Социально психологические особенности молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.
Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
ГлаваI. Молодежь и молодежные субкультуры……………………………………7
1.1 Молодёжь как социально-психологическая групп…………………….……..7
1.2 Молодёжная субкультура………………………………………….……..……11
1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи…………………………………...……….15
ГлаваII. Молодежные организации и молодежные проблемы…………………20
2.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок…………………..20
2.1.1 Функции молодёжных организаций…………………………………..27
2.1.2 Влияние неформальных организаций на личность подростка………28
2.1.3 Особенности психологии неформальности……………………………29
Глава Ш. Наркотики и подростковая субкультура………………………………31
3.1 Наркотики и подростковая субкультура……………………………………...31
3.2 Современные молодежные наркотические субкультуры……………………36
3.2.1 "Гопники"………………………………………………………………….37
3.2.2”Неформалы”………………………………………………………………38
3.2.3Другие субкультуры……..………………………………………..………39
Глава IV Пути решение проблемы………………………………………………...42
4.1. Социальная служба в решении молодёжных проблем…………………..….42
4.2 Структура и задачи социальной работы для молодёжи……………………...44
Заключение………………………………………………………………………….48
Библиографический список………………………………………………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_na_temu (1).docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

 

2.1.1 Функции молодёжных  организаций

 

Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон,  если  не коснуться  вопроса  о  том,  какие  функции  выполняют   самодеятельные объединения в развитии общества.

Прежде всего, сам слой  «неформальности»  как  не  зарегулированной общественной активности  никогда  не  исчезнут  с  горизонтов  развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани  иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром. Правильно оценивать состояние неформального движения  молодёжи  как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда  реальная  картина  современной,  как  и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся  не  только  по процентам выполнения производственных заданий,  но  и  потому,  сколько

детей  брошено  родителями,  сколько  лежит   в   больнице,   совершают правонарушений.

Именно в пространстве  неформального  общения  возможен  первичный, самостоятельный  выбор  подростком  своего  социального   окружения   и партнёра. А привитие культуры этого выбора  возможно  лишь  в  условиях терпимости  взрослых.  Нетерпимость,  склонность  к   разоблачениям   и морализаторство   примитивизируют   молодёжную    среду,    провоцируют подростков   к   протестным   реакциям,   часто   с   непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая   функция   молодёжного   движения   –   “стимулирование прорастания  социальной  ткани на окраинах  общественного  организма” . Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии  между местными, региональными,  поколенческими  и  т.п.  зонами  общественной жизни  и  её  центром   –   основными   социально-   экономическими   и политическими структурами.

 

2.1.2 Влияние неформальных  организаций на личность подростка

 

Многие из неформалов – люди весьма неординарные,  талантливые.  Они проводят на улице дни и ночи напролет, не  зная,  зачем.  Этих  молодых людей никто  не  организовывает,  не  заставляет  приезжать  сюда.  Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже  время  чем-  то  неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил,  часто  хочется  выть  по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что  бы  то ни  было  и  оттого  мучаются  собственной  ненужностью.   И,   пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами?

73% -  т.к.  деятельность  официальных  организаций  в  сфере  досуга неинтересна. 20%  –  т.к.  официальные  учреждения  не  помогают  в   их интересах. 7% - т.к. их увлечения  не одобряются обществом.

Принято   считать,  что  главное  для  подростков  в   неформальных группировках –  возможность  отдохнуть,  провести  свободное  время.  С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на  одном из  последних  мест  в  перечне  того,  что   привлекает   молодежь   в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более  7%.  Около  5% находят в неформальной среде возможность общаться с  близкими  себе по духу людьми. Для 11% самое главное  –  условия  для  развития  своих способностей, возникающие в неформальных группировках .

 

 

2.1.3 Особенности психологии  неформальности

Психология  неформальности  включает  в   себя   много   слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это  именно  стремление при отсутствии умения быть самим  собой.  Подросток   озабочен  поиском смысла «Я»,  отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни  –  настойчиво  увлекает  на путь поиска  чего-то  необычного.  А  определить  это  необычное  очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают –  вот он, тот самый сладкий плод.

Второе  слагаемое  психологии   неформальности   –   зарождение   и поддержание. Он начинает подрожать, даже  не  замечая,  что  постепенно обычным  становится  и  это  его  маскарад.  Зарождение  и  поддержание облегчают  задачу  выделение  из  окружающей  среды  -  ломать   голову приходится только первым.  Остальные  же,  как  послушное  стадо,  идут следом.

Третье слагаемое – стадный  инстинкт.  Групповым  он  кажется  лишь внешне.  Глубинно,  психологически  это  стадное  поведение.  И   пусть стремление  выделиться,  обрести  автономность  и  независимость  носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче  –  легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое  стремление к  выделению,  искажает  цель,  ради  которой  подросток  предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а  растворяет  подростка  в толпе себе подобных. Подавляющее большинство  неформальных  группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков  редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого  стада  и  одновременно  еще  одно слагаемое психологии данного типа –  наличие  конкурентов,  оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего  двора,  и  поклонники  иной  музыки,  и  просто взрослые.  Тут действуют все те же выделения и обособление, но  уже  не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром  взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный  протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов»  может  быть очень много. Поддержание образа врага  - одно из условий  существования подобных групп.

Психология неформальности  по  природе  своей  носит  двойственный, активно-реактивный  характер.  С   одной   стороны,   это   во   многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны,  мы  сами  же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия  направлялась  в  не  лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы  приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому  протесту  в  явно  негативных формах.

Еще  одна  особенность  –  завышение  притязания.  Это   то   самое «потребительство»,  которое  столь  часто  ставится  молодым  в   вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь  с  западной,  а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Наркотики и подростковая субкультура

3.1 Наркотики и подростковая  субкультура.

Молодежные субкультуры – феномен городской культуры западного типа. В нем отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды.

Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д.

Распространение наркотических средств и рост наркоманий являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние несколько лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры. Это с одной стороны приводит к резкому увеличению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны - отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Таким образом увеличение предложения на рынке сбыта наркотиков не приводит к снижению цены.

Следует отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи. Новый, модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования. Одним из атрибутов нового, модного наркотика обычно является его "безопасность", способность особым, необычным образом изменять сознание и сведения о его употреблении в референтных группах. Все это делает наркотик особенно привлекательным для групп подростков в периоде экспериментирования. Кстати, отметим, что все перечисленные атрибуты являются, безусловно, мистическими, однако их эмоциональная заряженность существенно снижает уровень критического отношения к ним. В сочетании с повышенной внушаемостью подростка атрибутивные свойства способны серьезно повлиять на его поведение. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное отношение к наркотикам. Но даже если это отношение искренне, оно всегда в своей основе амбивалентно, противоречиво и непоследовательно. Наркотик в сознании подростка спроецирован всегда в настоящее время и почти никогда не переносится в будущее. Интерес к употреблению наркотиков сочетается с опасениями и страхами за возможные последствия. В групповом поведении проявление страха подавляется либо волевым усилием, либо путем такого защитного механизма как рационализация. Амбивалентность в отношении к наркотикам в молодежной субкультуре проявляется в том, что сам наркотик может вызывать интерес, но отношение к наркотикам окрашено отрицательно. Последнее обстоятельство, скорее всего, свидетельствует о влиянии механизма вытеснения.

Основой амбивалентного отношения является расхождение между групповыми и индивидуальными представлениями о сущности наркотиков, некоторая незавершенность и противоречивость групповых представлений, не дающих ответов на многие вопросы подростка. По мере формирования зависимости от употребления психоактивных веществ эти противоречия между групповым и индивидуальным сознанием существенно стираются, сами противоречия перестают осознаваться. Высказанное означает, что вторичная профилактика должна строится не на основе бесспорных положений, высказываемых безоговорочной форме - а в диалоговой, эвристической манере.

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовершенные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентаций, традиций, поведенческих стереотипов, экспектации является особая укорененность в настоящем. Современность переживается подростком с психологической точки зрения принципиально иначе, чем взрослым. Тенденции настоящего молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же с позиции своего опыта придерживается более относительного взгляда и более взвешанных оценок. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знание о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.

Нами проведено исследование с использованием метода семантического дифференциала, дающего возможность оценить не столько сферу значений (значений, понятий) о наркотиках, сколько смысловую сферу, т.е. характер внутреннего отношения и переживаний. Такие понятия как "наркотики", "современный", "модный", "стильный" оказались очень близко расположены в едином семантическом пространстве. При чем понятие "наркотики" получило высокие, положительные оценки по шкалам "сила" и "активность", шкала оценок могла иметь либо нейтральную, либо положительную оценку, что как раз говорит об амбивалентном отношении. Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед наркоманией как тяжелом заболевании нейтрализуется путем рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек - подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации.

Еще одной особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. Сам по себе этот факт известен давно и хорошо описан в рамках экзистенциальной психологии и психотерапии. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче и разнообразнее по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических мероприятиях, обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают своей цели. Этим указаниям, абсолютно справедливым, должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно на это направлена стратегия позитивной профилактики, т.е. не система запретов и запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных возможностях.

В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной организации свободного времени.

Информация о работе Социально психологические особенности молодежных субкультур