Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………………..
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…
2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы….
Заключение…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Отсюда понятно, насколько  важно, начиная с самого раннего  возраста, воспитывать у детей  активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

 

 

1.3. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей.

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько  успешно удается сформировать и  закрепить в сознании принципы и  навыки здорового образа жизни в  молодом возрасте, зависит в последующем  вся деятельность, препятствующая раскрытию  потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный  режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет  сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что  нет мотивации к заботе о собственном  здоровье

Одной из составляющих здорового  образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных  напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые  возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Успешная борьба с тем  или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины  этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой  в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям) , желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим).

Употребление школьниками  спиртных напитков - вещь, к сожалению  очень распространенная. Социологические  опросы показывают, что среди первоклассников  большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это  происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.

Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день - единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно  приятное состояние, заключающееся  в ощущении возбуждения, бодрости, прилива  сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.

Наркотическая эйфория (алкогольная - как частный случай) вредна также  и тем, что требует постоянного  повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это  состояние вновь и вновь, возникает  потребность, во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.

Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя - неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала - вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

Довольно часто при  беседах с подростками на тему борьбы с «зеленым змием» отсутствует  четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм». Их следует различать: пьянство - это форма аморального, антисоциального поведения, алкоголизм - это уже болезнь. И в среде  подростков необходимо бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.

Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который  наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.

Что касается употребления наркотических веществ, то в последние  годы их количество растет и это  имеет место практически во всех регионах мира. Проводя беседу со школьниками  о наркомании и токсикомании, педагог  должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком  не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы  стать наркоманом, то есть чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.

В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в  большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно  стресс снимается при помощи оптимальной  физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

Следующий фактор здорового  образа жизни - двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется  высоким удельным весом гипонезии  и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина  многих болезней цивилизации - недостаточная  двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии  школьники. Больше времени своего бодрствования  старшеклассники вынуждены проводить  сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность  детей и подростков.

Два урока физкультуры  в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время  нередки и случаи низкой эффективности  занятий физическими упражнениями.

На уроках физкультуры  в школе ученики разделены  на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две  группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически  попадают учащиеся, не относящиеся  к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В то же время истинное их состояние здоровья практически  не определяется, в лучшем случае о  нем судят по показателям физического  развития детей, что мало информировано.

Говоря об оптимальном  двигательном режиме, следует учитывать  не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

В настоящее время имеется  обширная литература, посвященная теоретическим  и методическим вопросам оптимизации  двигательной деятельности детей и  подростков, разработан и практически  апробирован ряд оздоровительных  систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой  реализации, объяснимой эффективностью.

К сожалению, большинство  оздоровительных систем (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и  прочее) методически разработаны  для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с  внесением элементов игры и соблюдением  принципа индивидуализации.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к  проблеме питания.

В последнее десятилетие  возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста  и развития организма, а также  сохранение здоровья.

Правильная организация  питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят  в первую очередь от того, насколько  его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания  необходимо учитывать особенности  развития и функционирования пищеварительной  системы и всего организма  для конкретного возрастного  периода, а также потребность  организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации  питания детей в различные  возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

Питание детей должно соответствовать  уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в  определенном соотношении между  собой.

Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния  здоровья, реакции на пищу и другое.

Существует много взглядов (порой противоположных) на питание: по П. Брэггу, Г. Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П. Шаталовой, К.П. Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие - макробиотики, третьи являются сторонниками энергетического питания.

Сторонники натуропатического питания - проповедники ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов живого происхождения, основных источников белка и жира. Основная идея натуропатичсекого питания и сыроедения - очень ценна. Она обусловлена стремлением использовать оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образом жизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливанием организма.

Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это  один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться  с детства. Правильное, полноценное  и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

Следующий фактор здорового  образа жизни - закаливание. Практически  всем известно изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил  природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным  факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву.

Закаливание - эффективное  средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание  повышает также неспецифическую  устойчивость организма человека к  инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных  механизмов, приводит к повышению  общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным  внешним воздействиям.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников