Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности).
Помимо создания специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, практикуется отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости установление квоты приема отдельных категорий населения на предприятиях. Очень важная мера, введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Безработным гражданам обеспечивается:
бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
социальная поддержка;
компенсация, в соответствии с законодательством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.
Важное составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:
выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости [2, с.254-255].
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
2.3.2 Деятельность социальных служб по защите безработных
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решение адресных проблем безработного и членов его семьи была создана служба занятости, осуществляющая комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости была образована 1991 году в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Федерации». Она является организационно самостоятельной службой на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенции службы занятости входит:
содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;
квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
информирование население, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;
территориальное перераспределение работников;
помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
обеспечение социальной поддержки безработных;
сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
совершенствование механизма поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.
Технологии деятельности органов службы занятости населения подразумевают работу по следующим направлениям:
технология взаимодействия с гражданами, имеющими работу;
технология содействия занятости безработных граждан;
технология взаимодействия с работодателем;
реализация мероприятий по организации альтернативной гражданской службы;
партнерство на рынке труда.
Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов:
Первичная регистрация безработных граждан. Она осуществятся в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости в целях консультирования. Первичная регистрация безработных граждан связана с указанием в регистрационных документах анкетных данных клиента, его профессиональный уровень и причины обращения в службу занятости.
Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условием последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступностью рабочего места.
Регистрация граждан в качестве безработных. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятия решения службы занятости о признании его безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорт, трудовой книжки, документы о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.
Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.
Снятие безработных граждан с регистрационного учета. Оно осуществляется в следующих случаях: когда гражданин признается занятым, в соответствии с трудовым законодательством; если проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; когда не являются без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных; при длительной неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости, за выслугу лет, когда устанавливаются со стороны безработного.
2.3.3 Социально-психологические
технологии в работе с
Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний – одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.
Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.
Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что такой вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач – обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности, наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. После выбора направления идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.
Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. В процессе индивидуального консультирования можно получит исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.
Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.
Личностная консультация проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый умалчивает, так и особенности его характера, что выявляется путем личностной диагностики и исполнения различных методов.
Информация о работе Социальные проблемы общества и их решение