Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 12:47, курсовая работа
Тема: «Социальные проблемы молодежи» особенно актуальна, так как молодежь – это будущее каждой страны. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
1.1. Положение молодежи в обществе
1.2. Понятия (виды) социальные проблемы молодежи
1.3 Подходы к изучению социальных проблем молодежи и способы работы по их решению
II. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
2.1 Социальные проблемы молодежи как объект социологического исследования
2.2 Метод анкетирования как метод для изучения социальной проблемы
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.1 Основные выводы проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Движущими силами социальных проблем человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности. Люди все разные, и даже особенности их различны.
Молодежь
отличаются ростом и доходами, возрастом
и по здоровью, но одни из самых интересных
– это внутренние, психологические особенности лю
Например,
цепкое внимание, музыкальный слух, художественная
одаренность, хорошая память, быстрое
мышление, богатое воображение. Психологические особенности могут
быть негативными: обидчивость, забывчивость,
плаксивость, раздражительность, легко
может растеряться или разозлиться.
Склонность спорить и возражать, склонность
к азартным играм. Если человек не думает
об окружающих (то ли просто не задумывается,
то ли считает это лишним для себя), то
эти особенности для него не будут проблемой,
даже если они всерьез затрагивают интересы
окружающих.В свою очередь, необходимо
рассматривать следующие социальные особенности,
которые определяют, во-первых, положение
молодежи в обществе, во-вторых, владение
собственностью и доход, стратегические
знания, работоспособность, взаимная зависимость,
традиции и религия, потеря ролей и ролевая
неопределённость, потеря будущего. Социальная
активность является мерой социальной
деятельности и её целью является реализация
интересов обществ, личности как члена
данной социальной общности. Для любого
человека трудовая деятельность является
предпосылкой его полноценности, интересной
жизни, творческой деятельности. Определенные
проблемы могут быть, связанны с изменениями
в различных сферах жизни общества, возникших
в ходе реформ в государства. И все
это может быть следствием социальных проблем современной молодежи. Молодежная
среда, являющаяся объектом воздействия
со стороны политических институтов и
структур, политических партий и объединений,
функционирующих в обществе, представляет
собой сложный и противоречивый организм.
2.2
Метод анкетирования как метод
для изучения социальной
Социологический опрос – один из основных методов
сбора социологических данных, позволяющих
получить информацию о мнениях людей,
их мотивах и оценках социальных явлений,
о феноменах и состояниях общественного,
группового и индивидуального сознания.
Опрос можно рассматривать как один из
самых распространённых методов получения
информации о субъектах — респондентах
опроса. Опрос заключается в задавании
людям специальных вопросов, ответы на
которые позволяют исследователю получить
необходимые сведения в зависимости от
задач исследования. К особенностям опроса
можно причислить его массовость, что
вызвано спецификой задач, которые им
решаются. Массовость обуславливается
тем, что требуется получение сведений
о группе индивидов, а не изучение отдельного
представителя. Главное преимущество анкетирования
состоит в том, что оно является наиболее оперативным
и дешевым способом сбора информации. Мы выбрали групповое анкетирование потому
что, оно предусматривает опрос одновременно
группы людей. Именно это делает анкетирование
тем методом, который позволяет собирать
значительный материал при минимальных
затратах времени. После сбора анкет мы начинала
их обработку и анализ данных. Из проведенного
анализа следует, что метод анкетного опроса является
наиболее важным методом сбора первичной
информации в социологическом исследовании.
Выбранные нами вопросы с вариантами ответов; позволили
более строго интерпретировать
ответ. Рамки соотнесения
оценок и суждений определяются
здесь набором единых для всех
опрошенных вариантов ответа. Исследователь
имеет более надежные основания, чем
при открытых вопросах, сопоставлять
данные в равных условиях. Свой
опрос мы проводили в социальной сети
ВКонтакте. Респонденты отвечали путем
голосования. Одним кликом мышки люди способны
выражали свое личное мнение при ответе
в опросе. Итак, в ходе написания контрольной
работы мы выявили, что метод анкетирования
позволяет выяснить статистические данные
на тему исследования «Социальные проблемы
современной молодежи». Составив анкету,
мы максимально хотим произвести на респондентов
хорошее впечатление, пробудить их интерес,
завоевать доверие, подтвердить уверенность
в собственных силах, не дать им заскучать
и тем самым заставить отвечать искренне
и с удовольствием. Так же мы учла тот момент,
что анкета должна быть не только чисто
методическая, но и этическая. Необходимо
думать как о собственной исследовательской
программе, так и о том, на какие вопросы
респонденты смогут отвечать более охотно,
что может их заинтересовать. Сделав анкету
вежливой, нежели эгоистичной, осуществились
не только научно-познавательные, но и
коммуникативные функции. Кроме того,
мы включила не только вопросы, непосредственно
нацеленные на получение искомых ответов
или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие
установить с респондентами контакт, создать
у них кооперативную установку, способствовать
снятию напряжения, скуки и усталости,
неуверенности и т.п.
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
3.1 Основные выводы проблемы
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и стеᴨень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Если сопоставить теоретические подходы к социальным проблемам и их решению, существующие в зарубежной и отечественной социальной работе, то можно обнаружить в них как сходство, так и различие. В частности, оба подхода единодушно признают, что социальные проблемы по своему происхождению являются структурно обусловленными, и существуют на разных уровнях социальной жизни. Все это говорит о том, что современная молодежь является будущим нашей страны и это будущее конечно светлое.[11] Также подходы едины в определении круга социальных явлений, относящихся к уже общественно признанным социальным проблемам или еще претендующим на статус социальных проблем. В свою очередь, различия или несовпадения в обоих подходах связаны с определением социальных проблем в контексте социальной работы.
Выбрав актуальные вопросы в своей анкете (Приложение 1) социальных проблем молодых людей мы составили диаграммы (Приложение 2). Цель исследования состояла в изучение социальных проблем в молодежной среде. Решались следующие задачи: изучение причин социальных проблем. Рассмотрены факторы, которые влияют на проблемы молодежи. Проведен социологический опрос среди молодёжи. В его участии приняли 67 пользователей социальной сети Вконтакте. Из них 34 девушек и 33 юношей в возрасте от 12 и больше 22 лет. Результаты моего опроса показали, что 28.3% ребят на вопрос: «Какая для вас самая большая проблема на данный момент?» ответили недостаток карманных денег и 30% проблемы с учебой. Большее число ответов 47,4% на вопрос «Как вы считаете, к чему сейчас стремится молодежь?» было отведено стать богатым человеком. Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.В программу исследования входило также определение мнения молодежи о том, насколько сегодня эффективна воспитательная работа с молодежью (табл.1).
Таблица1
Воспитательная работа с молодежью
№ |
Варианты ответов эффективности работы с молодежью |
Единицы измерения, % |
1 |
Эффективна, так как проводятся различные мероприятия, акции |
3,8 |
2 |
Больше уделяется внимание созданию спортивных, оздоровительных центров |
26,9 |
3 |
Мало эффективна, потому что государство уделяет наименьшее внимание воспитательной работе с молодежью |
38,5 |
4 |
Не эффективна |
30,8 |
Из таблицы видно что, по мнению молодежи, государство уделяет наименьшее внимание воспитательной работе или вообще не эффективна. В меньшей степени она уделяет внимание созданию спортивных, оздоровительных центров и практически не проводит различные мероприятия. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам.
Анализируя
результаты нашего исследования, были
сделаны следующие выводы: гипотеза о
том, что для оптимальной динамикой проблемы
молодежи более эффективной является
работа с молодежью, ориентированная на
оптимизацию процессов социализации,
оказалось верной.
Большинство девушек и юношей ответили,
что: алкоголь 30,6% , наркотики 30,6% и в
меньшей степени безработица 24,2% являются
главными проблемами молодежи в современном
обществе. Подтверждая нашу гипотезу,
58,3 % опрашиваемых думают, что это государство
виновато в проблемах молодёжи, хотя 30%
признают, что молодёжь так же сама в этом
виновна. 42,9% затрудняются ответить уверены
ли они в своих планах на будущее.
Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на социальные проблемы молодежи – только лишь часть огромной системы, воздействующие на проблемы. Для полной оценки всех факторов влияющих на социальные проблемы необходимо много усилий и знаний в данной области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают молодежь. Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом ее формирования, как семья (Приложение 2). Значительно уменьшается в современном обществе роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте у молодых не продолжение рода, не реализация потребности в духовной близости и эмоциональном комфорте, а экономическая стабильность. Специального анализа требуют и такие причины кризиса социализации молодежи, как миграция из села в город, влияние средств массовой информации. Мигранты из села заимствуют, прежде всего, внешние образцы поведения.
Информация о работе Социальные проблемы современной молодежи