Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Социальные движения, с одной стороны, могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой - быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высокодинамичные, но не стойкие. Возникают в связи с определенными причинами и прекращают свое существование после их исчезновения. В них задействовано ограниченное количество людей. Отношение большинства людей к таким движений безразлично, иногда и неприязненное. Ведь в них заинтересованы, обычно, только их непосредственные участники.

Содержание

Введение 2
Глава I. Природа социальных движений и их жизненный цикл 3
Глава II. Теории социальных движений 9
2.1 Классические теории 9
2.3 Постклассические теории 11
Глава III. Типы социальных движений 15
3.1 Классификация социальных движений по С.С. Фролову. 15
3.2 Классификация социальных движений по Н.Смелзеру 18
3.3 Современные социальные движения 20
Заключение 25
Список использованной литературы: 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии. 2.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Движения сопротивления как социальные движения ставят цель не добиться перемен, а блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение чернокожего населения южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения — организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана (1865).

 

Экспрессивные социальные движения отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом вожди движения дают обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже не за горами и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и духовном перерождении.

Социальные движения можно  классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные.

К секулярным движениям относятся те из них, идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и даже такие, которые отличаются программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция 1917г, в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии.

Религиозные движения используют в качестве лозунгов и программ образы и представления, почерпнутые из религиозной традиции, а иногда их лидеры пытаются создать собственную новую религию или культ, который, по их мнению, лучше соответствует их политическим идеалам. Например, во время Французской революции 1789 г. якобинцы в период своей диктатуры пытались навязать народным массам «религию разума» с праздниками и богослужениями.

От таких движений следует  отличать чисто религиозные по своей  природе и целям движения, направленные либо на «очищение» традиционных религиозных  институтов, либо на формирование новых, более адекватных эпохе. Например, таким  социальным движением была борьба зародившегося протестантизма против господства католической церкви, религиозных институтов, не отвечавших требованиям обновленной социальной реальности. Подобные движения основываются на новой религиозной парадигме, новом понимании сакральных значений, деятельности харизматических лидеров и пророков.

3.3 Современные социальные движения

 

Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

 Антиглобалисты сами  неоднократно заявляли, что они  не против глобализации, и в  первую очередь её благ, связанных  с развитием систем коммуникации. Однако они – «за другую  глобализацию», такую, которая  обеспечивает свободный доступ  на рынки товаров и услуг,  но отрицает принцип рыночной  конкуренции.

 В антиглобалистском  движении представлены различные  силы и течения: те, которые  выступают против глобализации  как таковой и те, которые видят  свою цель в поиске альтернативной  модели глобализации – более  демократичной и человечной.

 Антиглобализм в начале XXI века является мощным общественно-политическим  движением, которое вышло за  рамки национальных границ. Благодаря  антиглобалистскому движению, по  словам российского ученого Э.А.  Азроянца, все больше возникает  понимание необходимости «обуздания  дикой глобализации».

 Становится все более  очевидным, что из кризиса неолиберального  глобализма нет «национального»  выхода, есть только выход «транснациональный».  Выступая против неолиберальной  теории и практики построения однополюсного мира, антиглобалисты предлагают иную модель социально-экономического и политического развития современного мира. Социал-реформистский вариант антиглобализма предполагает по меньшей мере создание модели, которая предусматривала бы принципы социального рыночного хозяйства в экономике с достаточно развитой демократией, с уважением прав человека и демократических процедур, с приоритетом власти граждан над властью государства в политике, т. е. теоретически предлагается перенести шведскую модель на все мировое хозяйство.

 Важно подчеркнуть,  что сущность антиглобалистского  движения состоит в том, что  оно принципиально плюралистическое  и многоаспектное. Для него характерны  неиерархичность, горизонтальность, кооперация участников, четкость  и быстрота создания и распада  структур, открытость для «входа»  и «выхода», общедоступность ресурсов (прежде всего информационных), равноправие  участников независимо от их  роли, масштаба, ресурсов, вторичность  форм и структур по отношению  к содержанию деятельности, принцип  сетевой или консенсусной демократии, т. е. о демократии участия.  Еще один важный аспект антиглобализма  – интерклассовость.

Антиглобализм – международное  общественное движение, выступающее  против неолиберальной глобализации, целью которого является протестное неприятие глобализма и формирование демократической модели глобализации.

Феминизм (от лат. femina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов. Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин».

Во второй половине ХХ века человечество оказалось перед дилеммой - либо спастись от самоистребления, усовершенствовав всю систему общественных отношений, научившись жить в мире с самим  собой и с природой, его породившей, либо деградировать и исчезнуть  как разумное сообщество.

В такой обстановке не мог  остаться в стороне женский вопрос - о месте женщины в современном  обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии  общественного развития. Многие ведущие  футурологи современного мира (Нэсбитт, Шафф, Тоффлер, Феррароти) говорят о  возможности и необходимости  повышения роли женщин во всех сферах общественной жизни для самосохранения человечества.

Исследователи отмечают умеренный  консерватизм женщин как представителей общественного мнения и как политических деятелей.

По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница  жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага. Международное женское движение оказало огромное влияние на положение женщины в современном обществе, отношение к ней со стороны мужчин и самой к себе. Теперь женщина более независима, самостоятельна и воспринимается в большей степени как субъект, а не как объект воздействия.

Гринпис – международная независимая неправительственная экологическая организация. Сейчас "Гринпис" – крупнейший в мире организатор международных кампаний в защиту окружающей среды. Движение насчитывает 4,5 млн. сторонников в 158 странах мира и имеет международные центры в 31 стране. Нынешний директор – Куми Найду - южноафриканский общественный деятель и борец с апартеидом. Региональные отделения работают в значительной степени автономно под руководством GPI. Гринпис имеет штат из более 2500 сотрудников и 14500 добровольцев по всему миру. Главным руководящим органом является Совет Гринпис, состоящий из представителей всех региональных отделений. Совет ежегодно собирается для обсуждения дальнейшей деятельности организации, разработки ежегодного бюджета и избрания Правления. В свою очередь Правление избирает своего председателя и назначает исполнительного директора, ответственного за каждодневную работу Гринпис. Исполнительный директор дает отчет о своей работе Правлению. Правление отвечает за финансовые дела организации, следит за выполнением принятых решений и определяет долгосрочную политику Гринпис.

Цели деятельности Гринпис - защита окружающей среды, экологическое  просвещение и пропаганда экологичного образа жизни. В поле зрения организации  находятся такие глобальные экологические  проблемы, как глобальное изменение  климата, сокращение тропических и  бореальных лесов, чрезмерный промышленный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, развитие генной инженерии, радиационная опасность и новое  направление работы – сохранение Арктики.

Гринпис использует прямые действия (акции и протесы), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей. Гринпис имеет общий  консультативный статус при ООН  вместе с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и является членом-учредителем Хартии ответственности международных неправительственных организаций, которая создана для усиления прозрачности отчетности неправительственных организаций.

Гринпис руководствуется  принципами, сформулированными его основателями:

Независимость. Гринпис существует только на пожертвования граждан  и частных благотворительных  фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Гринпис ответственен за эффективное  использование выделяемых средств  и тратит их только на природоохранные  проекты. Гринпис финансово поддерживает более 3 млн человек и благотворительных  фондов по всему миру.

 

Ненасильственность. Гринпис  не приемлет никаких форм насилия  в качестве метода достижения целей. Все акции — выражение мирного  протеста, даже если эти действия выглядят неоднозначными. Гринпис никогда  не отвечает на агрессию тем же, даже когда сталкиваемся с запугиванием или угрозой.

Протест действием. Гринпис  верит в протест, который приносит результаты, верит в то, что акции  смогут вдохновить людей и организации  и изменить их отношение к природе. Это далеко не единственный, но, наверное, самый заметный способ привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.

«НАШИ» (Общероссийская общественная организация содействия развитию суверенной демократии (ООО «СРСД») молодёжное движение «НАШИ») — молодёжное движение в России, созданное в 2005 году в России администрацией Президента РФ, путём реорганизации молодёжной организации «Идущие вместе». До 2009 года именовалась «Молодёжным демократическим антифашистским движением» (МДАД НАШИ). Куратором «Наших» являлся бывший глава федерального агентства по делам молодёжи, Федеральный комиссар движения «НАШИ» Василий Якеменко.

Руководство организацией осуществляется Федеральным Комиссариатом (5 федеральных  комиссаров, избираемых тайным голосованием на ежегодном съезде проходящем в  апреле). С июля 2008 по апрель 2010 года лидером был Никита Боровиков, избранный  на форуме Селигер-2008 и обошедший  Марину Задемидькову (Кокорина) (являющуюся преемницей Василия Якеменко).

Цель движения — «содействие  превращению России в глобального  лидера в XXI веке».

Для достижения поставленной цели, были выдвинуты три задачи:

  • Сохранение суверенитета и целостности России.
  • Построение действующего гражданского общества.
  • Модернизация страны путём кадровой революции

Неоднократно отмечалось, что важнейшей задачей движения является устройство в России «кадровой  революции» для прихода во власть нового поколения управленцев, поскольку  «управляющее страной с 1980-х поколение  утратило веру в Россию и её перспективы».

Заключение

 

Чего больше - вреда или пользы для общества несут социальные движения? Этот вопрос столь же неразрешим, как  и вопрос о том, больше вреда или  пользы приносит ветер. Просто нужно  помнить, что социальные движения служат одним из способов изменения общества. Эти изменения могут быть болезненными, и в этом случае необходимо наличие  определенных социальных сил, способных  преодолеть отжившие традиции, убеждения  и заблуждения. Социальные движения могут сконцентрировать такие силы.

В действительности не только социальные движения вызывают общественные перемены, иногда социальные сдвиги тоже порождают  новые движения. Почти каждое социальное движение сопровождается контрдвижением, возникающим для защиты существующей системы. Движение, увенчавшееся успехом, может стать оплотом социального  порядка, или же после осуществления  своих целей оно может перестать  существовать.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Волков Ю.Г. «Социология»  Издательство «Альфа-М» 2010
    2. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. «Социология. Основы общей теории».  Издательство «Норма» 2003
    3. Смелзер Н. «Социология»: пер. с англ. Издательство «Феникс» 1998
    4. Фролов С.С. «Социология. Учебник для высших учебных заведений». Издательство «Наука» 1994

 

 

 

 


Информация о работе Социальные движения