Социально психологические особенности молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.
Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
ГлаваI. Молодежь и молодежные субкультуры……………………………………7
1.1 Молодёжь как социально-психологическая групп…………………….……..7
1.2 Молодёжная субкультура………………………………………….……..……11
1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи…………………………………...……….15
ГлаваII. Молодежные организации и молодежные проблемы…………………20
2.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок…………………..20
2.1.1 Функции молодёжных организаций…………………………………..27
2.1.2 Влияние неформальных организаций на личность подростка………28
2.1.3 Особенности психологии неформальности……………………………29
Глава Ш. Наркотики и подростковая субкультура………………………………31
3.1 Наркотики и подростковая субкультура……………………………………...31
3.2 Современные молодежные наркотические субкультуры……………………36
3.2.1 "Гопники"………………………………………………………………….37
3.2.2”Неформалы”………………………………………………………………38
3.2.3Другие субкультуры……..………………………………………..………39
Глава IV Пути решение проблемы………………………………………………...42
4.1. Социальная служба в решении молодёжных проблем…………………..….42
4.2 Структура и задачи социальной работы для молодёжи……………………...44
Заключение………………………………………………………………………….48
Библиографический список………………………………………………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_na_temu (1).docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под  молодежной  субкультурой  понимается  культура   определенного молодого  поколения,  обладающего  общностью  стиля  жизни,  поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен  субъективной "размытости",  неопределенности,  отчуждения  от  основных  нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у  немалого  числа  молодых  людей  отсутствует  четко  выраженная личностная   самоидентификация,   сильны   поведенческие    стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения  в  его экзистенциональном  преломлении  просматривается  как  в  отношении   к социуму,  так  и  в   межгенерационном   общении,   в   контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии,  безразличии к политической жизни общества, образно говоря,  в  позиции  "стороннего наблюдателя".  На  уровне   самоидентификации   проявление   каких-либо определенных  политических   установок   минимально.   Вместе   с   тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими  элитами  в  борьбе  за  власть. "Участие  в  политической   жизни"   в   шкале   ценностных   суждений, предложенных в ходе анкетного опроса среди учащихся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из  старшеклассников  (25,5%) готов  жить  для  других,  даже  если   придется   поступиться   своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает,  что "в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде". "Политикой" интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда  закономерно проистекают и  неопределенные  политические  позиции  старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения  (по самооценке), в то время как вдвое большее  число  либо  вообще  ими  не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно  29,5  и 37,1%) .

Существует  мнение,   что   аполитичность   молодежи   закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет,  а  активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться  с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной  жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса  социальная индифферентность  молодых  чревата   необратимыми   последствиями   для будущего страны. Не менее тревожно  и  то,  что  политизация  отдельных групп  молодежи  приобретает  черты   политического   и   национального экстремизма.

Противопоставление образа  "мы"  и  "они"  традиционна,  достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы  и  дети". Однако  сегодня  у  молодого  поколения  нередко  выливается  в  полное отрицание  всех  "папиных"  ценностей,  включая  историю   собственного государства.  Эта  позиция  особенно  уязвима,  если   иметь   в   виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия  в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша"  мода,  "наша"  музыка, "наше"   общение,   а   есть   -   "папино",    которое    предлагается институциональными  средствами  гуманитарной  социализации.   И   здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной  субкультуры  –  это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого  поколения  приобретает заметные  контркультурные   элементы:   досуг,   особенно   юношеством, воспринимается   как   основная   сфера   жизнедеятельности,    и    от удовлетворенности им зависит общая  удовлетворенность  жизнью  молодого человека.  Общее  образование  для  школьника  и  профессиональное  для студента как бы отходят на другой план перед реализацией  экономических ("зарабатывать деньги")  и  досуговых  ("интересно  провести  свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с  друзьями)  досуг  выполняет  в основном  рекреативную  функцию  (около  одной  трети  старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"),  в  то время  как  познавательная,  креативная  и  эвристическая  функции   не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так  и  народной, вытесняются    схематизированными    стереотипами-образцами    массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни"  в  его  примитивном  и  облегченном  воспроизведении.  Любимыми героями и в определенной степени образцами для  подражания  становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для  девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для  юношей).   Индивидуального  поведения молодых людей проявляются в таких  чертах  социального  поведения,  как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной  самореализации.  Потребительство  проявляется  как  в социокультурном,  так  и  в  эвристических  аспектах.   Эти   тенденция присутствует  в  культурной  самореализации  учащейся   молодежи,   что косвенно  обусловлено  и   самим   потоком   преобладающей   культурной информации  (ценности  массовой  культуры),   способствующей   фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех  или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд  "отверженных"),  а  также  с  престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках  неформальной группы проявляется от более мягкого в среде  студенческой  молодежи  до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные исследований показывают, что досуговая  самореализация  молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых  людей  воспринимается   как   анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются  приобщением  к  православию,  между  тем  как  народные традиции,  безусловно,  не  ограничиваются  одними  лишь   религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в  формировании  положительных  чувств  в  отношении  к  истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято  называть  “любовью  к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная  субкультура  есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности   (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации  сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.

 

1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство  взрослости как основные новообразования  молодёжи

 

Нравственные убеждения, нравственные идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи.

Характерные  черты  молодёжи – стремление   ко   всему   новому, необычному,  интерес  к  технике,  желание  быть  «на  ровной  ноге»  с взрослыми, стремление к активной деятельности.  Именно  в  подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,  уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех  сторон  его  жизни  и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, –  в  подростковом  возрасте  начинается  систематическое усвоение основ наук.  Это требует изменения  привычных  форм  работы  и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов  запоминания. Изменяется и отношение  к  окружающему:  подросток  уже  не  ребёнок  и требует иного к себе отношения.

Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как  показали  исследования,  идеалы  у  подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом  у молодого человека наблюдается заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается. Старшие подростки  начинают  предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности  наступает такой  момент,  когда  объектом  познания   становится   человек,   его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на  познание  и  оценку  морально-психологических  качеств  окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям  у  подростков  начинают формироваться и развиваться самосознание,  потребность  в  осознании  и оценке своих личностных качеств.

Формирование самосознания – один из важнейших моментов  в  развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания  накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой   деятельности,    на    формирование    его    отношения    к действительности. Потребность самосознания  возникает  из  потребностей жизни и деятельности.  Под  влиянием  растущих  требований  со  стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои  возможности, осознать, какие же особенности  его  личности  помогают  им,  наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

Большую роль  в  развитии  самосознания  молодого  человека  играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности,  развитие  его  самосознания,  общий  рост сознательного  отношения  к  действительности  приводит  к  качественно новому этапу в его  развитии.  У  подростка  появляется  и  приобретает довольно заметное значение стремление  к  самовоспитанию  –  стремление сознательно  воздействовать  на  себя,   формировать   такие   качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать  у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются  черты характера.  Одной  из  наиболее  характерных  особенностей   подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать  свою «взрослость». Молодой  человек  отстаивает  свои  взгляды  и  суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с  его  мнением.  Он   считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

Информация о работе Социально психологические особенности молодежных субкультур