Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.
При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.
Стадия тождества. Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из – за наличия пусть даже несуществующих различий.
Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.
Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией антогонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.
Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.
Средствами выявления социальных проблем служат социальная диагностика, а также сопоставление объективного положения дел с нормами. Социальные проблемы возникают на разных уровнях социальной реальности – от малых групп, например семьи, до человечества в целом. В последнем случае говорят о глобальных проблемах, поскольку для своего решения они требуют согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. Анализ социальных последствий, решений, принимаемых в различных сферах общества, позволяет прогнозировать социальные проблемы, то есть предвидеть их возникновение, что в свою очередь, облегчает их последующее решение. Социальные проблемы занимают важное место в социальной работе, поскольку социальная работа понимается именно как содействие людям в решении их проблем.
Социальные проблемы в современной России
Изменение образа жизни, улучшение его уровня, качества жизни различных групп населения, его оздоровление возможно с учетом тех общих факторов, которые являются причинами сложившегося образа жизни людей, это:
Общий уровень развития того, или иного конкретного общества (с учетом этапов, стадий, формаций, кризисного или нормального состояния и так далее);
Непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка, состояние различных форм жизнедеятельности);
Наследственность в широком плане (психофизиологическая, социальная, социокультурная);
Обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность (пассивность человека, групп, слоев), уровень позитивной или негативной социализации;
Действительность социальных институтов общества.
Все эти общие факторы тесно взаимодействуют между собой, с одной стороны, а с другой, включают десятки и сотни составляющих конкретных факторов.
Главным фактором, разумеется, является состояние современного российского общества, переживающего уже не одно десятилетия кризис. Нужно признать и тот факт, что особенность современного российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом. Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) – это именно так.
Приведем некоторые данные, характеризующие кризисную ситуацию в обществе, социальную политику государства, сказывающуюся на уровне, качестве и стиле жизни населения.
Среднегодовая численность населения России сократилась на 3 миллион человек за последние 10 лет, главным образом за счет превышения смертности над рождаемостью – число детей за годы реформ сократилось на 10 миллионов человек.
Продолжительность жизни в стране снизилась с 69,2 до 65, 3 лет (у мужчин с 63,8 до 59, у женщин с 74,3 до 72,2 лет).
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности). По уровню зарплаты в 46 странах Евросоюза Россия занимает 40-е место.
Велика разница не только между зарплатой чиновников государственного управления и другими работниками бюджетной сферы.
Если в 1990 году заработная плата служащего в промышленности была на 19% выше рабочего, то в 2002 году стал выше на 75%. В советское время разница в средней зарплате между отраслями была невелика. При этом в промышленности 17% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума, в топливной отрасли 2,7%, в черной и цветной металлургии – 6,4%, в легкой – 38%, в торговле и культуре – 49%, в здравоохранение – 36,3%, в сельском хозяйстве почти 75%.
Продолжает иметь место задолжность по заработной плате. Так, на 1 января 2004 года она составила 24,5 миллионов рублей (без денег осталось около 6 миллионов человек).
Так называемая монетизация натуральных льгот реализованная принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, привела к еще большему ухудшению материального положения участников войны, пенсионеров и других категорий. Выделенные в целях «компенсации» средства покроют в лучшем случае лишь на треть стоимость натуральных льгот. Вместо прежних 570 миллиардов в бюджете на монетизацию льгот выделено всего 197 миллиардов рублей сэкономленные средства направлены на резкое увеличение заработной платы министров (100 тысяч рублей), депутатов Государственной думы РФ (70 тысяч рублей), высших государственных чиновников и генералов (50-80 тысяч рублей), судей (30-70 тысяч рублей) и других категорий, близких власти.
За последнии 4 года минимальная пенсия в долях от прожиточного минимума составила от 0,53 до 0,57.
Произошло ухудшение рациона питания населения России. Так, потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 года, а рыбы и морепродуктов – до уровня 50-х годов.
В стране 40% домохозяйств вовсе не имеют сбережений, четверть населения живет на жилой площади менее 9 квадратных метров. Треть жилого фонда страны не имеет бытовых удобств.
В сравнении с бюджетом РСФСР сегодня в России вкладывается в 3-6 раз меньше средств в медицину, образование, культуру, искусство, науку и оборону.
Нельзя прогнозировать нормальной ситуации в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном положении (сверхбогатые и сверхбедные), при том в соотношении доходов 1:20:50 и более. Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1:5:10 (так было и в СССР).
Суммарные поступления для экологической безопасности в России составляет 0,1% от ВВП, что означает угрозу экологической катастрофы.
По официальным данным, ныне в стране 5 миллионов детей не учатся, а среди экономически активного населения 5 миллионов человек не имеют основного общего образования. По причине малокомплектности ликвидировано 15 тысяч сельских школ.
Одной из причин беспризорности детей, ухудшение здоровья, возрастающей преступности является высокая разводимость. Если в 1988 году разводы (на 100 браков) составили 410, то в 2002 году – 850 (увеличение более чем в 2 раза). Особенно это характерно для молодых семей. Повинны в этом средства массовой информации и телевидение.
В первой половине 2004 года 10% самых богатых людей России аккумулировали 30% всего объема денежных доходов, а 10% самых бедных располагали всего лишь 2% всех денежных сумм. Что свидетельствует о высокой экономической и социальной дифференциации населения в России.
О высоком уровне девиантности свидетельствует такие показатели: уровень преступности составляет 6-6,5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения (предельно-критическое значение в мировой практике 5-6 тысяч).
В России 5 миллионов беспризорных детей и 5 миллионов не учится, 4 миллиона бомжей, 10 миллионов инвалидов.
Уровень потребления алкоголя на человека в год в России составляет 14,5 литров абсолютного алкоголя (критическое значение в мировой экономике – 8 литров). По некоторым данным, насчитывается более 30 миллионов алкоголиков, 12 миллионов потребителей наркотиков.
Число суицидов на 100 тысяч населения РФ составляет 40 (критическое значение в мировой практике – 20).
Итогом этих процессов в первом случае является криминализация общественных отношений, во втором физическая деградация населения, в третьем – фрустрация массового сознания.
Такое состояние различных сфер в Российском обществе сказывается на отношении населения к существующей политической системе. Так, в 2002 году доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы, составила 34% (предельно-критическое значение в мировой практике – 40%), что означает делегитимацию власти. А уровень доверия населения – 20% к центральным органам власти – (критическое значение в мировой практике – 25%), свидетельствует, как вероятное последствие такого состояния, об отторжении власти народом. Это особенно показали события конца 2004 – начала 2005 года, а также конца 2008 – начало 2009 года [12, с.112-117].
Но самой актуальной проблемой российского общества сегодня является проблема занятости, она же является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, что подтверждает практика общественных преобразований в России. В числе безработных оказываются, в первую очередь, неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных [11, с.155]. Только по данным правительства, около 6 миллионов человек являются безработными. Ухудшает существующие положение мировой экономический кризис в связи с которым продолжает расти процент безработных из численности экономически активного населения [12, с.115]. Безработица, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивости, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость, стойкое маргинальное состояние [27, с.19]. Массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях состояния общества. Таким образом, безработица сказывается, не только, на материальном положении незанятых, но и на их социально-психологическом самочувствии.
Глава 2 Технологии решения социальных проблем общества
2.1 Соотношение понятий
«социальные технологии» и «
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология». Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Вопросы технологизации социальной сферы разрабатывались специалистами в области социального управления. В 1977 году выходит книга В. Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология представляется важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» [6, с.6-7].
Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.
При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей», как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей [6, с.7-8].
Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена, а именно таковой и является социальная технология, будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.
Информация о работе Социальные проблемы общества и их решение