Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………………..
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…
2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы….
Заключение…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  социальный университет»

Уральский институт социального  образования 

(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге 

Кафедра социальной работы и педагогики

 

 

 

 

                                                      Допустить к защите

Зав. Кафедрой ____________ А. С. Балахонов

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Социальная педагогика»

 

Тема «Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников»

 

 

 

Выполнена студентом:

Бузаковой Р. П.

Группа № 581

Специальность 050711

«Социальная педагогика»

Проверено: Канд. филос. наук, доцент

Сарнчиной Т. А.

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..

1.1 Понятие «здоровый образ  жизни»……………………………….

1.2 Здоровый образ жизни  как социально-педагогическое явление…

1.3 Условия, необходимые  для формирования здорового образа  жизни детей…………………………………………………………………………..

Глава 2. Деятельность социального  педагога по формированию здорового  образа жизни……………………………………………………….

2.1. Исследование о состоянии  здоровья среди старшеклассников…

2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной  работы….

Заключение…………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

Приложения

 

Введение

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о  том, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Многие люди не соблюдают самых  простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти  неизбежным в этих случаях развитием  ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2008 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку.   Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей, рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Основной задачей службы должно стать воспитание у подростков потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может  стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих  подготовку по формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Недостаточная осведомленность родителей в  формировании здорового образа жизни детей побудило меня выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему курсовой работы: «Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся «Центра образования № 224» г. Екатеринбурга».

Цель исследования  - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.

Объект исследования  - процесс работы социального педагога со школьниками.

Предмет исследования – работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.

Мне предстоит решить следующие задачи исследования:

1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу.

2. Выявить уровень диагностирования здоровья школьников в школе № 224.

3. Разработать и внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди школьников.

4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди школьниках будет эффективным при условии, если:

1. Учитывать возрастные особенности школьников.

2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.

3. Совершенствовать формы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни.

В данной курсовой работе применялись следующие методы педагогического исследования:

- изучение педагогической, медицинской, литературы;

- анкетирование, беседы, опрос;

- изучение документации;

- тесты;

-      тренинги;

- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися;

Научная новизна исследования заключается  в попытке установить, разработать в условиях «Центра Образования № 224» положение о здоровье школьников и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни.

Практической значимостью исследования является возможность использования результатов  данной работы учителями практиками, социальными педагогами при работе в школах.

База исследования: «Центр Образования №224», г. Екатеринбурга.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о  роли влияния здорового образа жизни на здоровье школьников.

1.1 Понятие «здоровый  образ жизни».

Здоровье человека более чем  на 50%, согласно разным источникам зависит  от его образа жизни 1. Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения. 2

Существуют разные подходы к  определению понятия “образ жизни”.

Так, ряд авторов полагают, что  образ жизни - это биосоциальная  категория, определяющая тип жизнедеятельности  в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически  обусловленный тип, вид жизнедеятельности  или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности  людей”3. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ  жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире 4, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самиим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его 5.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу” 6.

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “

1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы,  общества и самого человека;

2) способы удовлетворения материальных  и духовных потребностей;

3) формы участия людей в общественно  политической деятельности и  в управлении государством;

4) познавательная деятельность  на уровне теоретического, эмпирического  и ценностно-ориентированного знания;

5) коммуникативная деятельность, включающая  общение между людьми в обществе  и его подсистемах (народ, класс,  семья и др.);

6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и  духовное развитие человека” 7.

Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева  и др. предлагают такие составные  части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность 8. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения 9, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения 10.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации  образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: “... экономическую - ”уровень жизни”, социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни” 11. Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

Издревле, еще до возникновения  профессиональной медицины, люди подмечали  влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих  пациентов, увязывая с этим возникновение  недугов.

Если обратиться к историческому  аспекту зарождения представлений  о здоровом образе жизни, то впервые  они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников