Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.
Введение
Социальные проблемы общества и технологии их решения являются актуальными вопросами для любого человеческого общества, так как специфика современного общества динамична, быстро изменчива и имеет высокий уровень дифференциации. Общество абсолютизирующее нормы, является ригидным, неспособным к развитию, и в силу этого нежизнеспособным. Все изменения, которые происходят в обществе, обусловлены когда-то произошедшими отклонениями от существовавшего порядка, которые первоначально, возможно, вызывали яростное неприятие окружающих. Более того, в каждый конкретный момент большинство людей живут в соответствии со стереотипом, с привычными правилами и представлениями. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность – это неизбежно, отклонения от статистической, количественной нормы. Развитие общества невозможно без отклонений, оно осуществляется именно по средствам эвристического разброса отклонений, одни из которых становятся нормой, другие отвергаются, вследствие этого и возникают социальные проблемы, а некоторые вовсе не получают нужного внимания и отмирают. Каждое время и каждое общество само решает, что является проблемой, а, что шагом к революционному преобразованию действительности.
Социальные проблемы общества изучают такие фундаментальные науки как социология, философия, обществознание, демография и другие. В свою очередь социальная работа рассматривает социальные проблемы общества не только с теоретической точки зрения, но и с практической, а именно технологии их решения. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременного корректирования действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи.
Вопрос об исследовании социальных проблем общества и технологии их решения занимались такие ученые как Е. И. Холостова, П. Д. Павленок, Н. Б. Шмелева, М. Н. Руткевич и многие другие. Данная тема до сих пор однозначна, не определена и находится в стадии постоянного исследования. К тому же, данный вопрос имеет многоаспектный характер, так как социальные проблемы касаются все, самые разные, категории населения и различные слои общества: семьи, дети, подростки, пожилые люди, сельское население, беженцы и вынужденные переселенцы, бомжи, бродяги и так далее. Отсюда многообразие и разнообразность технологий по их решению.
Объектом курсовой работы является социальные проблемы общества и наиболее эффективные технологии их решения. Предмет курсовой работы – социальные проблемы общества, как общественное явление.
Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизирует деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений, творческий, инновационный характер.
В свою очередь любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те, или иные модификации связано это с конкретными условиями ее реализаций: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов с историческими условиями, традициями и тому подобное.
Социальные технологии представляют собой методы и пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, взаимного действия людей. В различных типах социальных технологий важно учитывать внутреннее структурирование этих технологий, выступающих своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем.
Необходимо также отметить особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики. Методологическая часть в программе подготовки социального проекта фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методологическая же часть – это не что иное, как совокупность приемов и методов достижения искомого результата, который бы способствовал решению социальных проблем.
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения
социальных проблем общества и показать
применение этих технологий на примере решения
самой актуальной проблемы современного
общества, выявить наиболее эффективные
из них.
Глава 1 Социальные проблемы общества
Анализ определения «социальные проблемы»
Понятие «социальная проблема» до сих пор однозначно не определена и находится в стадии исследования. В какой-то степени это объясняется неоднозначным толкованием категории «социальное».
Долгое время понятие «социальное» рассматривали в двух смыслах. В широком понимании смысла термина подразумевалось, что данное понятие охватывает все, что относится к обществу, и противопоставлялось понятию «природное». Так, М. Н. Руткевич отмечал, что «социальное» противополагается « природному», «естественному» и, следовательно, речь должна идти и взаимосвязи социального и биологического человека. В узком понимании понятие «социальное» используется при описании социальной сферы, рассматриваемой как одно из мер общественной жизни, а также при анализе социальных отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами [17, с.270-271].
Само слово проблема переводится с греческого, как преграда, трудность, задача. В. Ф. Берков рассматривал понятие «социальная проблема» в различных смыслах. В широком смысле понятие проблема понимается как сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, а в узком смысле – ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели [24, с.791-792]. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблемы. Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель проблемы достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым проблема преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования её условий. Возникновение проблемы детерминировано предшествующим знаниям и господствующим ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в проблему вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания проблемы многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и проблема – не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижение проблемы. Кроме того, противоречие вызывает постановку проблемы лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных проблем, необходимо сопутствующих творчеству. Критериями отделения могут быть подразделены на два класса в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию проблемы.
К важнейшим критериям формального характера относится соблюдения правил языка, применяемого для формулирования проблемы. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формирования действительных проблем должны:
а) содержать истинные положения;
б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества;
в) формулировать ясно.
Цель соответственно должна:
а) выражаться на языке предпосылок;
б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения;
в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств;
г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении;
д) предполагать наличие надежного способа проверки результата;
е) формулироваться ясно.
Характер социальных проблем, механизм их решения
Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Социальная проблема – это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение [6, с.18].
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участие большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельность людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями, и наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема – это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.
Распознание, формулировка и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем – дело сложное и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс – важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.
Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий. Социальное противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности [6, с.19-20]. Другими словами, социальная проблемы, это и есть социальное противоречие осознаваемое субъектом деятельности, то есть индивидом или социальной группой, как значимое для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом. Это несоответствие, возникающие из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности. Тем самым социальная проблема имеет объективно-субъективную природу, для того, чтобы стать социальной проблемой социальное противоречие, то есть отношение между противоположными тенденциями развития социальной сферы, должно пройти через сознание субъекта деятельности. Поэтому исследование социальной проблемы предполагает как описание объективного состояния социальной сферы, осуществляемое с помощью статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления элементов неудовлетворенности существующего положения вещей [15, с.210-211]. Характер проявления социальных противоречий зависят от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.
Информация о работе Социальные проблемы общества и их решение