Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………………..
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…
2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы….
Заключение…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный социальный университет»
Уральский институт социального образования
(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге
Кафедра социальной работы и педагогики
Зав. Кафедрой ____________ А. С. Балахонов
Курсовая работа по дисциплине «Социальная педагогика»
Тема «Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников»
Выполнена студентом:
Бузаковой Р. П.
Группа № 581
Специальность 050711
«Социальная педагогика»
Проверено: Канд. филос. наук, доцент
Сарнчиной Т. А.
г. Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни
как социально-педагогическое
1.3 Условия, необходимые
для формирования здорового
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии
здоровья среди
2.2. Совершенствование опытно-
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Здоровье - бесценное достояние
не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях
с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это - основное условие
и залог полноценной и
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2008 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей, рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
Основной задачей службы должно стать воспитание у подростков потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Здоровье подрастающего
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Необходимо совместными
Недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей побудило меня выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему курсовой работы: «Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся «Центра образования № 224» г. Екатеринбурга».
Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.
Объект исследования - процесс работы социального педагога со школьниками.
Предмет исследования – работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.
Мне предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу.
2. Выявить уровень диагностирования здоровья школьников в школе № 224.
3. Разработать и внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди школьников.
4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди школьниках будет эффективным при условии, если:
1. Учитывать возрастные особенности школьников.
2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствовать формы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни.
В данной курсовой работе применялись следующие методы педагогического исследования:
- изучение педагогической, медицинской, литературы;
- анкетирование, беседы, опрос;
- изучение документации;
- тесты;
- тренинги;
- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися;
Научная новизна исследования заключается в попытке установить, разработать в условиях «Центра Образования № 224» положение о здоровье школьников и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни.
Практической значимостью
База исследования: «Центр Образования №224», г. Екатеринбурга.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния здорового образа жизни на здоровье школьников.
1.1 Понятие «здоровый образ жизни».
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни 1. Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения. 2
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.
Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”3. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.
В другом подходе понятие образ
жизни рассматривается как
Большинство западных исследователей
определяют образ жизни как “широкую
категорию, включающую индивидуальные
формы поведения, активность и реализацию
своих возможностей в труде, повседневной
жизни и культурных обычаях, свойственных
тому или иному социально-
А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “
1) преобразовательная
2) способы удовлетворения
3) формы участия людей в
4) познавательная деятельность
на уровне теоретического, эмпирического
и ценностно-ориентированного
5) коммуникативная деятельность, включающая
общение между людьми в
6) медико-педагогическая
Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность 8. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения 9, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения 10.
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: “... экономическую - ”уровень жизни”, социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни” 11. Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.
Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.
Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.