Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, контрольная работа
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микро-уровне, то есть, обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макро-уровне.
Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.
Социальные изменения и социальное развитие.
Причины и факты социальных изменений.
Социальная эволюция и революция.
Прогресс и регресс.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Если в обществе
не происходит изменений, то оно погибает,
начинает загнивать. Общество - живая
динамичная система, подвергающаяся воздействиям
как внутренних, так и внешних
сил. Структурные элементы общества
(социальные группы, социальные институты,
общности) вступают в различные сложные
взаимодействия. Это постоянное взаимодействие
естественно приводит к изменениям
в обществе, которые могут происходить
как на микро-уровне, то есть, обусловлены
влиянием роли отдельной личности,
так и на макро-уровне.
Социальное
изменение, как отмечают социологи А.А.
Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных
систем, общностей, институтов и организаций
из одного состояния в другое. Понятие
«социальное изменение» носит общий характер
и может конкретизироваться понятием
«развитие», которое в узком смысле означает
необратимое изменение объектов, предполагает
переход от простого к сложному, от низшего
к высшему. Это такое движение общества,
которое связано не с любыми изменениями,
а с глубинными, изменяющими структуру
общества, ведущими к появлению новых
общественных отношений, институтов, норм
и ценностей. Однако в обыденной речи,
как правило, понятие «развитие» употребляется
как синоним понятия «изменение». И в этом
случае можно сказать, что понятие «развитие»
используется не в узком, а в широком смысле.
Социальные изменения,
происходящие в обществе, могут включать
в себя прирост населения, изменения
в отношениях между социальными
группами, в избирательной системе,
в правах личности и т.д. Изменения
могут относиться к области изобретений,
к правилам русского языка, нормам морали
и т.д.
Характер, направленность,
интенсивность движения социального изменения
могут быть различными. Для обозначения
этих различий движения социальной материи
в социологии и существуют такие понятия
как "социальная динамика", «социальные
изменения", "социальное развитие","социальный
прогресс","социальный регресс"
и т.д. Принципиально важно с методологической
точки зрения вникнуть в содержание этих
категорий. Итак, социальная
динамика. Это понятие в обиход ввел
О.Конт - основоположник социологии. Он
употреблял его, во-первых, как противопоставление
социальной статике, для обозначения социального
движения. Во-вторых,- как смену состояний
общественных явлений. Таким образом,
социальную динамику можно определить
как социальное движение, как смену состояний
общественных явлений и образований, общества
в целом. Близкое к нему по смыслу понятие
"социальные изменения". Социальные
изменения - это нарушение тождества
социального явления, процесса с самим
собой или с подобным ему социальным явлением,
процессом. Любое явление, процесс в какой-то
момент тождественно самому себе или подобному
ему явлению, процессу, но по прошествии
какого-то времени это тождество нарушается,
что говорит о том, что в данном явлении
произошли изменения. Древнегреческий
философ Гераклит это выразил следующим
афоризмом: "Дважды нельзя войти в одну
и ту же реку. Все - течет, все - изменяется".
В каком же соотношении
находятся понятия: "социальная динамика"
и "социальные изменения"? Если исходить
из положения, что "Движение, в применении
к материк-изменение вообще", то эти
понятия находятся в непосредственной
диалектической связи. Они друг друга
обуславливают и раскрывают. Употребляя
понятие "социальная динамика", мы
имеем в виду движение общества, смену
его состояния, которые проявляются в
изменениях, происходящих экономической,
политической, социальной, духовной сферах,
в изменениях конкретных социальных явлений
и процессов.
Что касается понятия
"социальное развитие", то оно
отражает необратимое, направленное, закономерное
изменение социальных явлений или
процессов, в результате которого они
переходят в новое качественное
состояние (изменяется их состав или
структура).
Из этих рассуждений
видно, что социальное развитие и
социальные изменения неразрывно связаны
между собой. Социальное развитие является
одним из проявлений социальных изменений.
Определив понятия "социальная
динамика", "социальные изменения"
и "социальное развитие", их соотношение,
рассмотрим более углубленно содержание
и направленность социального развития.
Существенной характеристикой процессов развития является время, так как, во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.
В социологии сложились
две концепции во взглядах на развитие
общества:
Эволюционизм и марксизм.
На их основе сформировались два течения
- реформистское и революционное.
Отличие реформистского
или эволюционного характера
развития общества от революционного
состоит в том, что в процессе
преобразования, изменения, переустройства
каких-либо сторон общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений и
т.д.) не устраняются основы существующей
социально-политической структуры
и данного общественного строя.
Революционный же характер общественного
развития означает слом самих основ
функционирования экономических и
политических институтов данного общества,
принципиальные изменения в его
структуре. Поскольку в основе революционного
характера развития общества лежит
разрушение, то он является болезненным
для общества и может не продвинуть
его вперед к совершенству, а наоборот,
отбросить назад. История это
подтверждает не единичными примерами.
1) Природные
причины
Если окружающая
среда по какой-то причине изменяется,
ее обитатели, выработавшие определенный
тип адаптации к ней, должны отреагировать
на эти перемены соответствующими;
институциональными изменениями, новыми
формами социальной организации, новыми
техническими изобретениями. Засуха, наводнения,
эпидемии, землетрясения и прочие
стихийные силы вынуждают людей
вносить изменения в свои жизненные
стили. Кроме того, человек также
оказывает значительное воздействие
на свою физическую среду. Захоронения
вредных отходов, кислотные дожди,
загрязнение воды и воздуха, истощение
водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного
слоя почвы и «наступление» пустынь
— все это результат ущерба,
нанесенного людьми экосистеме. Следовательно,
человек связан с окружающей средой
цепью сложных взаимных изменений.
2) Демографические
причины
Изменения в численности,
структуре и распределении
3)
Социально-политические
причины: Конфликты
из-за ресурсов и ценностей.
Конфликт — это
форма взаимодействия людей в
борьбе за ресурсы или ценности.
Интересы индивидов и групп противоречат
друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно,
что конфликт становится источником
социальных изменений. Для достижения
своих целей в ходе такой борьбы
члены группы должны мобилизовать свои
ресурсы и возможности. Например,
во время войны граждане бывают вынуждены
отказаться от привычного образа жизни,
терпеть неудобства военного положения.
4) Социально-психологические
причины.
Ценности и нормы,
принятые в обществе, действуют как
своего рода «цензоры», разрешающие
или запрещающие какие-то новшества.
Они также могут действовать
как «стимуляторы». Интересно сравнить
нашу готовность к принятию технических
нововведений с нашим сопротивлением
переменам в экономической
5) Изменения
в сфере культуры, экономики,
научно-технический
прогресс.
Инновации — как
открытия, так и изобретения —
не единичные акты, а кумулятивная
последовательность передаваемых из поколения
в поколение наращиваемых знаний
плюс ряд новых элементов. Следовательно,
чем больше количество культурных элементов,
на которых могут базироваться инновации,
тем выше частота открытий и изобретений.
В основе такого типа развития лежит
экспоненциальный принцип — по мере
расширения культурной базы возможности
новых изобретений имеют
Перечисленные причины
социальных изменений могут являться
как внутренними, так и внешними
по отношению к данной социальной
системе. П. Сорокин полагал, что
основными причинами социальных
изменений являются именно внутренние,
имманентные причины. Сформулированный
им принцип имманентных изменений
гласит: «После возникновения социокультурной
системы ее естественное, «нормальное»
развитие, формы и фазы жизненного пути
определяются, в основном, самой системой…»
Внешние обстоятельства могут замедлить
или ускорить внутрисистемные процессы,
могут, наконец, ее уничтожить, но не в
состоянии изменить программу развития,
заложенную в систему. Система самодетерминирует
свою эволюцию, что, по мнению Сорокина,
эквивалентно свободному развитию. Влияние
внешних сил необходимо учитывать, но
их воздействие не в состоянии изменить
последовательность фаз развития системы.
В социологии,
с начала ее возникновения,
выделяются и исследуются, как
правило, два типа социальных
изменений - эволюционные и революционные.
В классической социологии
Эволюционный подход
берет свое начало и методологические
опоры в исследованиях Ч. Дарвина.
Основной проблемой эволюционизма
в социологии стало выявление
определяющего фактора
Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
К. Маркс определяющим
фактором социальных изменений считал
производительные силы общества, рост
которых ведет к смене способа
производства, что, являясь основой
развития всего общества, обеспечивает
и смену общественно-
Эволюционные концепции
социальных изменений сыграли