский государственный педагогический институт (НГПИ), Камский государственный институт физической культуры (КГИФК), Институт управления (ИУ). В исследование приняло участие 60 студентов в возрасте от 18 до 22 лет по 20 студентов из разных вузов. Данная группа студентов составила основную группу в исследовании. Поскольку нашей гипотезой было предположение о том, что уровень суицида выше среди молодежи, которая не имеет определенной цели в жизни: не работает и не учится. Поэтому, для решения вопросов, связанных с нашей гипотезой, была определена контрольная группа из числа неучащейся молодежи в количестве 20 человек этого же возраста. Из них 32 женщины и 28 мужчин. Исследование проводилось с января 2008 г. по март 2008 г.
Диагностический этап эксперимента был
осуществлен с помощью следующи
Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Является авторской (П.И. Юнацкевич) разработкой.
Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией «да», если ответ положительный, и «нет», если ответ отрицательный.
Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением. Использование данных вопросов и утверждений позволяет при проведении обследования выявлять круг лиц, имеющих склонности к суицидным реакциям, и формировать из них группу риска.
Ключи приведены в таблицах 1, 2.
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться.
«Ключ» Склонность к суицидным реакциям
«Да» (+) |
«Нет» (-) |
1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 14, 15, 16, 19, 22, 24, 28, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 43, 44, |
4, 6, 8, 10, 17, 20, 26, 27, 30, 32, 45 |
«Ключ» шкалы «лжи» (L)
«Да» (+) |
«Нет» (-) |
11, 12, 18, 21, 23, 25, 29, 34, 39 |
42 |
Подсчитывается количество совпадений ответов с «ключом».
Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (40):
где N – количество совпадающих с “ключом” ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне склонности к суицидальным реакциям, близкие к нулю – о низком уровне (таблица 3).
Таблица 3
Шкала оценок склонности к суицидным реакциям (Sr)
Уровень оценки Sr |
Уровень проявления |
Оценка |
0,01-0,23 |
Низкий |
5 |
0,24-0,38 |
Ниже среднего |
4 |
0,39-0,59 |
Средний |
3 |
0,60-0,74 |
Выше среднего |
2 |
0,75-1,00 |
Высокий |
1 |
У обследуемых, получивших оценку «4», может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
Для обследуемых, получивших оценку «3», «потенциал» склонности к суицидным реакциям не отличается высокой устойчивостью.
Обследуемый, получившие оценку «2», отнесены к группе суицидного риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Они могут при испытывании затруднений в военно-профессиональной адаптации совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.
Обследуемые, получившие оценку «1», обладают
очень высоким уровнем проявлен
Опросник изучения уровня депрессии (А.Веска)
Опросник представляет собой шкалу,
построенную по принципу самоотчета.
Она состоит из 13 субшкал, (содержащих
группы стандартизированных
Самооценки; представлений о временной перспективе, представлений о ситуации. Данные полученные с помощью опросника, позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности о когнитивной организации личности в целом.
0-4 – отсутствие депрессии
5-8 – слабая депрессия
9-12 – средняя депрессия
13 и выше – сильная депрессия
выявление склонности к суицидальным реакциям среди молодежи позволило нам получить следующие результаты (рис.1)
Рис.1 Средние арифметические значения склонности к суицидальным реакциям среди молодежи основной и контрольной групп
Как представлено на рис.1, в контрольной группе ниже среднее арифметическое значение (2,1 балла), чем в основной группе (НГПИ -3,0; КГИФК – 3,2; ИУ – 3,1 баллов). Тем самым с помощью этого исследования на основании средних значений групп, можно говорить о различии между основной и контрольной группами по склонности к суицидальным реакциям.
Поскольку обнаруживаются различия между основной и контрольной группой, то произведем проверку достоверности этих различий по t-критерию Стьюдента по формуле:
t= - где и - средние значения в выборках -ошибки средних величин, рассчитываемая по формуле ,
где б – стандартное отклонение,
Информация о работе Социально-психологические факторы суицида среди молодежи