Социальные изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микро-уровне, то есть, обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макро-уровне.
Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Содержание

Социальные изменения и социальное развитие.
Причины и факты социальных изменений.
Социальная эволюция и революция.
Прогресс и регресс.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Социальные изменения и социальное развитие.
  2. Причины и факты социальных изменений.
  3. Социальная эволюция и революция.
  4. Прогресс и регресс.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
    1. Социальные  изменения и социальное развитие.
 
 
 

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая  динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних  сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные  взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить  как на микро-уровне, то есть, обусловлены  влиянием роли отдельной личности, так и на макро-уровне. 

Социальное  изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле. 

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения  в отношениях между социальными  группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения  могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д. 

Характер, направленность, интенсивность движения социального изменения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как "социальная динамика", «социальные изменения", "социальное развитие","социальный прогресс","социальный регресс" и т.д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О.Конт - основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых,- как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие "социальные изменения". Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: "Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все - течет, все - изменяется". 

В каком же соотношении  находятся понятия: "социальная динамика" и "социальные изменения"? Если исходить из положения, что "Движение, в применении к материк-изменение вообще", то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие "социальная динамика", мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов. 

Что касается понятия "социальное развитие", то оно  отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или  процессов, в результате которого они  переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или  структура). 

Из этих рассуждений  видно, что социальное развитие и  социальные изменения неразрывно связаны  между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений. 

Определив понятия "социальная динамика", "социальные изменения" и "социальное развитие", их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития. 

Существенной характеристикой  процессов развития является время, так как, во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

В социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: 

Эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения - реформистское и революционное. 

Отличие реформистского или эволюционного характера  развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и  т.д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры  и данного общественного строя. Революционный же характер общественного  развития означает слом самих основ  функционирования экономических и  политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его  структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит  разрушение, то он является болезненным  для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это  подтверждает не единичными примерами. 
 
 
 
 
 

    1. Причины и факты социальных изменений.
 
 
 
 

1) Природные причины 

Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать  на эти перемены соответствующими; институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей  вносить изменения в свои жизненные  стили. Кроме того, человек также  оказывает значительное воздействие  на свою физическую среду. Захоронения  вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение  водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и «наступление» пустынь  — все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.  

2) Демографические причины 

Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения  также сказываются на культуре и  социальной структуре общества. Например, поколение «беби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице.   

3) Социально-политические причины: Конфликты из-за ресурсов и ценностей. 

Конфликт — это  форма взаимодействия людей в  борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены  отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения.  

4) Социально-психологические причины. 

Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как  своего рода «цензоры», разрешающие  или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать  как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических  нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это  культурное противоречие находит отражение  в нашем применении понятия «изобретатель». Для нас изобретатель — это  тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором  нематериальных идей, мы часто называем «революционером» или «радикалом»  — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.  

5) Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс. 

Инновации — как  открытия, так и изобретения —  не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколения  в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. В основе такого типа развития лежит  экспоненциальный принцип — по мере расширения культурной базы возможности  новых изобретений имеют тенденцию  к экспоненциальному росту.  
 
 
 

Перечисленные причины  социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что  основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений  гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы. 
 
 
 
 

    1. Социальная  эволюция и революция.
 
 

  В социологии, с начала ее возникновения,  выделяются и исследуются, как  правило, два типа социальных  изменений - эволюционные и революционные.  В классической социологии вплоть  до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых "без насилия" или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма  в социологии стало выявление  определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме  позитивной обусловливает переход  человека от военного общества, основанного  на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому  разуму. 

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как  переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей  на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к  интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом  общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа  производства, что, являясь основой  развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической  формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию  истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих  производственных отношений. Тем самым  возникает конфликт внутри способа  производства, образуемого единством  производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые  экономические и политические структуры  могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Эволюционные концепции  социальных изменений сыграли положительную  роль в понимании разнообразных  причин, определяющих развитие общества. В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли  в достаточной мере объяснить  кризисов, попятных движений и распада  общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие  на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов  и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой  исторической перспективе. 
 

Информация о работе Социальные изменения