Социальные институты: сущность, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
- политология – изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
- психология – изучение поведения человека в группе, обществе,
- религия - изучения влияния религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие социального института.
3. Эволюция социальных институтов.
4. Классификация и функции социальных институтов.
4.1 Типология социальных институтов.
4.2 Институционализация.
4.3 Функции социального института.
4.4 Дисфункции социального института.
5. Основные социальные институты.
5.1 Институт государства.
5.2 Институт образования.
5.3 Институт семьи.
5.4 Институт церкви.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

За любым социальным институтом стоит своя история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.

Конкретными примерами институционализации  могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого  наследия мыслителя — в философскую  или религиозную школу; увлечения  каким-либо литературным жанром, направлением в музыке — в субкультурную  организацию.

Понятие институционализма  включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода  состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а  включить в анализ институты, учитывать  внеэкономические факторы.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов. По определению известного социального  исследователя Г. Ленски, социальные процессы порождают такие процессы институционализации как:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве  продуктов и услуг;

3) потребность в распределении  благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности  граждан, защите их жизни и  благополучия;

5) потребность в поддержании  системы неравенства (размещении  общественных групп по позициям, статусам в зависимости от  разных критериев);

6) потребность в социальном  контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Отсюда следует, что каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. На основе всего  вышеизложенного, можно дать еще  одно определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

4.3 Функции социального  института

 

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию.

Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального института  – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых  услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Социологи разных направлений  стремятся классифицировать эти  функции, представить их в виде определённой упорядоченной системы. Представители  институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделяют несколько основных функции социальных институтов.

Первой и важнейшей  функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных  потребностей общества, т.е. того, без  чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться  новыми поколениями людей, приобретать  средства проживания, жить в мире и  порядке, добывать новые знания и  передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными  институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно  назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

Некоторые институты выполняют  функцию стабилизации общественного  порядка, другие поддерживают и развивают  культуру общества. Все универсальные  и специфические функции можно  представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция - Воспроизводство  членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является  семья, но к ней причастны  и другие социальные институты,  такие, как государство, образование,  культура.

2) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономически - социальными  институтами управления и контроля — органы власти.

3) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и  контроля осуществляются через  систему социальных норм и  предписаний, реализующих соответствующие  типы поведения: моральные и  правовые нормы, обычаи, административные  решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования  власти и доступа к ней –  политические институты

6) Коммуникации между членами  общества – культурные, образовательные.

7) Защита членов общества  от физической опасности –  военные, правовые, медицинские институты.

Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые  выполняет данный институт и не может  быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие  подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

Кроме этого каждый институт может выполнять и несколько  функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют  такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи  выполняет несколько функций  сразу, как отмечалось это раннее.

Функции, выполнявшиеся одним  институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и  другие социальные институты. Кроме  этого во времена собирателей  и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.

Кроме выше изложенных функций  существуют явные и латентные  функции социальных институтов. Эти  функции представляют собой не только характеристики социальной структуры  общества, но и индикаторы его общей  стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально  заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные  функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской  клятвы до конституционных записей  и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении  и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными  обществу.

Латентные функции институтов – те, которые скрытые, не зявленые. Иногда они вполне тождественны заявочным  функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.

Отсюда можно сделать  вывод, что явные функции свидетельствуют  о том, чего хотели добиться люди в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что  из этого получилось.

Деятельность института  считается функциональной, если она  способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института.

 

4.4 Дисфункции социального  института

 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или  сообщество, называется дисфункцией  социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института  является удовлетворение той или  иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности  не находят адекватного отражения  в структуре и функциях соответствующих  социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки  зрения, дисфункция выражается в неясности  целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального  престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Т.е. если какой-либо институт своей  деятельностью наносит обществу вред, то это называется дисфункцией  института.

Одним из явных выражений  дисфункции социального института  является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим  статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать  в соответствии с объективными потребностями  и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости  от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к  жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения  существующих норм и правил. В своих  крайних формах активность подобного  рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Рассматривая дисфункцию социального института можно  привести такой пример: институт образования - готовит всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей  задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых  специалистов общество не получит. Школы  и вузы выпускают в жизнь необразованных людей, дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Если происходит нарастание дисфункции, то это может привести к дезорганизации общества.

5. Основные социальные  институты

 

5.1 Институт государства

 

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций, регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Политический институт – институт государства - осуществляет определенный вид политической деятельности и  включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Также обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе. К политическим институтам можно  отнести: государство, политические партии, общественные организации, имеющие  свои политические интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные  общности и т.д.). Главным политическим социальным институтом и носителем  политической власти выступает государство.

Государство - это форма  власти, социальное образование, характеризующееся  постоянством территории и населения  и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Государство, опираясь на законодательство, осуществляет регулирование и контроль над социальными процессами, обеспечивая  тем самым нормальное и стабильное функционирования общества.

Государственная власть состоит  из следующих органов власти::

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Природа государства и  его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Основные функции государство –  это обеспечение правопорядка и  национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической  стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а  также развитие и поддержка международных  отношений.

Для выполнения этих функций  государство обладает законами, которые  само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов и  санкций, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.).

Современное государство  представляет собой очень сложный  механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти институты  обладают такими свойствами, как легитимность или законность.

Информация о работе Социальные институты: сущность, проблемы развития